Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10510/2013) Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2013 по делу N А21-10799/2012 (судья Слоневская А.Ю.), принятое
по иску Администрации городского округа "Город Калининград"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 2 067 000 руб.
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (236000 г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097 г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, далее - Минфин России) за счет средств казны Российской Федерации 2 067 000 рублей, в счет возмещения расходов органа местного самоуправления по выполнению обязанности по обеспечению жилыми помещениями сотрудников милиции.
Решением суда от 05.04.2013 иск Администрации удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик - Министерство финансов заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
Администрация городского округа "Город Калининград" в нарушение требований части 1 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, постановлением главы города Калининграда от 05.09.2007 N 2049 освободившаяся муниципальная двухкомнатная квартира площадью 43,5/28,7 кв. м в доме 62 по ул. Пролетарская в г. Калининграде включена в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда и передана заместителю начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции И.И.Глухову на семью из двух человек по договору найма служебного жилого помещения.
Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 02.09.2011 N 1456 указанная служебная двухкомнатная квартира исключена из муниципального специализированного жилищного фонда, с И.И.Глуховым расторгнут договор найма служебного жилого помещения; с Глуховым И.И. 13.09.2011 заключен договор социального найма жилого помещения.
01.06.2012 прекращено право собственности муниципального образования городской округ "Город Калининград" на указанный объект недвижимого имущества, зарегистрировано право собственности И.И.Глухова на данную квартиру.
Израсходованная за счет средств городского бюджета денежная сумма, равная рыночной стоимости спорной квартиры, составила 2 067 000 рублей.
При рассмотрении спора суд первой инстанции применил положения пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и признал установленным факт исполнения Администрацией своей обязанности по предоставлению квартиры сотруднику милиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Суд сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 15.02.2005 N 58-О, согласно которой часть 1 статьи 30 Закона "О милиции", обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
При этом суд исходил из того, что Закон "О милиции" действовал в спорный период и подлежит применению в рассматриваемом случае.
Апелляционная коллегия считает вывод суда ошибочным.
01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", согласно пункту 1 статьи 44 которого обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По состоянию на 02.09.2011 - дату принятия постановления N 1456 об исключении спорной квартиры из муниципального специализированного жилищного фонда и заключения с Глуховым И.И. договора социального найма жилого помещения, Федеральным законом "О полиции" установлен иной порядок обеспечения сотрудника полиции жилым помещением - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, с 01.01.2011 правовых оснований для компенсации расходов муниципального образования, связанных с предоставлением сотруднику полиции жилого помещения по договору социального найма, не имеется, ввиду отсутствия у органов местного самоуправления обязанности по предоставлению сотруднику полиции жилого помещения.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Минфина России подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А21-10799/2012 отменить.
В удовлетворении иска Администрации городского округа "Город Калининград" (236000 г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097 г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636) за счет средств казны Российской Федерации 2 067 000 рублей отказать.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2013 ПО ДЕЛУ N А21-10799/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А21-10799/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10510/2013) Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.04.2013 по делу N А21-10799/2012 (судья Слоневская А.Ю.), принятое
по иску Администрации городского округа "Город Калининград"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 2 067 000 руб.
установил:
Администрация городского округа "Город Калининград" (236000 г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097 г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, далее - Минфин России) за счет средств казны Российской Федерации 2 067 000 рублей, в счет возмещения расходов органа местного самоуправления по выполнению обязанности по обеспечению жилыми помещениями сотрудников милиции.
Решением суда от 05.04.2013 иск Администрации удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик - Министерство финансов заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
Администрация городского округа "Город Калининград" в нарушение требований части 1 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, постановлением главы города Калининграда от 05.09.2007 N 2049 освободившаяся муниципальная двухкомнатная квартира площадью 43,5/28,7 кв. м в доме 62 по ул. Пролетарская в г. Калининграде включена в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда и передана заместителю начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции И.И.Глухову на семью из двух человек по договору найма служебного жилого помещения.
Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 02.09.2011 N 1456 указанная служебная двухкомнатная квартира исключена из муниципального специализированного жилищного фонда, с И.И.Глуховым расторгнут договор найма служебного жилого помещения; с Глуховым И.И. 13.09.2011 заключен договор социального найма жилого помещения.
01.06.2012 прекращено право собственности муниципального образования городской округ "Город Калининград" на указанный объект недвижимого имущества, зарегистрировано право собственности И.И.Глухова на данную квартиру.
Израсходованная за счет средств городского бюджета денежная сумма, равная рыночной стоимости спорной квартиры, составила 2 067 000 рублей.
При рассмотрении спора суд первой инстанции применил положения пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и признал установленным факт исполнения Администрацией своей обязанности по предоставлению квартиры сотруднику милиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Суд сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 15.02.2005 N 58-О, согласно которой часть 1 статьи 30 Закона "О милиции", обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
При этом суд исходил из того, что Закон "О милиции" действовал в спорный период и подлежит применению в рассматриваемом случае.
Апелляционная коллегия считает вывод суда ошибочным.
01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", согласно пункту 1 статьи 44 которого обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По состоянию на 02.09.2011 - дату принятия постановления N 1456 об исключении спорной квартиры из муниципального специализированного жилищного фонда и заключения с Глуховым И.И. договора социального найма жилого помещения, Федеральным законом "О полиции" установлен иной порядок обеспечения сотрудника полиции жилым помещением - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, с 01.01.2011 правовых оснований для компенсации расходов муниципального образования, связанных с предоставлением сотруднику полиции жилого помещения по договору социального найма, не имеется, ввиду отсутствия у органов местного самоуправления обязанности по предоставлению сотруднику полиции жилого помещения.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Минфина России подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05 апреля 2013 года по делу N А21-10799/2012 отменить.
В удовлетворении иска Администрации городского округа "Город Калининград" (236000 г. Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097 г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636) за счет средств казны Российской Федерации 2 067 000 рублей отказать.
Председательствующий
Е.А.ФОКИНА
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)