Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3442/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-3442/13


Судья: Сиверина Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Алешко О.Б.,
при секретаре С.
с участием прокурора Эммерих Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2012 г. по делу по иску прокурора Локтевского района Алтайского края в интересах И. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> Алтайского края (далее - прокурор) в интересах И. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Управление, УЖКХ АК), администрации <адрес> Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на УЖКХ АК предоставить И. благоустроенное жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В обоснование требований указывает на то, что И. (в девичестве С.) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. На основании постановления администрации Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ над несовершеннолетней Г. была учреждена опека, опекуном которой была назначена Б. Постановлением администрации *** от ДД.ММ.ГГ за несовершеннолетней Г. было закреплено право проживания и пользования жилой площадью Б. Постановлением *** от ДД.ММ.ГГ отменено вышеуказанное Постановление о закреплений права пользования и пользования жилой площадью.
Постановлением администрации г. Горняка Локтевского района *** от ДД.ММ.ГГ Г., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Алтайского края, обязан проинформировать об этом соответствующий территориальный федеральный орган государственной власти или исполнительный орган государственной власти Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ в Управление направлена информация о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения в краевую базу данных граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющей право на предоставление жилого помещения жилищного фонда Алтайского края по договору социального найма.
Управление в силу действующих норм законодательства обязано предоставить И., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение в г. Горняке Локтевского района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в пределах норм жилой площади.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по не предоставлению жилого помещения в г. Горняке Локтевского района, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. И., относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить И. благоустроенное жилое помещение в г. Горняке Локтевского района Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления просит об отмене решения, ссылаясь на то, что не соблюден порядок предоставления жилого помещения, предусмотренный ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС, поэтому вывод суда об обязанности ответчика предоставить И. жилое помещение является преждевременным.
Кроме того, в связи с введением с 1 января 2013 нового порядка предоставления жилья детям-сиротам ответчик может предоставить истцу жилье только по договору найма специализированного жилого помещения.
В возражениях на жалобу участвующий в деле прокурор просит в ее удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела, стороны в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, заслушав пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы и просившего дополнить резолютивную часть решения указанием на предоставление И. жилого помещения по договору социального найма, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда
В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма и каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела и принятия решения) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела и принятия решения) следует, что обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Материалами дела подтверждается, что И. (в девичестве С.), родившаяся ДД.ММ.ГГ, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец И. лишен родительских прав в отношении Г. на основании решения Сретенского районного суда Читинской области от ДД.ММ.ГГ, мать В. умерла ДД.ММ.ГГ.
На основании постановления администрации Локтевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ над несовершеннолетней Г. была учреждена опека, опекуном которой была назначена Б. Постановлением администрации *** от ДД.ММ.ГГ за несовершеннолетней Г. было закреплено право проживания и пользования жилой площадью Б., которое постановлением *** от ДД.ММ.ГГ отменено.
Постановлением администрации г. Горняка Локтевского района *** от ДД.ММ.ГГ Г., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно имеющейся в материалах дела справки Змеиногорского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю И. жилых строений и помещений не имеет, зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах И. в отношении жилых помещений.
В настоящее время И. зарегистрирована и проживает <адрес>, принадлежащем Богер, членом ее семьи не является и не имеет закрепленного за ней жилого помещения, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в силу подп. 24 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Следовательно, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 5 закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края" (далее по тексту - Закон Алтайского края N 136-ЗС) жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. ч. 1, 2, 4 ст. 4 Закона Алтайского края N 136-ЗС).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края N 136-ЗС).

Таким образом, на Управление возложена обязанность по предоставлению жилья И.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 квадратных метра общей площади.
Согласно имеющейся в материалах дела копии сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГ администрацией г. Горняка Локтевского района Алтайского края направлены в Управление данные на И. для включения ее в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, органом местного самоуправления выполнен предусмотренный статьей 4 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС порядок принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан в отношении истицы, поскольку все необходимые действия администрацией г. Горняка Локтевского района выполнены.
Между тем, ответчик УЖКХ АК своевременно не исполнил свою обязанность по включению И. в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, и не предоставил вне очереди ей жилье по договору социального найма.
Довод ответчика в жалобе о том, что с введением с 1 января 2013 года Федеральным законом N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. нового порядка предоставления жилья детям-сиротам истцу жилье может быть предоставлено только по договору найма специализированного жилого помещения, не принимается судебной коллегией.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Спорные правоотношения между истицей и ответчиком возникли в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которыми установлен порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связали его со временем подачи заявления в орган местного самоуправления о постановке на учет и предоставления жилого помещения вне очереди.
К тому же, в соответствии со ст. 4 данного Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г., он вступает в силу лишь с 1 января 2013 года, поэтому в данном деле применим быть не может.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным Судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условии, и времени принятия их на учет.
Обратившись в суд с вышеуказанным иском, истица реализовала свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что резолютивная часть решения суда от 12 декабря 2012 г. в силу вышеуказанного законодательства не содержит указания на предоставление И. жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем резолютивная часть решения в указанной части подлежит дополнению.
На основании изложенного, учитывая, что доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение оставить без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения Локтевского районного суда Алтайского края от 12 декабря 2012 г. указанием на предоставление И. жилого помещения по договору социального найма.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)