Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Беликов О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Тришкиной М.А. и Петровой Н.А.
при секретаре С.К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. дело по иску Т.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья по апелляционной жалобе Т.А. на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения истца Т.А. и ее представителей - Т.Н. и К., поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.А. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья.
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> умер ее муж Т.И.В. После смерти мужа, в силу возраста, у нее не было возможности проживать одной без родственников в жилом доме, без удобств в с. Вязовка Базарно-Карабулакского районе. 17.12.2006 г. она была вынуждена продать жилой <адрес> и переехать в г. Красноармейск Саратовской области, где проживает ее сын Т.Н. В Красноармейске она проживает в квартире по договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, т.к. сын своего жилья не имеет. На основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5 "О ветеранах" ее признали вдовой участника Великой Отечественной войны, с правами и льготами для ветеранов Великой Отечественной войны.. В октябре 2012 г. Т.А. вторично обратилась к ответчикам с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако 02.11.2012 г. получила отказ со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Истец считает, что отказ в постановке ее на учет как нуждающейся для улучшения жилищных условий является незаконным и необоснованным.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым отказал Т.А. в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Т.А., будучи не согласна с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения иска по данному делу; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат представленным доказательствам. Кроме того, судом неправильно применены нормы материального права. По мнении автора жалобы, ответчики не представили доказательства намеренного ухудшения ею жилищных условий при продаже дома в 2006 г. Довод ответчиков о том, что установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренного ухудшения жилищных условий, не истек, надуман.
Учитывая мнение участников процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Т.А. и ее представители - Т.Н. и К. поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 6 ст. 1 Закона Саратовской области от 02.07.2009 г. N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" и ст. 1 Закона N 85-ЗСО являются отсылочными и корреспондируются с положениями Жилищного кодекса РФ, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с положениями ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что истец Т.А.,<данные изъяты> рождения, является женой Т.И.В., инвалида и участника Великой Отечественной войны, умершего <дата>
Судом установлено, что Т.А. ранее проживала в принадлежащем Т.И.В. на праве собственности <адрес>, на учете на улучшение жилищных условий не состояла, с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания до смерти своего супруга не обращалась.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 17.05.2007 г. Т.А. вступила в наследство, оформив право на наследственное имущество в виде вышеназванного жилого дома (л.д. 43).
22.06.2007 г. Т.А. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, зарегистрировалась в пос. Сенной, с 06.04.2009 г. по 18.05.2011 г. она была зарегистрирована в съемном жилом помещении, оформив договор аренды жилого дома, в настоящее время на регистрационном учете нигде не состоит, что подтверждается копией паспорта (л.д. 3-4, 10).
Вступившим в законную силу решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 15.01.2010 г. признан состоявшимся договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, согласно которому Т.А. 17.12.2006 г. продала У.И.Н. жилой <адрес> (л.д. 6-7).
Из материалов дела следует и установлено судом, что в силу возраста, с учетом степени благоустройства и состояния занимаемого жилого дома, отсутствия родственников в с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области, Т.А. не могла проживать одна в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, вынуждена была продать его 17.12.2006 г. и переехать в г. Красноармейск, где проживает ее сын - Т.Н.
Согласно ответу Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 23.06.2010 г. Т.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она ухудшила свои жилищные условия и пятилетний срок с момента совершения действий, указанных в ст. 53 ЖК РФ, не истек (л.д. 8).
Вступившим в законную силу решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 03.04.2012 г. Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о постановке на учет в качестве нуждающейся для получения жилья, как вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны (л.д. 12-13).
Как следует из ответа Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 02.11.2012 г. Т.А. вновь отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 14).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, ч. 5 ст. 1.1 Закона N 85-ЗСО граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 1.1 Закона N 85-ЗСО в случаях, если не истек указанный в части 5 настоящей статьи срок, уполномоченным органом области принимается решение об отказе в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Принимая решение по настоящему делу, суд исходил из того, что Т.А., заключив договор купли-продажи жилого дома в Базарно-Карабулакском, принадлежащего ей на праве собственности, умышленно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны вопреки нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
По мнению судебной коллегии, действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий, не выявлены.
Продажа Т.А. жилого <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности и являющегося ее предыдущим местом жительства, была вынужденной. Престарелый возраст Т.А. (86 лет) свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать одна в жилом доме с частичными удобствами и содержать его, она не могла.
Доказательств обратного ответчиками, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Не содержит таковых доказательств и апелляционная жалоба.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона решение суда первой инстанции в части отказа Т.А. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья, заявленных к министерству строительства и ЖКХ Саратовской области, нельзя считать обоснованным и законным, оно подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Учитывая вышеизложенные положения материального права и оценивая установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по внутреннему убеждению, основанному на бесстрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, судебная коллегия считает возможным вынести в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований Т.А. и возложении на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязанности поставить ее на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья.
Вместе с тем судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что администрация Красноармейского района Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции вынес правильное решение в части отказа Т.А. в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрация Красноармейского района Саратовской области.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года отменить в части отказа Т.А. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья, заявленных к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Т.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья.
В остальной части решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3592
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу N 33-3592
Судья Беликов О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Тришкиной М.А. и Петровой Н.А.
