Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5248/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-5248/13


Судья: Солод Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Кузнецовой С.В., Бусиной Н.В.,
при секретаре К.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах С.И.Н., С.А.А. к администрации г. Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Ленинского района г. Барнаула о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Барнаула, действуя в интересах С.А.А., С.И.Н., обратился в суд с иском к управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Ленинского района г. Барнаула с требованиями о возложении на администрацию Ленинского района г. Барнаула обязанности направить в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству документы, подтверждающие факт признания С.И.Н. и С.А.А. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить С.И.Н., С.А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, 42 кв. м общей площади на состав семьи два человека.
В обоснование иска указано, что семья С.И.Н. состоит из двух человек, включая сына А., ДД.ММ.ГГ года рождения. Семья проживает в двухкомнатной квартире, занятой несколькими семьями. С.А.А. является инвалидом детства, страдает заболеванием, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, занятой несколькими семьями. В соответствии с положениями ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ семья С-вых имеет право на получения жилья во внеочередном порядке.
В результате уточнения истцом требований последние были предъявлены к администрации <адрес>, администрации Ленинского района г. Барнаула, управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству: о признании за С-выми права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из двух человек с учетом права на дополнительную жилую площадь; о возложении на администрацию г. Барнаула, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному обязанности распределить администрации Ленинского района г. Барнаула для предоставления С.И.Н., С.А.А. в черте муниципального образования - город Барнаул благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а именно 42 кв. м с учетом жилого помещения, имеющегося в собственности С.И.Н., а также с учетом права С.А.А. на дополнительную жилую площадь, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; о возложить на администрацию Ленинского района г. Барнаула обязанности предоставить С.И.Н., С.А.А. вне очереди в черте муниципального образования - город Барнаул благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а именно 42 кв. м с учетом жилого помещения, имеющегося в собственности С.И.Н., а также с учетом права С.А.А. на дополнительную жилую площадь в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации г. Барнаула иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что жилые помещения из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом порядке. С-вы малоимущими не признаны. Кроме того, финансирование мероприятий по предоставлению жилья инвалидам является расходным обязательством Российской Федерации. Администрация г. Барнаула не наделена соответствующими государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель администрации Ленинского района г. Барнаула возражал против удовлетворения иска по аналогичным основаниям.
Представитель Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения семье С-вых на управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от 25 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены в части.
Признано за С.А.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить С.И.Н., С.А.А. по договору социального найма в черте муниципального образования - город Барнаул благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 52,4 кв. м, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
С решением суда не согласился ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда о возложении обязанности на Управление предоставить жилое помещение истцу противоречит нормам действующего законодательства.
В статье 5 закона Алтайского края от 12.12.2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" содержится исчерпывающий перечень лиц, кому предоставляется жилое помещение субъектом федерации. Необходимо учитывать, что законом Алтайского края от 11.10.2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" были внесены изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГ, согласно которым ранее имевшийся пункт 5 указанной статьи закона, которые предусматривал право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования иным категориям граждан, определенных федеральным законом и законом Алтайского края, признан утратившим силу.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГ полномочия Управления четко определены, предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГ, не входит в компетенцию ответчика.
Суд, рассматривая спор, фактически применил недействующую норму права.
Неправомерно руководствуясь только тем, что осуществление государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложено на Управление, принимать решение о возложении обязанности по предоставлению жилья категории лиц, которые не обладают таким правом в отношении ответчика.
При рассмотрении спора судом не дана оценка тому факту, что в квартире, площадью 42,5 кв. м зарегистрированы и проживают двое истцов и З.Е., что превышает учетную норму при постановке нуждающихся на учет. Постановка семьи истца на учет нуждающихся в нарушение норм закона не порождает у ответчика обязанности по признанию за истцом права на предоставление жилья.
Принимая решение о возложении обязанности по предоставлению дополнительной жилой площади, суд не учел, что согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь" не предусмотрена обязанность по предоставлению таковой дополнительной площади. Вопрос о праве лиц на дополнительную жилую площадь субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения, решается индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств. С.И.Н. имеет 1\\4 долю в квартире, общей площадью 42,5 кв. м, поэтому необходимость в предоставлении дополнительной жилой площади отсутствует.
Также апеллятором указано на то, что надлежащим ответчиком по делу являются органы местного самоуправления, так как на них в силу ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" возложены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Неправильно суд применил норму предоставления жилого помещения закона субъекта федерации, который не предусматривает право инвалидов на предоставление жилого помещения, поэтому нормы этого закона неприменимы.
В возражениях представитель материального истца просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В представленных возражениях прокурора содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав истца С.И.Н., представителя администрации <адрес> Б., возражавших против доводов жалобы, представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края О., поддержавшей доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Текутьеву Я.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Часть 3 указанной статьи гласит, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственников жилых помещений, членов их семьи, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, к таким заболеваниям относится код заболевания по МКБ-10 F. 72.
Как следует из материалов дела, семья С-вых проживает в двухкомнатной <адрес> городок, общей площадью 42,5 кв. м. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности по ? доле С.И.Н., З.А.Г., З.С., З.Е.
В квартире зарегистрированы и фактически проживают две семьи С.И.Н. с ребенком С.А.А., З.Е. (брат) с ребенком З.А.Е.
Малолетний С.А.А. ДД.ММ.ГГ года рождения, признан ребенком-инвалидом на срок до ДД.ММ.ГГ, что следует из справки МСЭ 2012 ***.
По заключению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГ С.А.А. страдает заболеваниями, дающими право на внеочередное обеспечение жилым помещением и право на дополнительную жилую площадь, - органическое заболевание центральной нервной системы со стойким нарушением функций нижних конечностей, требующие применение инвалидных кресел-колясок (Постановлением Правительства РФ N 817 от ДД.ММ.ГГ).
По делу также установлено, что на основании постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** С.И.Н. и С.А.А. признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под N 25.
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, постольку малолетний С.А.А. как лицо, подпадающее под данную группу граждан и члены его семьи подлежат обеспечению вне очереди жилым помещением.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истцам жилья во внеочередном порядке.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции.
Доводы жалобы ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку направлен на иное толкование норм материального права.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс РФ не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с ДД.ММ.ГГ не содержит прямого указания на обеспечение жилым помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья, предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что субъект Российской Федерации является ответственным лицом за обеспечение С.А.А. и С.И.Н. жилым помещением, в связи с чем доводы жалобы о надлежащем ответчике - органе местного самоуправлении во внимание не принимаются.
Не находит судебная коллегия состоятельным довод жалобы о незаконности постановки материальных истцов на учет нуждающихся.
Представленные в материалы дела доказательства о принадлежности С.И.Н. 1\\4 доли в квартире, площадью 42,5 кв. м, в которой проживает брат со своей семьей, установленное хроническое заболевание С.А.А., отсутствие другого жилья правильно оценены органом местного самоуправления как основания для постановки на учет среди лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях.
Довод жалобы о неверном определении судом размера предоставляемого жилого помещения во внимание не принимается, так как указанный размер правильно установлен судом исходя из ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которой норма предоставления жилого помещения фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 42 квадратных метров общей площади на семью из двух человек.
Неверным является толкование апеллятором норм прав, предоставляющих право указанной категории лиц на дополнительную жилую площадь.
Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Указанная норма регламентирует не право предоставляющего субъекта определить - нуждается ли инвалид в дополнительной площади, а указывает на возможность увеличения предельных размеров предоставляемой жилой площади с учетом того, что нормы предоставления, в том числе дополнительной площади, устанавливаются органами субъекта федерации и местного самоуправления.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводов суда первой инстанции. Доводы жалобы направлены на иное толкование закона.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)