Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" Кузьмина В.Б. по доверенности от 01.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6891/2011 (судья Александров С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; далее - ОАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - Администрация, ответчик 1) и Комитету по управлению государственным имуществом области (ОГРН 1025300805254; далее - Комитет, ответчик 2) об изменении условий договора аренды от 12.08.2004 N 8288, в том числе:
- 1. В преамбуле договора вместо слов "Администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной И.В., действующей на основании Устава Великого Новгорода, с одной стороны" изложить: "Комитет по управлению государственным имуществом области, в лице председателя комитета Арсеньевой И.Н., действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденным Постановлением Администрации Новгородской области N 430 от 01.12.2008 года, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны" далее по тексту;
- 2. пункт 1.1 раздела I "Предмет договора" дополнить абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а Комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка N 8288 от 12.08.2004 года".
3. пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия распространяются на отношения Сторон, возникшие с 30.10.2007 года".
4. пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка Арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления Арендатору уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования осуществляется по письменному соглашению сторон".
5. Изложить пункт 2.5 договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 оплачивается Арендатором с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области). БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105012040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет Арендатору оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате".
6. Раздел "Юридические адреса сторон" изложить в следующей редакции:
"Арендодатель: Комитет по управлению государственным имуществом области, 173007, г. Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1, тел. (816+2) 77-40-16, факс (816+2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001.
Арендатор: ОАО "Газпром", 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом принят отказ от исковых требований в части внесения в договор дополнительного пункта с содержанием: "С 01.01.2009 арендная плата по договору подлежит направлению ОАО "Газпром" с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области): БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области, ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Исполнение Арендатором обязанности по уплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим". Производство по делу в отношении данной части прекращено.
Определением суда от 31.08.2012 производство по настоящему делу в порядке статьи 143 АПК РФ приостанавливалось до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации надзорной жалобы на решение Арбитражного суда Новгородской области от 1 декабря 2011 года по делу N А44-4267/2011 по иску ОАО "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" к Администрации, Комитету об изменении условий договора от 12.08.2004 N 8286 общего пользования неделимым земельным участком на условиях аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с кадастровым номером 53:23:8624302:0056 в части установления арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-11416/12 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года исковые требования ОАО "Газпром" удовлетворены частично: заявленные истцом требования в части внесения изменений в преамбулу, пункты 1.1., 2.2, 2.5 и раздел "Юридические адреса сторон" договора аренды N 8288 от 12.08.2004 подлежат удовлетворению в полном объеме, требование о внесении изменений в пункт 2.1 договора, касающийся определения размера арендной платы в редакции истца, удовлетворению не подлежит. Поскольку пункт 2.1 договора не соответствует действующему законодательству, он подлежит изменению в соответствии с решением суда, а именно в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 30.10.2007". Также решением суда с Комитета в пользу ОАО "Газпром" взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Газпром" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить в части пункта 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8288 и принять новый судебный акт, изложив пункт 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8288 в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия распространяются на отношения Сторон, возникшие с 01.11.2007"; взыскать с ответчика расходы по госпошлине. Податель жалобы считает, что при наличии двух условий: нахождения земельных участков в государственной или муниципальной собственности и расположения на данных земельных участках газотранспортных объектов, размер арендной платы за пользование такими земельными участками ограничивается 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков как ограниченных в обороте. При этом, указывает, что материалами дела установлено, что на земельном участке, предоставленном в аренду на основании распоряжения Администрации от 11.08.2004 N 3624рз, находящемся в государственной собственности, находятся особые объекты (здание узла подключения газа компрессорной станции и площадки крановых узлов магистрального газопровода Белоусово - Ленинград), входящие в Единую систему газоснабжения, предоставленные для нужд субъекта естественных монополий - газотранспортных организаций (ОАО "Газпром"). В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Администрация и Комитет надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку ОАО "Газпром" обжалует решение суда в части, апелляционная инстанция в силу части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" является собственником следующих объектов недвижимости и сооружений: здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Белоусово - Ленинград с 577.4 км по 579.84 км и с 581.4 км по 582.2 км.
