Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - Шарина Ю.В. (доверенность от 26.11.2012), Костюченко Н.А. (доверенность от 28.05.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Гвардия" - Коваленкова Н.В. (решение от 20.02.2003), рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов живого мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2013 по делу N А62-553/2013 (судья Еремеева В.И.),
установил:
следующее.
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гвардия" (далее - ответчик, общество) о взыскании арендной платы по договору аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 в сумме 265 546 руб. 11 коп. и о расторжении договора аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда от 20.05.2013 исковые требования удовлетворены в части. С общества с ограниченной ответственностью "Гвардия" взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 в сумме 89 360 руб. 70 коп., в том числе: в доход федерального бюджета 45 708 руб., в доход областного бюджета 43 652 руб. 70 коп. В остальной части исковых требований отказано.
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов живого мира и среды их обитания, не согласившись с вынесенным судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Возражает против установленного судом первой инстанции годового размера арендной платы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, на основании протокола результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5 между департаментом (арендодатель) и ООО "Гвардия" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 841 га, расположенный по адресу: Смоленская область, Дорогобужский района, Дорогобужский лесхоз - филиал ОГУ "Смолобллес", Осьмянское лесничество, кварталы 100-102, 106-111.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступил в силу с момента его государственной регистрации - 25.02.2009.
В пунктах 5 - 7 договора, приложении к договору N 4 и в протоколе результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5 стороны согласовали порядок, размер и сроки уплаты арендных платежей.
Размер ежегодной арендной платы составил 229 130 рублей, исходя из видов и объемов разрешенного лесного пользования - 1,3 тыс. куб. м согласно п. 3 протокола (т. 1, л.д. 28).
Дополнительным соглашением к договору аренды от 10.04.2012, прошедшим государственную регистрацию 02.08.2012 изменен объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке и размер арендной платы, который составил 3 708 руб. 59 коп. в год.
Общество надлежащим образом обязательства по уплате арендной платы не исполнило, в связи с чем у ответчика за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 образовалась задолженность по арендной плате в размере 256 546 руб. 11 коп.
Департамент направил в адрес общества претензию от 19.11.2012 N 01-10-1780 с требованием погасить задолженность по арендной плате, а в случае ее неоплаты явиться в департамент для расторжения договора.
Поскольку предложение о добровольном расторжении договора аренды лесного участка в добровольном порядке оставлено без удовлетворения, а арендная плата в полном объеме не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утвержденному постановлением администрации Смоленской области от 24.07.2012 N 472, Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Смоленской области.
Как установлено в статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору
аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
На основании части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, что закреплено в пункте 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с положениями Федеральных законов от 02.12.2009 N 308-ФЗ, от 13.12.2010 N 357-ФЗ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, в 2010, 2011 годах применяются с коэффициентом 1,3, таким образом, годовой размер арендной платы за указанные периоды составил 297 869 рублей.
Исходя из указанного размера, задолженность ответчика по арендной плате за период с 15.11.2011 по 31.12.2011 составила 89 360 руб. 70 коп.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Как было указано выше, в силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.
Как установлено в пункте 5 договора аренды, ежегодный размер арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендованном участке. При этом объем изъятия лесных ресурсов в год определяется набором лесосек, отведенных в рубку, категориями рубок, преобладающих пород согласно Проекту освоения лесов и ставок платы по разрядам такс.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Как следует из материалов дела, при заключении договора аренды сторонами согласован размер арендной платы исходя из объема изъятия лесных ресурсов - 1,3 тыс. куб. м, определенного расчетным путем согласно протоколу результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлением лесопользователем лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядком.
ООО "Гвардия" разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы департамента 29.12.2011. Данным проектом установлены иные объемы использования лесов, отличные от тех показателей, которые указаны в протоколе результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5. По данным проекта ежегодный допустимый объем изъятия древесины составил 0,06 тыс. куб. м.
Следовательно, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, объем возможных к изъятию на указанном участке лесных ресурсов определен в значительно меньших размерах, что, соответственно, исходя из формулы расчета арендной платы, ведет к значительному ее уменьшению.
Вместе с тем, соответствующие изменения в договор аренды в части определения объема изъятия лесных ресурсов и, соответственно, уменьшения размера арендной платы внесены департаментом только 10.04.2012 дополнительным соглашением. Указанное соглашение зарегистрировано 02.08.2012.
Соглашением установлен ежегодный размер арендной платы исходя из допустимого объема изъятия древесины согласно проекту (0,06 тыс. куб. м) в сумме 3 708 руб. 59 коп.
Поскольку проект освоения лесов разработан арендатором и получил положительное заключение Департамента 29.12.2011, с указанной даты арендатор получил возможность осуществления фактического лесопользования в установленных проектом объемах.
Арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды в условиях изменяющегося законодательства обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости снижения арендной платы за спорный период соразмерно уменьшению объема изъятия древесины в связи с бездействием департамента по внесению соответствующих изменений в договор аренды (в части уменьшения арендной платы) с начала 2012 года (дата утверждения проекта освоения лесов) по 31.12.2012, отсутствием реальной возможности у общества в указанный период осуществлять фактическое лесопользование в объемах, установленных договором.
