Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Луханина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Храмцовой В.А., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 22 января 2013 года по делу
по иску К. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
установила:
К., действуя через представителя А., обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу *** ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указала, что вместе с дочерью и внуком на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Войсковой частью <данные изъяты>, занимает ведомственное жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации номер 1779-р от 11 октября 2011 г. считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала. Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании указанной нормы истец обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче ей в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. Из ФГКУ "Центррегионжилье" поступило письмо, согласно которому в настоящее время какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений МО РФ отсутствуют. Полномочия собственника жилищного фонда, переданного ФГКУ КЭЧ районов в Сибирском округе, осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. Из ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ ответ не поступил. Истец полагает, ее требования подлежат удовлетворению, в связи с чем просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Дочь и внук дали согласие на приватизацию квартиры в собственность истца, лично от участия в приватизации отказались, что подтверждено в заявлении на передачу квартиры в собственность.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 22 января 2013 года исковые требования К. удовлетворены.
Признано за К. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено ФИО на основании служебного ордера, на период трудовых отношений, как гражданскому персоналу квартирно-эксплуатационной части Алейского гарнизона. Согласно Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", п. 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное помещение, подлежит выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Спорное жилое помещение было выделено на период трудовых отношений, в связи с чем проживание в данном жилом помещении на основании служебного ордера не может приравниваться к условиям проживания на условиях социального найма. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно Указаниям Министра обороны Российской Федерации N 205/2/709 от 15 октября 2009 г. исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда запрещено. Кроме того, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменном возражении на апелляционную жалобу представитель истца К. - А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца А., просившего решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что К. на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 7), выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа, занимает жилое помещение - однокомнатную квартиру, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру, квартира предоставлена ФИО на семью: жену - ФИО, сына - ФИО, также указана К.
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки К. зарегистрирована и проживает в данной квартире с ДД.ММ.ГГ(л.д. 6).
Кроме истца по указанному адресу, как следует из выписки из поквартирной карточки, зарегистрированы и проживают ФИО, ФИО
Согласно представленным доказательствам ФИО, ФИО отказались от участия в приватизации в пользу истца.
Из справки от ДД.ММ.ГГ видно, что ФИО снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГ
На основании заявления, поступившего в суд апелляционной инстанции, ФИО выразил отказ от участия в приватизации по настоящему адресу, против удовлетворения исковых требований К. не возражает.
Судом установлено, что К. ранее не участвовала в приватизации по данному адресу, что подтверждено справкой Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ номер <данные изъяты> (л.д. 12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, К. на праве собственности принадлежит квартира по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ (л.д. 13-14).
Иной информации об имеющихся объектах недвижимости за истцом, в том числе в порядке приватизации, не представлено.
Как следует из представленных доказательств, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части (л.д. 58-60).
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту следует, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес> в <адрес> (л.д. 55-57).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ N <данные изъяты>, выданной архивным отделом администрации г. Алейска Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** отменено (л.д. 8).
Согласно информации архивного отдела г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** в документах архивного фонда Алейского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома и документы к ним" за 1973 - ноябрь 1991 г., администрации г. Алейска "Постановления главы администрации г. Алейска" за ноябрь 1991-1994 г.г. сведения о включении <адрес> по адресу <адрес>, в число служебных жилых помещений отсутствуют.
По сведениям администрации <адрес> в муниципальную собственность <адрес> жилая площадь по адресу: <адрес><данные изъяты>, не передавалась (л.д. 30).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г. Алейска Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно информации ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ, полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 10).
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче ей в собственность занимаемое жилое помещение на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 9).