Указанные объекты приобретены ОАО "Газпром" в результате приватизации государственного имущества. Право собственности ОАО "Газпром" зарегистрировано в установленном законом порядке.
Упомянутые объекты расположены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 1467 кв. м, с кадастровым номером 53:23:0000000:0004, по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 17, 241 и 243 города), категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Белоусово - Ленинград с 577.4 км по 579.84 км и с 581.4 км по 582.2 км.
Администрацией (арендодателем) и ОАО "Газпром" (арендатором) 12.08.2004 заключен договор аренды N 8288 земельного участка площадью 1467 кв. м с кадастровым номером 53:23:0000000:0004, расположенного на землях поселений в зоне рекреации Р.-Р.4 (зона природных ландшафтов) по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 17, 241 и 243 города), сроком на 49 лет начиная с 12.10.2000 (далее - договор аренды).
Согласно пункту 2.1 договора аренды арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату за землю на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию области в пределах территориально-экономических зон. Решение Думы Великого Новгорода публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендаторов об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу либо вручения на руки доверенному лицу с отметкой о вручении (на втором экземпляре). Неполучение арендаторами извещения не может служить основанием для невнесения арендной платы.
В пункте 2.5 договора аренды стороны установили, что арендная плата вносится арендаторами Управлению Федерального казначейства по Новгородской области, и указали необходимые для ее уплаты реквизиты.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением в силу с 01.09.2008 Областного закона от 09.07.2008 N 346-ОЗ "О внесении изменений в статью 3 Областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде осуществляет администрация Новгородской области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками, за исключением земельных участков, полномочия по распоряжению которыми осуществляют органы местного самоуправления городского округа "Великий Новгород".
Пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденным постановлением администрации области от 01.12.2008 N 430, установлено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах, установленных областным законом, является Комитет.
Письмом от 25.12.2008 Комитет уведомил арендатора о переходе к нему полномочий по распоряжению вышеназванным земельным участком и необходимости перечисления им арендной платы по иным реквизитам.
Приказом Комитета от 03.02.2010 права и обязанности арендодателя по вышеуказанному договору аренды были переведены от Администрации на Комитет.
ОАО "Газпром" 17.02.2011 обратилось в Администрацию и Комитет с предложением подписать дополнительное соглашение к договорам аренды земельных участков, в том числе к договору от 12.08.2004 N 8288 в их редакции. Ссылаясь на подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 1 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, истец предложил изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия настоящего пункта распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006", а также внести изменения в части указания арендодателя и реквизитов сторон.
Администрация оставила указанное обращение без ответа.
Комитет отказался подписать дополнительное соглашение в редакции ОАО "Газпром" и предложил заключить соглашение на своих условиях, предусматривающих уплату арендной платы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Не согласившись с данным ответом, ОАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования признаны частично обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод о наличии оснований для внесения изменений в спорный договор аренды в части определения стоимости арендной платы за земельный участок, на котором расположены линейные объекты истцов в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6891/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2013 ПО ДЕЛУ N А44-6891/2011
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2013 г. по делу N А44-6891/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Газпром" Кузьмина В.Б. по доверенности от 01.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6891/2011 (судья Александров С.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518; далее - ОАО "Газпром") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - Администрация, ответчик 1) и Комитету по управлению государственным имуществом области (ОГРН 1025300805254; далее - Комитет, ответчик 2) об изменении условий договора аренды от 12.08.2004 N 8288, в том числе:
- 1. В преамбуле договора вместо слов "Администрация Великого Новгорода, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице первого заместителя председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Хариной И.В., действующей на основании Устава Великого Новгорода, с одной стороны" изложить: "Комитет по управлению государственным имуществом области, в лице председателя комитета Арсеньевой И.Н., действующей на основании Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденным Постановлением Администрации Новгородской области N 430 от 01.12.2008 года, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", с одной стороны" далее по тексту;
- 2. пункт 1.1 раздела I "Предмет договора" дополнить абзацем следующего содержания: "Администрация Великого Новгорода уступает, а Комитет по управлению государственным имуществом области принимает на себя права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка N 8288 от 12.08.2004 года".
3. пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия распространяются на отношения Сторон, возникшие с 30.10.2007 года".
4. пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции: "В случае изменения кадастровой стоимости арендуемого по настоящему договору земельного участка Арендодатель вправе изменить годовой размер арендной платы в одностороннем порядке путем направления Арендатору уведомления о расчете арендной платы. Изменение арендной платы по иным обстоятельствам, в том числе в связи с переводом земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования осуществляется по письменному соглашению сторон".
5. Изложить пункт 2.5 договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору с 01.01.2009 оплачивается Арендатором с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области). БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области ОКАТО 49401000000, КБК 96611105012040000120. Арендодатель в одностороннем порядке ежегодно направляет Арендатору оформленный в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора расчет арендной платы с указанием реквизитов по оплате".
6. Раздел "Юридические адреса сторон" изложить в следующей редакции:
"Арендодатель: Комитет по управлению государственным имуществом области, 173007, г. Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1, тел. (816+2) 77-40-16, факс (816+2) 732-278, ИНН 5321026264, КПП 532101001.
Арендатор: ОАО "Газпром", 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ИНН 7736050003, КПП 997250001" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом принят отказ от исковых требований в части внесения в договор дополнительного пункта с содержанием: "С 01.01.2009 арендная плата по договору подлежит направлению ОАО "Газпром" с зачислением на счет УФК по Новгородской области (Комитет по управлению государственным имуществом области): БИК 044959001, р/счет 401018109000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области, ОКАТО 49401000000, КБК 96611105010040000120. Исполнение Арендатором обязанности по уплате арендной платы администрации Великого Новгорода до 31.12.2008 является надлежащим". Производство по делу в отношении данной части прекращено.
Определением суда от 31.08.2012 производство по настоящему делу в порядке статьи 143 АПК РФ приостанавливалось до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации надзорной жалобы на решение Арбитражного суда Новгородской области от 1 декабря 2011 года по делу N А44-4267/2011 по иску ОАО "Газпром", общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" к Администрации, Комитету об изменении условий договора от 12.08.2004 N 8286 общего пользования неделимым земельным участком на условиях аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с кадастровым номером 53:23:8624302:0056 в части установления арендной платы в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-11416/12 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказано.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года исковые требования ОАО "Газпром" удовлетворены частично: заявленные истцом требования в части внесения изменений в преамбулу, пункты 1.1., 2.2, 2.5 и раздел "Юридические адреса сторон" договора аренды N 8288 от 12.08.2004 подлежат удовлетворению в полном объеме, требование о внесении изменений в пункт 2.1 договора, касающийся определения размера арендной платы в редакции истца, удовлетворению не подлежит. Поскольку пункт 2.1 договора не соответствует действующему законодательству, он подлежит изменению в соответствии с решением суда, а именно в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в размере 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Указанный размер арендной платы подлежит применению с 30.10.2007". Также решением суда с Комитета в пользу ОАО "Газпром" взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Газпром" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить в части пункта 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8288 и принять новый судебный акт, изложив пункт 2.1 договора аренды от 12.08.2004 N 8288 в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия распространяются на отношения Сторон, возникшие с 01.11.2007"; взыскать с ответчика расходы по госпошлине. Податель жалобы считает, что при наличии двух условий: нахождения земельных участков в государственной или муниципальной собственности и расположения на данных земельных участках газотранспортных объектов, размер арендной платы за пользование такими земельными участками ограничивается 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков как ограниченных в обороте. При этом, указывает, что материалами дела установлено, что на земельном участке, предоставленном в аренду на основании распоряжения Администрации от 11.08.2004 N 3624рз, находящемся в государственной собственности, находятся особые объекты (здание узла подключения газа компрессорной станции и площадки крановых узлов магистрального газопровода Белоусово - Ленинград), входящие в Единую систему газоснабжения, предоставленные для нужд субъекта естественных монополий - газотранспортных организаций (ОАО "Газпром"). В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Администрация и Комитет надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку ОАО "Газпром" обжалует решение суда в части, апелляционная инстанция в силу части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" является собственником следующих объектов недвижимости и сооружений: здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Белоусово - Ленинград с 577.4 км по 579.84 км и с 581.4 км по 582.2 км.