Судом проверен и признан верным представленный ответчиком в материалы дела арифметический расчет задолженности, который департаментом не оспаривался.
На основании изложенного, с учетом уменьшения объемов лесопользования сумма задолженности ответчика по договору аренды, подлежащая взысканию за период с 15.11.2011 по 31.12.2012, составила 89 360 руб. 70 коп. с учетом внесения обществом арендной платы за 2012 год платежными поручениями от 01.02.2013 N 372, от 01.02.2013 N 373.
Пунктом 20 договора предусмотрено его расторжение по решению суда по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий договора.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора аренды в судебном порядке является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции в целях соблюдения в данном случае баланса публичных и частных интересов, принимая во внимание проделанную обществом работу по изготовлению проекта освоения лесов на 2011-2018 годы, с учетом незаконного бездействия арендодателя по своевременному внесению изменений в договор аренды в части уменьшения размера арендной платы, пришел к обоснованному выводу о нецелесообразности расторжения договора аренды лесного участка в данном случае несмотря на фактическое наличие на то оснований.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца в части расторжения договора аренды лесного участка.
Оснований для переоценки выводов суда у апелляционной инстанции не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание также то обстоятельство, что по восьми договорам аренды лесных участков, заключенным
обществом с департаментом, размер арендной платы за 9 месяцев 2013 года составляет 1 492 887 руб. 29 коп. Общество внесло за 2013 год арендную плату в размере 2 358 050 руб. 87 коп., что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные возражения апеллянта относительно установленного судом первой инстанции годового размера арендной платы.
Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы от 29.12.2011, объемы изъятия лесных ресурсов определены в значительно меньших размерах по сравнению с объемами, установленными договором аренды; исходя из указанных объемов изъятия лесных ресурсов сторонами определен годовой размер арендной платы в размере 3 708 руб. 59 коп. (дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 10.04.2012), в связи с чем истцом необоснованно определена задолженность ответчика по арендной плате за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 без учета указанных обстоятельств в сумме 265 546 руб. 11 коп.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в части, взыскав с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 в сумме 89 360 руб. 70 коп., в том числе: в доход федерального бюджета 45 708 руб., в доход областного бюджета 43 652 руб. 70 коп.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2013 по делу N А62-553/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2013 ПО ДЕЛУ N А62-553/2013
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу N А62-553/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания - Шарина Ю.В. (доверенность от 26.11.2012), Костюченко Н.А. (доверенность от 28.05.2013), от общества с ограниченной ответственностью "Гвардия" - Коваленкова Н.В. (решение от 20.02.2003), рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов живого мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2013 по делу N А62-553/2013 (судья Еремеева В.И.),
установил:
следующее.
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гвардия" (далее - ответчик, общество) о взыскании арендной платы по договору аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 в сумме 265 546 руб. 11 коп. и о расторжении договора аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда от 20.05.2013 исковые требования удовлетворены в части. С общества с ограниченной ответственностью "Гвардия" взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 в сумме 89 360 руб. 70 коп., в том числе: в доход федерального бюджета 45 708 руб., в доход областного бюджета 43 652 руб. 70 коп. В остальной части исковых требований отказано.
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов живого мира и среды их обитания, не согласившись с вынесенным судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Возражает против установленного судом первой инстанции годового размера арендной платы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, на основании протокола результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5 между департаментом (арендодатель) и ООО "Гвардия" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 841 га, расположенный по адресу: Смоленская область, Дорогобужский района, Дорогобужский лесхоз - филиал ОГУ "Смолобллес", Осьмянское лесничество, кварталы 100-102, 106-111.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступил в силу с момента его государственной регистрации - 25.02.2009.
В пунктах 5 - 7 договора, приложении к договору N 4 и в протоколе результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5 стороны согласовали порядок, размер и сроки уплаты арендных платежей.
Размер ежегодной арендной платы составил 229 130 рублей, исходя из видов и объемов разрешенного лесного пользования - 1,3 тыс. куб. м согласно п. 3 протокола (т. 1, л.д. 28).
Дополнительным соглашением к договору аренды от 10.04.2012, прошедшим государственную регистрацию 02.08.2012 изменен объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке и размер арендной платы, который составил 3 708 руб. 59 коп. в год.
Общество надлежащим образом обязательства по уплате арендной платы не исполнило, в связи с чем у ответчика за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 образовалась задолженность по арендной плате в размере 256 546 руб. 11 коп.
Департамент направил в адрес общества претензию от 19.11.2012 N 01-10-1780 с требованием погасить задолженность по арендной плате, а в случае ее неоплаты явиться в департамент для расторжения договора.
Поскольку предложение о добровольном расторжении договора аренды лесного участка в добровольном порядке оставлено без удовлетворения, а арендная плата в полном объеме не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утвержденному постановлением администрации Смоленской области от 24.07.2012 N 472, Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Смоленской области.