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ следует, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить договор передачи в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 48).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск жилое помещение по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение не может быть приватизировано гражданином, не имеющим служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается как неподтвержденный представленными доказательствами.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 22 января 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4717/2013
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N 33-4717/2013
Судья: Луханина О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Храмцовой В.А., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 22 января 2013 года по делу
по иску К. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
установила:
К., действуя через представителя А., обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу *** ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указала, что вместе с дочерью и внуком на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Войсковой частью <данные изъяты>, занимает ведомственное жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации номер 1779-р от 11 октября 2011 г. считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала. Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании указанной нормы истец обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче ей в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. Из ФГКУ "Центррегионжилье" поступило письмо, согласно которому в настоящее время какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений МО РФ отсутствуют. Полномочия собственника жилищного фонда, переданного ФГКУ КЭЧ районов в Сибирском округе, осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. Из ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ ответ не поступил. Истец полагает, ее требования подлежат удовлетворению, в связи с чем просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Дочь и внук дали согласие на приватизацию квартиры в собственность истца, лично от участия в приватизации отказались, что подтверждено в заявлении на передачу квартиры в собственность.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 22 января 2013 года исковые требования К. удовлетворены.
Признано за К. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорное жилое помещение предоставлено ФИО на основании служебного ордера, на период трудовых отношений, как гражданскому персоналу квартирно-эксплуатационной части Алейского гарнизона. Согласно Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", п. 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное помещение, подлежит выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Спорное жилое помещение было выделено на период трудовых отношений, в связи с чем проживание в данном жилом помещении на основании служебного ордера не может приравниваться к условиям проживания на условиях социального найма. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Таким образом, обеспечение жилыми помещениями гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, согласно Указаниям Министра обороны Российской Федерации N 205/2/709 от 15 октября 2009 г. исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда запрещено. Кроме того, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменном возражении на апелляционную жалобу представитель истца К. - А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца А., просившего решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что К. на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 7), выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа, занимает жилое помещение - однокомнатную квартиру, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру, квартира предоставлена ФИО на семью: жену - ФИО, сына - ФИО, также указана К.
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки К. зарегистрирована и проживает в данной квартире с ДД.ММ.ГГ(л.д. 6).
Кроме истца по указанному адресу, как следует из выписки из поквартирной карточки, зарегистрированы и проживают ФИО, ФИО
Согласно представленным доказательствам ФИО, ФИО отказались от участия в приватизации в пользу истца.
Из справки от ДД.ММ.ГГ видно, что ФИО снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГ
На основании заявления, поступившего в суд апелляционной инстанции, ФИО выразил отказ от участия в приватизации по настоящему адресу, против удовлетворения исковых требований К. не возражает.
Судом установлено, что К. ранее не участвовала в приватизации по данному адресу, что подтверждено справкой Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ номер <данные изъяты> (л.д. 12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, К. на праве собственности принадлежит квартира по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ (л.д. 13-14).
Иной информации об имеющихся объектах недвижимости за истцом, в том числе в порядке приватизации, не представлено.
Как следует из представленных доказательств, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части (л.д. 58-60).
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту следует, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе, жилой дом по <адрес> в <адрес> (л.д. 55-57).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ N <данные изъяты>, выданной архивным отделом администрации г. Алейска Алтайского края, следует, что постановлением главы администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ ***, <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ Постановлением администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации города от ДД.ММ.ГГ *** отменено (л.д. 8).
Согласно информации архивного отдела г. Алейска от ДД.ММ.ГГ *** в документах архивного фонда Алейского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома и документы к ним" за 1973 - ноябрь 1991 г., администрации г. Алейска "Постановления главы администрации г. Алейска" за ноябрь 1991-1994 г.г. сведения о включении <адрес> по адресу <адрес>, в число служебных жилых помещений отсутствуют.
По сведениям администрации <адрес> в муниципальную собственность <адрес> жилая площадь по адресу: <адрес><данные изъяты>, не передавалась (л.д. 30).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г. Алейска Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно информации ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ, полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 10).
Истцом в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче ей в собственность занимаемое жилое помещение на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 9).
Из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ следует, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы, в связи с чем заключить договор передачи в собственность, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 48).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск жилое помещение по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение не может быть приватизировано гражданином, не имеющим служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается как неподтвержденный представленными доказательствами.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, а наоборот, в материалах дела присутствует информация ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель, занимает жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 22 января 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)