при секретаре С.К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. дело по иску Т.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья по апелляционной жалобе Т.А. на решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения истца Т.А. и ее представителей - Т.Н. и К., поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.А. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья.
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> умер ее муж Т.И.В. После смерти мужа, в силу возраста, у нее не было возможности проживать одной без родственников в жилом доме, без удобств в с. Вязовка Базарно-Карабулакского районе. 17.12.2006 г. она была вынуждена продать жилой <адрес> и переехать в г. Красноармейск Саратовской области, где проживает ее сын Т.Н. В Красноармейске она проживает в квартире по договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, т.к. сын своего жилья не имеет. На основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5 "О ветеранах" ее признали вдовой участника Великой Отечественной войны, с правами и льготами для ветеранов Великой Отечественной войны.. В октябре 2012 г. Т.А. вторично обратилась к ответчикам с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако 02.11.2012 г. получила отказ со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Истец считает, что отказ в постановке ее на учет как нуждающейся для улучшения жилищных условий является незаконным и необоснованным.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым отказал Т.А. в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Т.А., будучи не согласна с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения иска по данному делу; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат представленным доказательствам. Кроме того, судом неправильно применены нормы материального права. По мнении автора жалобы, ответчики не представили доказательства намеренного ухудшения ею жилищных условий при продаже дома в 2006 г. Довод ответчиков о том, что установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренного ухудшения жилищных условий, не истек, надуман.
Учитывая мнение участников процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Т.А. и ее представители - Т.Н. и К. поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 6 ст. 1 Закона Саратовской области от 02.07.2009 г. N 85-ЗСО "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" и ст. 1 Закона N 85-ЗСО являются отсылочными и корреспондируются с положениями Жилищного кодекса РФ, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии с положениями ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что истец Т.А.,<данные изъяты> рождения, является женой Т.И.В., инвалида и участника Великой Отечественной войны, умершего <дата>
Судом установлено, что Т.А. ранее проживала в принадлежащем Т.И.В. на праве собственности <адрес>, на учете на улучшение жилищных условий не состояла, с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания до смерти своего супруга не обращалась.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 17.05.2007 г. Т.А. вступила в наследство, оформив право на наследственное имущество в виде вышеназванного жилого дома (л.д. 43).
22.06.2007 г. Т.А. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, зарегистрировалась в пос. Сенной, с 06.04.2009 г. по 18.05.2011 г. она была зарегистрирована в съемном жилом помещении, оформив договор аренды жилого дома, в настоящее время на регистрационном учете нигде не состоит, что подтверждается копией паспорта (л.д. 3-4, 10).
Вступившим в законную силу решением Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 15.01.2010 г. признан состоявшимся договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, согласно которому Т.А. 17.12.2006 г. продала У.И.Н. жилой <адрес> (л.д. 6-7).
Из материалов дела следует и установлено судом, что в силу возраста, с учетом степени благоустройства и состояния занимаемого жилого дома, отсутствия родственников в с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области, Т.А. не могла проживать одна в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, вынуждена была продать его 17.12.2006 г. и переехать в г. Красноармейск, где проживает ее сын - Т.Н.
Согласно ответу Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 23.06.2010 г. Т.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она ухудшила свои жилищные условия и пятилетний срок с момента совершения действий, указанных в ст. 53 ЖК РФ, не истек (л.д. 8).
Вступившим в законную силу решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 03.04.2012 г. Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области о постановке на учет в качестве нуждающейся для получения жилья, как вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны (л.д. 12-13).
Как следует из ответа Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 02.11.2012 г. Т.А. вновь отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 14).
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, ч. 5 ст. 1.1 Закона N 85-ЗСО граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч. 8 ст. 1.1 Закона N 85-ЗСО в случаях, если не истек указанный в части 5 настоящей статьи срок, уполномоченным органом области принимается решение об отказе в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Принимая решение по настоящему делу, суд исходил из того, что Т.А., заключив договор купли-продажи жилого дома в Базарно-Карабулакском, принадлежащего ей на праве собственности, умышленно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны вопреки нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
По мнению судебной коллегии, действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий, не выявлены.
Продажа Т.А. жилого <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности и являющегося ее предыдущим местом жительства, была вынужденной. Престарелый возраст Т.А. (86 лет) свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать одна в жилом доме с частичными удобствами и содержать его, она не могла.
Доказательств обратного ответчиками, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Не содержит таковых доказательств и апелляционная жалоба.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона решение суда первой инстанции в части отказа Т.А. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья, заявленных к министерству строительства и ЖКХ Саратовской области, нельзя считать обоснованным и законным, оно подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Учитывая вышеизложенные положения материального права и оценивая установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по внутреннему убеждению, основанному на бесстрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, судебная коллегия считает возможным вынести в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований Т.А. и возложении на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обязанности поставить ее на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья.
Вместе с тем судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что администрация Красноармейского района Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции вынес правильное решение в части отказа Т.А. в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрация Красноармейского района Саратовской области.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года отменить в части отказа Т.А. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья, заявленных к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Т.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет, как вдову участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, для получения жилья.
В остальной части решение Красноармейского городского суда Саратовской области от 16 апреля 2013 года оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)