Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2013 N 18АП-1252/2013 ПО ДЕЛУ N А07-18297/2011

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. N 18АП-1252/2013

Дело N А07-18297/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 по делу N А07-18297/2011 (судья Абдуллина Э.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Аллаярова Э.Д. (доверенность от 04.06.2012 N 86).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГАТЭ" (далее - ООО УК "ГАТЭ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 24.01.2011 N 01 между заявителем и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, выраженного в сообщении от 28.07.2011 N 01/012/2011-439, обязании Управления Росреестра зарегистрировать указанный договор.
Определениями суда первой инстанции от 18.10.2011, от 12.01.2012, от 10.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минлесхоз, третье лицо), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, третье лицо), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", третье лицо), государственное учреждение "Уфимское лесничество" (далее - ГУ "Уфимское лесничество", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.12.2012 (резолютивная часть объявлена 12.12.2012) заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель со ссылкой на статью 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" отмечает, что в случае если государственный кадастровый учет лесных участков был осуществлен, то при последующем совершении сделок с объектом требуется предоставление его кадастрового плана или паспорта. В настоящем случае лесной участок прошел государственный кадастровый учет, следовательно, предоставление кадастрового плана является обязательным. Также податель жалобы указывает, что суд сделал неверный вывод об идентичности предмета договора аренды и предмета, указанного в заявлении, поданном на государственную регистрацию. При этом ссылка суда первой инстанции на письмо Минлесхоза от 25.01.2011, в котором указано о вхождении городских лесов в состав лесов Уфимского района, является необоснованной, так как указанное письмо не носит правоподтверждающего характера. Также, по мнению подателя жалобы, суд необоснованно сослался на нормы статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
От ООО УК "ГАТЭ" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В обоснование своих возражений ООО УК "ГАТЭ" указывает на то, что предоставление кадастрового паспорта в отношении передаваемого в аренду лесного участка не требуется, так как государственный кадастровый учет в отношении данного лесного участка не осуществлялся. Предмет договора аренды определен. Также отметил, что нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков. Доказательства перевода лесного участка в иную категорию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) не представлены.
От Минлесхоза поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование своих возражений Минлесхоз указывает на то, что Управлением Росреестра не было доказано, что лесной участок, указанный в договоре аренды, не является частью земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154, либо образован из другого лесного участка.
От ТУ Росимущества также поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование своих возражений ТУ Росимущество указывает, что ООО УК "ГАТЭ" в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, требующиеся для государственной регистрации договора аренды лесного участка. Предмет договора аренды определен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьих лиц не явились. До начала судебного заседания от заявителя, Минлесхоза поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителей.
С учетом мнения представителя подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель на аукционе, состоявшемся 29.12.2010, приобрел право на заключение договора аренды лесного участка площадью 0,5 га, квартал N 25, выделы 42, 43 в Уфимском лесничестве (протокол от 29.12.2010 N 2.337) (т. 1, л.д. 10-11).
На основании протокола от 29.12.2010 N 2.337 Минлесхозом в лице Государственного учреждения "Уфимское лесничество" и заявителем подписан договор аренды от 24.01.2011 N 01 лесного участка с учетным номером в Государственном лесном реестре 1180014711-06-01 (т. 1, л.д. 12-27).
План-схема расположения лесного участка и его границы приводятся в приложении N 1 к договору.
Срок аренды установлен с момента подписания акта приема-передачи лесного участка на 49 лет, с 24.01.2011 по 05.01.2060 (пункт 2.2 договора).
08 февраля 2011 года заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора.
Регистрирующий орган отказа в государственной регистрации договора, что подтверждено сообщением об отказе в государственной регистрации от 28.07.2011 N 01/012/2011-439 (т. 1. л.д. 33).
Основанием для отказа в государственной регистрации явилось то, что согласно договору аренды вышеуказанный лесной участок имеет местоположение: Республика Башкортостан, город Уфа на территории городских лесов городского округа город Уфа, квартал N 25, выделы 42, 43, а категория указана - "земли лесного фонда". При этом в письме Минлесхоза от 25.01.2011 N 36 указано, что арендуемый участок лесного фонда входит в состав лесного участка, имеющего кадастровый номер 02:47:000000:0154. Между тем, согласно записям в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лесной участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154 имеет адрес: Республики Башкортостан, Уфимский район. В договоре аренды не указано, что лесной участок является частью лесного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154. Указание в договоре на то, что лесной участок расположен на территории городского округа город Уфа с категорией земель - земли лесного фонда не соответствует Закону о переводе земель.
Полагая, что названный отказ в государственной регистрации является незаконным, ООО УК "ГАТЭ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что стороны согласовали условие о предмете договора аренды, оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды не имелось.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, согласно частям 1 и 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со статьей 4.2 названного Закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 4.4 названного Закона если до 01.01.2012 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в отношении лесного участка, явившегося предметом договора аренды, государственный кадастровый учет не осуществлялся.
Довод подателя жалобы об обратном не соответствует материалам дела.
Следовательно, предоставление кадастрового паспорта в отношении передаваемого в аренду лесного участка не требовалось.
К договору аренды лесного участка согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (пункт 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о лесных участках.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок) был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310 (действовал в период возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 11 Порядка сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в пункте 2 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
В договоре аренды его предмет сторонами определен, указан номер учетной записи в Государственном лесном реестре 1180014711-06-01. К договору приложен план-схема расположения лесного участка и его границ.
Факт вхождения лесного участка, указанного в договоре аренды, в состав общего лесного массива, составляющего земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154, на который было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 20.08.2004 (т. 1, л.д. 136)), подтвержден информацией Государственного учреждения "Уфимское лесничество" (т. 1, л.д. 38, 97), являющегося учреждением со специальной компетенцией в области управления лесами.
Само по себе указание в договоре аренды на то, что лесной участок имеет местоположение - на территории городских лесов городского округа город Уфа, при том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0154 в свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в качестве адреса объекта указан Уфимский район, не свидетельствует о том, что лесной участок не входит в лесной массив, составляющий земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0154.
Также заявитель в отзыве на апелляционную жалобу верно указал, что нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков. При этом доказательства перевода лесного участка в иную категорию в соответствии с требованиями Закона о переводе земель отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды у регистрирующего органа ее было.
Ссылка суда первой инстанции в обжалуемом решении на статью 25.3 Закона о регистрации не привела к вынесению неверного решения.
Заявителем также было заявлено о взыскании с заинтересованного лица расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
В доказательство понесенных расходов заявитель представил подтверждающие несение указанных расходов документы, в частности акт об оказанных услугах по договору оказания юридических услуг от 27.09.2011 N 4 от 01.02.2012 (т. 2, л.д. 27), согласно которому заказчик оплатил исполнителю 20 000 руб. по квитанции к приходному кассовому ордеру от 27.09.2011 N 17 на сумму 20 000 руб. Факт оказания услуг также подтвержден материалами дела.
От заинтересованного лица возражения относительно чрезмерности предъявленной к взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя не были заявлены.
С учетом вышеизложенного требование заявителя о взыскании судебных расходов подлежало удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2012 по делу N А07-18297/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)