Указанные объекты приобретены ОАО "Газпром" в результате приватизации государственного имущества. Право собственности ОАО "Газпром" зарегистрировано в установленном законом порядке.
Упомянутые объекты расположены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 1467 кв. м, с кадастровым номером 53:23:0000000:0004, по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 17, 241 и 243 города), категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания узла подключения газа компрессорной станции и площадок крановых узлов магистрального газопровода Белоусово - Ленинград с 577.4 км по 579.84 км и с 581.4 км по 582.2 км.
Администрацией (арендодателем) и ОАО "Газпром" (арендатором) 12.08.2004 заключен договор аренды N 8288 земельного участка площадью 1467 кв. м с кадастровым номером 53:23:0000000:0004, расположенного на землях поселений в зоне рекреации Р.-Р.4 (зона природных ландшафтов) по адресу: Новгородская область, г. Великий Новгород (квартала 17, 241 и 243 города), сроком на 49 лет начиная с 12.10.2000 (далее - договор аренды).
Согласно пункту 2.1 договора аренды арендатор обязался вносить ежегодную арендную плату за землю на основании базовых размеров арендной платы, которые ежегодно утверждаются решением Думы Великого Новгорода.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что изменение базовых размеров арендной платы утверждается не чаще одного раза в год решением Думы Великого Новгорода на всю территорию области в пределах территориально-экономических зон. Решение Думы Великого Новгорода публикуется в газете "Новгород". Арендодатель извещает арендаторов об изменении размера арендной платы путем направления расчета по указанному в договоре адресу либо вручения на руки доверенному лицу с отметкой о вручении (на втором экземпляре). Неполучение арендаторами извещения не может служить основанием для невнесения арендной платы.
В пункте 2.5 договора аренды стороны установили, что арендная плата вносится арендаторами Управлению Федерального казначейства по Новгородской области, и указали необходимые для ее уплаты реквизиты.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением в силу с 01.09.2008 Областного закона от 09.07.2008 N 346-ОЗ "О внесении изменений в статью 3 Областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде осуществляет администрация Новгородской области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками, за исключением земельных участков, полномочия по распоряжению которыми осуществляют органы местного самоуправления городского округа "Великий Новгород".
Пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом области, утвержденным постановлением администрации области от 01.12.2008 N 430, установлено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах, установленных областным законом, является Комитет.
Письмом от 25.12.2008 Комитет уведомил арендатора о переходе к нему полномочий по распоряжению вышеназванным земельным участком и необходимости перечисления им арендной платы по иным реквизитам.
Приказом Комитета от 03.02.2010 права и обязанности арендодателя по вышеуказанному договору аренды были переведены от Администрации на Комитет.
ОАО "Газпром" 17.02.2011 обратилось в Администрацию и Комитет с предложением подписать дополнительное соглашение к договорам аренды земельных участков, в том числе к договору от 12.08.2004 N 8288 в их редакции. Ссылаясь на подпункт 7 пункта 5 статьи 27, подпункт 1 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, истец предложил изложить пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", исходя из полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Условия настоящего пункта распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006", а также внести изменения в части указания арендодателя и реквизитов сторон.
Администрация оставила указанное обращение без ответа.
Комитет отказался подписать дополнительное соглашение в редакции ОАО "Газпром" и предложил заключить соглашение на своих условиях, предусматривающих уплату арендной платы в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 20.12.2007 N 301.
Не согласившись с данным ответом, ОАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования признаны частично обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 424 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности") предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подпункт 5 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод о наличии оснований для внесения изменений в спорный договор аренды в части определения стоимости арендной платы за земельный участок, на котором расположены линейные объекты истцов в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2012 года по делу N А44-6891/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.НОСАЧ
Е.В.НОСАЧ
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)