Как установлено в статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору
аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
На основании части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, что закреплено в пункте 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с положениями Федеральных законов от 02.12.2009 N 308-ФЗ, от 13.12.2010 N 357-ФЗ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, в 2010, 2011 годах применяются с коэффициентом 1,3, таким образом, годовой размер арендной платы за указанные периоды составил 297 869 рублей.
Исходя из указанного размера, задолженность ответчика по арендной плате за период с 15.11.2011 по 31.12.2011 составила 89 360 руб. 70 коп.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Как было указано выше, в силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.
Как установлено в пункте 5 договора аренды, ежегодный размер арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендованном участке. При этом объем изъятия лесных ресурсов в год определяется набором лесосек, отведенных в рубку, категориями рубок, преобладающих пород согласно Проекту освоения лесов и ставок платы по разрядам такс.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Как следует из материалов дела, при заключении договора аренды сторонами согласован размер арендной платы исходя из объема изъятия лесных ресурсов - 1,3 тыс. куб. м, определенного расчетным путем согласно протоколу результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлением лесопользователем лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядком.
ООО "Гвардия" разработан проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы департамента 29.12.2011. Данным проектом установлены иные объемы использования лесов, отличные от тех показателей, которые указаны в протоколе результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 20.11.2007 N 5. По данным проекта ежегодный допустимый объем изъятия древесины составил 0,06 тыс. куб. м.
Следовательно, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, объем возможных к изъятию на указанном участке лесных ресурсов определен в значительно меньших размерах, что, соответственно, исходя из формулы расчета арендной платы, ведет к значительному ее уменьшению.
Вместе с тем, соответствующие изменения в договор аренды в части определения объема изъятия лесных ресурсов и, соответственно, уменьшения размера арендной платы внесены департаментом только 10.04.2012 дополнительным соглашением. Указанное соглашение зарегистрировано 02.08.2012.
Соглашением установлен ежегодный размер арендной платы исходя из допустимого объема изъятия древесины согласно проекту (0,06 тыс. куб. м) в сумме 3 708 руб. 59 коп.
Поскольку проект освоения лесов разработан арендатором и получил положительное заключение Департамента 29.12.2011, с указанной даты арендатор получил возможность осуществления фактического лесопользования в установленных проектом объемах.
Арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды в условиях изменяющегося законодательства обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости снижения арендной платы за спорный период соразмерно уменьшению объема изъятия древесины в связи с бездействием департамента по внесению соответствующих изменений в договор аренды (в части уменьшения арендной платы) с начала 2012 года (дата утверждения проекта освоения лесов) по 31.12.2012, отсутствием реальной возможности у общества в указанный период осуществлять фактическое лесопользование в объемах, установленных договором.
Судом проверен и признан верным представленный ответчиком в материалы дела арифметический расчет задолженности, который департаментом не оспаривался.
На основании изложенного, с учетом уменьшения объемов лесопользования сумма задолженности ответчика по договору аренды, подлежащая взысканию за период с 15.11.2011 по 31.12.2012, составила 89 360 руб. 70 коп. с учетом внесения обществом арендной платы за 2012 год платежными поручениями от 01.02.2013 N 372, от 01.02.2013 N 373.
Пунктом 20 договора предусмотрено его расторжение по решению суда по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий договора.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
В силу статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора аренды в судебном порядке является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции в целях соблюдения в данном случае баланса публичных и частных интересов, принимая во внимание проделанную обществом работу по изготовлению проекта освоения лесов на 2011-2018 годы, с учетом незаконного бездействия арендодателя по своевременному внесению изменений в договор аренды в части уменьшения размера арендной платы, пришел к обоснованному выводу о нецелесообразности расторжения договора аренды лесного участка в данном случае несмотря на фактическое наличие на то оснований.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца в части расторжения договора аренды лесного участка.
Оснований для переоценки выводов суда у апелляционной инстанции не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание также то обстоятельство, что по восьми договорам аренды лесных участков, заключенным
обществом с департаментом, размер арендной платы за 9 месяцев 2013 года составляет 1 492 887 руб. 29 коп. Общество внесло за 2013 год арендную плату в размере 2 358 050 руб. 87 коп., что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные возражения апеллянта относительно установленного судом первой инстанции годового размера арендной платы.
Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы от 29.12.2011, объемы изъятия лесных ресурсов определены в значительно меньших размерах по сравнению с объемами, установленными договором аренды; исходя из указанных объемов изъятия лесных ресурсов сторонами определен годовой размер арендной платы в размере 3 708 руб. 59 коп. (дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 10.04.2012), в связи с чем истцом необоснованно определена задолженность ответчика по арендной плате за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 без учета указанных обстоятельств в сумме 265 546 руб. 11 коп.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в части, взыскав с ответчика задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 30.11.2007 N 5 за период с 15.11.2011 по 31.12.2012 в сумме 89 360 руб. 70 коп., в том числе: в доход федерального бюджета 45 708 руб., в доход областного бюджета 43 652 руб. 70 коп.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2013 по делу N А62-553/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)