Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1965АП/2013

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N 33-1965АП/2013


Судья: Жданов А.Н.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего судьи Сажина А.В.,
судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Ч.,
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Л. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 01 февраля 2013 года, по которому
исковое заявление государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района" к Л. удовлетворено.
Взыскано с Л. в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района"... рублей... копеек.
Взыскана с Л. в местный бюджет муниципального образования муниципального района "Удорский" государственная пошлина в размере... рублей.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения Л., судебная коллегия

установила:

ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района" обратилось в суд с иском к Л. о возврате излишне перечисленных сумм субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <Дата обезличена> в сумме... рублей... копеек неосновательного обогащения.
В обоснование исковых требований указано, что истец наделен полномочием по назначению и выплате субсидий на оплату ЖКУ на территории Удорского района. Л. являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. В ходе проверки был установлен факт предоставления ответчиком недостоверных сведений, а именно с <Дата обезличена> он не являлся пользователем жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда, собственником жилого помещения, с ним не был заключен договор найма жилого помещения частного жилищного фонда по данному адресу. Таким образом, в период с <Дата обезличена> Л. субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась с нарушением установленного Порядка.
В судебном заседании представители С., М., действующие по доверенности в интересах ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района" исковые требования и основания поддержали.
Ответчик Л. с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица Л. просит решение суда отменить как незаконное, принятое без учета фактических обстоятельств, которым суд дал неправильную оценку.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что ответчиком заведомо была предоставлена не верная информация в части изменения статуса занимаемого им жилого помещения, поскольку с <Дата обезличена> по договору приватизации собственником жилого помещения является ФИО8 При этом суд привел положения п. п. 60 - 61 Правил, предусматривающие основания прекращения предоставления субсидий, а также возврат денежных средств в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия.
Так, положения пп. "в" п. 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривают, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 61 Правил).
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно п. 2 ст. 159 ЖК РФ и Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг право на субсидию имеют граждане:
- 1. пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- 2. наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
- 3. члены жилищных кооперативов;
- 4. собственники жилых помещений.
Положениями п. 14 Правил предусмотрено, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приведен список документов, необходимых для получения субсидии, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении субсидии.
В соответствии названными Правилами к заявлению о предоставлении субсидии прилагаются, в том числе копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором гражданин зарегистрирован по месту постоянного жительства, -
Пункт 11 Правил предусматривает, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
При наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8 и 9 Правил (Пункт 12)
Как следует из материалов дела Л. с <Дата обезличена> является получателем субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С соответствующим заявление ответчик ежегодно обращался в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района" с предоставлением соответствующих документов, на основании которых с учетом положений приведенных пунктов 11.12 Правил предоставлялась субсидия.
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района" предоставляло субсидию за период с <Дата обезличена> на основании представленных документов с учетом приведенных выше положений Правил.
Отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу ст. 10 названного Федерального закона в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Таким образом, представление недостоверных данных служит основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При этом оказание государственной социальной помощи прекращается на срок, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась. По истечении этого срока гражданин может повторно обратиться в орган социальной защиты населения для предоставления ему государственной социальной помощи.
С учетом изложенного, представление получателем субсидии недостоверных данных влечет прекращение оказания социальной помощи, в то время как в случае представления получателем субсидии заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, производится возврат субсидии в бюджет.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы истца о том, что ответчик сообщал заведомо недостоверные сведения о принадлежности жилого помещения.
Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.
Вместе с тем, представленные доказательства не подтверждают наличие умысла Л. на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование своих возражений в отношении заявленных исковых требований Л. указывал, что дополнительных документов, кроме тех, которые предъявлялись при подаче соответствующих заявлений на получение субсидии, истец не истребовал.
Указанные доводы ответчика судебная коллегия находит заслуживающими внимания, доказательств обратного истцом не представлено. В связи с чем оснований для признания действий ответчика как предоставление истцу заведомо неправильной информации с целью получения субсидии не имеется, что исключает применение положений ст. 1102 ГК РФ для взыскания с него суммы субсидии за период с <Дата обезличена>
Учитывая вышеприведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 193 - 199, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Удорского районного суда Республики Коми от 01 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <Адрес обезличен>" к Л. о взыскании излишне перечисленных сумм субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с <Дата обезличена> в сумме... руб. - отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)