Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ганченкова В.А.
Докладчик: Скипальская Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Скипальской Л.И.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе заместителя Главы администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по правовым вопросам К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения Ч., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск об обжаловании действий и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указал, что <...> он обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, как молодая семья, на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, с приложением пакета документов, подтверждающих отсутствие в собственности жилого помещения. Постановлением Главы администрации городского округа Саранск <...> от <...> ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что не представлены предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан документы для принятия на учет. Считал данное решение незаконным, так как необходимый пакет документов, подтверждающих отсутствие в собственности жилого помещения, он представил в полном объеме.
Просил суд признать незаконным постановление Главы администрации городского округа Саранск от об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать администрацию городского округа Саранск поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2011 г. исковые требования Ч. удовлетворены.
Признано незаконным постановление Главы администрации городского округа Саранск от в части отказа в постановке на учет Ч. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность поставить Ч. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с
В кассационной жалобе заместитель Главы администрации городского округа Саранск - Директор Департамента по правовым вопросам К. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при обращении в администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, Ч. в нарушение требований закона, не приложил к заявлению выписку из домовой книги на жилое помещение по месту регистрации супруги Ч.Е. и копию финансового лицевого счета на указанное помещение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что <...> Ч. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, как молодая семья, на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335.
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск <...> от <...> Ч. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не представлены предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, документы для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный отказ является незаконным.
В соответствии с пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагаются следующие документы: о составе семьи гражданина-заявителя (справка о составе семьи с места жительства, свидетельства о рождении детей, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), иные документы, подтверждающие состав семьи); выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет; копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи; акт проверки жилищных условий по установленной форме; документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья; выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи о сделках с недвижимым имуществом; документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи.
Как установлено судом первой инстанции и стороной ответчика не оспаривается, при обращении в администрацию городского округа Саранск о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Ч. к заявлению не была представлена только выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, по месту регистрации его супруги Ч.Е.
При этом из материалов учетного дела Ч. следует, что Ч.Е. обращалась в ООО <...> с заявлением о предоставлении выписки из домовой книги на жилое помещение по месту своей регистрации: <...>.
Письмом ООО <...> <...> от <...> Ч.Е. сообщено, что в ее регистрации отсутствует номер жилого помещения, поэтому предоставить выписку из домовой книги на жилое помещение, не имеющее нумерации, не представляется возможным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что непредставление Ч. требуемых ответчиком документов носит объективный характер. Между тем, при недостаточности сведений, представленных Ч., жилищная комиссия вправе проверить их достоверность.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, не повлечет для истца никаких последствий, влияющих на постановку его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Более того, в судебном заседании ответчиком не оспаривался факт нуждаемости семьи Ч. в улучшении жилищных условий.
Оценивая установленные обстоятельства, суд сделал верный вывод о том, что Ч. незаконно отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и правомерно возложил на администрацию городского округа Саранск обязанность поставить Ч. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы ответчика были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя Главы администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по правовым вопросам К. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
В.И.ЛИТЮШКИН
Судьи
И.В.АДУШКИНА
Л.И.СКИПАЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 05.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1283/63
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2011 г. по делу N 33-1283/63
Судья: Ганченкова В.А.
Докладчик: Скипальская Л.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Скипальской Л.И.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе заместителя Главы администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по правовым вопросам К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения Ч., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ч. обратился в суд с иском к администрации городского округа Саранск об обжаловании действий и понуждении в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указал, что <...> он обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, как молодая семья, на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, с приложением пакета документов, подтверждающих отсутствие в собственности жилого помещения. Постановлением Главы администрации городского округа Саранск <...> от <...> ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что не представлены предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан документы для принятия на учет. Считал данное решение незаконным, так как необходимый пакет документов, подтверждающих отсутствие в собственности жилого помещения, он представил в полном объеме.
Просил суд признать незаконным постановление Главы администрации городского округа Саранск от об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать администрацию городского округа Саранск поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2011 г. исковые требования Ч. удовлетворены.
Признано незаконным постановление Главы администрации городского округа Саранск от в части отказа в постановке на учет Ч. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность поставить Ч. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с
В кассационной жалобе заместитель Главы администрации городского округа Саранск - Директор Департамента по правовым вопросам К. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при обращении в администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, Ч. в нарушение требований закона, не приложил к заявлению выписку из домовой книги на жилое помещение по месту регистрации супруги Ч.Е. и копию финансового лицевого счета на указанное помещение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что <...> Ч. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья, как молодая семья, на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335.
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск <...> от <...> Ч. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не представлены предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, документы для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный отказ является незаконным.
В соответствии с пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. N 335, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагаются следующие документы: о составе семьи гражданина-заявителя (справка о составе семьи с места жительства, свидетельства о рождении детей, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), иные документы, подтверждающие состав семьи); выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет; копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи; акт проверки жилищных условий по установленной форме; документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья; выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи о сделках с недвижимым имуществом; документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи.
Как установлено судом первой инстанции и стороной ответчика не оспаривается, при обращении в администрацию городского округа Саранск о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Ч. к заявлению не была представлена только выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, по месту регистрации его супруги Ч.Е.
При этом из материалов учетного дела Ч. следует, что Ч.Е. обращалась в ООО <...> с заявлением о предоставлении выписки из домовой книги на жилое помещение по месту своей регистрации: <...>.
Письмом ООО <...> <...> от <...> Ч.Е. сообщено, что в ее регистрации отсутствует номер жилого помещения, поэтому предоставить выписку из домовой книги на жилое помещение, не имеющее нумерации, не представляется возможным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что непредставление Ч. требуемых ответчиком документов носит объективный характер. Между тем, при недостаточности сведений, представленных Ч., жилищная комиссия вправе проверить их достоверность.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, не повлечет для истца никаких последствий, влияющих на постановку его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Более того, в судебном заседании ответчиком не оспаривался факт нуждаемости семьи Ч. в улучшении жилищных условий.
Оценивая установленные обстоятельства, суд сделал верный вывод о том, что Ч. незаконно отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и правомерно возложил на администрацию городского округа Саранск обязанность поставить Ч. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы ответчика были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя Главы администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по правовым вопросам К. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
В.И.ЛИТЮШКИН
Судьи
И.В.АДУШКИНА
Л.И.СКИПАЛЬСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)