Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-11834/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-11834/2013


Судья - Дьяченко Р.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Шелудько В.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Л.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования <адрес обезличен> по доверенности <Ф.И.О.>5 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 05 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Новороссийска в интересах <Ф.И.О.>6 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) г. Новороссийск, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивированы тем, что <Ф.И.О.>6 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО г. Новороссийск от <дата обезличена> *НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН* "О рассмотрении жилищных вопросов льготной категории граждан" он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма <Ф.И.О.>6 не предоставлено.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 05 марта 2013 года на администрацию МО г. Новороссийск возложена обязанность за счет финансируемых администрацией Краснодарского края средств из бюджета Краснодарского края, в рамках реализации Краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы, предоставить <Ф.И.О.>6, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию г. Новороссийск, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования г. Новороссийск, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" N 1748-КЗ от 03 июня 2009 года, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Новороссийск по доверенности <Ф.И.О.>5 просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации Краснодарского края по доверенности <Ф.И.О.>7, прокурора Руденко М.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Из материалов дела следует, что <Ф.И.О.>6, <дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 05 января 1999 года родители <Ф.И.О.>6 - мать <Ф.И.О.>8 и отец <Ф.И.О.>6 лишены родительских прав.
Распоряжению администрации г. Новороссийска от <дата обезличена> *НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН* несовершеннолетний <Ф.И.О.>6 был определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, а с <дата обезличена> по <дата обезличена> - находился в рядах Российской армии; <дата обезличена> по настоящее время обучается в Новороссийском колледже строительства и экономики.
Согласно справке управления по вопросам семьи и детства от <дата обезличена> *НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН*, <Ф.И.О.>6 закрепленного жилья в МО г. Новороссийск не имеет, с <дата обезличена> зарегистрирован и проживает в общежитии колледжа по месту учебы: <адрес обезличен>.
Постановлением администрации МО г. Новороссийск от <дата обезличена> *НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН* "О рассмотрении жилищных вопросов льготной категории граждан" он поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с датой постановки с <дата обезличена>.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, в соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Согласно положений абз. 8 п. 1 ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в социальной сфере", органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
На основании ст. 1 Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путем приобретения (строительства) жилья, финансирование которого осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета предоставляемым местным бюджетам (ст. 2 Закона).
Согласно п. 1.3 Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30 июля 2009 года N 653, функции связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам указанной категории осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края (органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 4.4 Порядка, органами местного самоуправления предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, и основанием для заключения договора является постановление (распоряжение) главы муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из содержания указанных выше положений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
В силу правовых положений ст. ст. 72, 76 Конституции РФ, вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы, и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В связи с этим, условия и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Таким образом, ссылка суда первой инстанции на то, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма в государственном жилищном фонде Краснодарского края осуществляется за счет субвенций из краевого бюджета, не может исключать действия норм федерального законодательства и не может служить основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма.
То же касается и указания на предоставление жилого помещения в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, прокурором обоснованно предъявлены требования, как к администрации муниципального образования г. Новороссийск, так и к министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, которое должно нести солидарную ответственность перед лицами, в интересах которых предъявлен иск по реализации их жилищных прав, предусмотренных законом.
Вместе с тем, учитывая приведенные нормы, указание суда первой инстанции на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы не основано на законе, в связи с чем, судебная коллегия в интересах законности считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить <Ф.И.О.>6 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании г. Новороссийск".
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в заявлении, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 05 марта 2013 года изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск и министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить <Ф.И.О.>6 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании г. Новороссийск".
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 05 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)