Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области Орехова И.Г. (доверенность от 27.12.2012), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (судьи Полубехина Н.С., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А21-6176/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КАРТЭ", место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Фрунзе, д. 105, ОГРН 1073906020209, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446 (далее - Управление), в регистрации договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з, выраженного в письме от 10.04.2012 N 01/007/2012-511, и об обязании Управления зарегистрировать указанный договор аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, Советский пр., д. 13-15, ОГРН 1073905002566 (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 06.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2013 решение суда от 06.11.2011 отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 21.03.2013 и оставить в силе решение от 06.11.2012, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в ее обоснование указал, что судом апелляционной инстанции сделан не правильный вывод о том, что отказ в регистрации договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з является незаконным как не соответствующий статьям 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и Агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Агентство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд (далее - договор аренды), в соответствии с которым арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 24 264,2 га, условный номер 27:215:04:0027, расположенный по адресу: Калининградская обл., Багратионовский, Гвардейский, Гурьевский, Зеленоградский и Правдинский районы и Балтийский, Светлогорский и Светлановский городские округа, Калининградское лесничество, участковые лесничества согласно пункту 2 договора аренды для заготовки древесины сроком до 14.02.2022.
В приложениях N 1 - 2, являющихся неотъемлемой частью договора аренды, указаны схема расположения лесного участка и его характеристики.
Как следует из пункта 2 договора аренды, лесной участок расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 39:03:000000:0237, 39:05:000000:0022, 39:11:000000:0026, 39:22:000000:0015, 30:02:000000:0064, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
24.02.2012 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Управление уведомлением от 11.03.2012 N 01/007/2012-511 со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Закон N 122-ФЗ) сообщило о том, что государственная регистрация приостановлена на срок до 10.04.2012.
10.04.2012 Управление сообщением N 01/007/2012-511 отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды, указав, на то, что в ходе проведения правовой экспертизы возникли сомнения в правильности формирования арендованного лесного участка.
Отказ явился основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих несоответствие принятого Управлением решения об отказе в государственной регистрации договора аренды закону или иным нормативным актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции не согласилась, решение суда отменила, признала оспариваемый отказ Управления незаконным, обязав Управление осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Управления, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона N 122-ФЗ. В частности, положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что Управление, отказывая в государственной регистрации спорного договора аренды, в качестве основания указало, что в нарушение пункта 2 статьи 19 и абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 4.2 Вводного закона указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
С учетом приведенных норм права, государственная регистрация договоров аренды лесных участков осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов только при условии, если государственный кадастровый учет лесных участков не осуществлялся.
При таком положении, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным статьей 4.1 Вводного закона, поскольку спорный лесной участок сформирован из пяти участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
Как следует из положений пункта 2 статьи 26 Закона N 122-ФЗ, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13) даны следующие разъяснения: разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона N 122-ФЗ представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности; в связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из материалов дела следует, что лесной участок с условным номером 27:215:04:0027 образован из пяти участков лесного фонда с кадастровыми номерами 39:03:000000:0237, 39:05:000000:0022, 39:11:000000:0026, 39:22:000000:0015, 30:02:000000:0064 в отношении которых произведен кадастровый учет.
Заявителем не представлены доказательства, что спорный лесной участок на момент подписания договора аренды был сформирован как самостоятельный объект из частей пяти участков и поставлен на кадастровый учет.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд неверно истолковал положения статей 4.1, 4.2, 4.4 Вводного закона и необоснованно отменил решение суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о законности отказа Управления в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка.
Таким образом, постановление апелляционного суда от 21.03.2013 следует отменить, а решение от 06.11.2012 оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А21-6176/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2012 оставить в силе.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2013 ПО ДЕЛУ N А21-6176/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2013 г. по делу N А21-6176/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В., при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области Орехова И.Г. (доверенность от 27.12.2012), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (судьи Полубехина Н.С., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А21-6176/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КАРТЭ", место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Фрунзе, д. 105, ОГРН 1073906020209, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446 (далее - Управление), в регистрации договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з, выраженного в письме от 10.04.2012 N 01/007/2012-511, и об обязании Управления зарегистрировать указанный договор аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, Советский пр., д. 13-15, ОГРН 1073905002566 (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 06.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2013 решение суда от 06.11.2011 отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 21.03.2013 и оставить в силе решение от 06.11.2012, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в ее обоснование указал, что судом апелляционной инстанции сделан не правильный вывод о том, что отказ в регистрации договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з является незаконным как не соответствующий статьям 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и Агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Агентство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд (далее - договор аренды), в соответствии с которым арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 24 264,2 га, условный номер 27:215:04:0027, расположенный по адресу: Калининградская обл., Багратионовский, Гвардейский, Гурьевский, Зеленоградский и Правдинский районы и Балтийский, Светлогорский и Светлановский городские округа, Калининградское лесничество, участковые лесничества согласно пункту 2 договора аренды для заготовки древесины сроком до 14.02.2022.
В приложениях N 1 - 2, являющихся неотъемлемой частью договора аренды, указаны схема расположения лесного участка и его характеристики.
Как следует из пункта 2 договора аренды, лесной участок расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 39:03:000000:0237, 39:05:000000:0022, 39:11:000000:0026, 39:22:000000:0015, 30:02:000000:0064, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
24.02.2012 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
Управление уведомлением от 11.03.2012 N 01/007/2012-511 со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Закон N 122-ФЗ) сообщило о том, что государственная регистрация приостановлена на срок до 10.04.2012.
10.04.2012 Управление сообщением N 01/007/2012-511 отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды, указав, на то, что в ходе проведения правовой экспертизы возникли сомнения в правильности формирования арендованного лесного участка.
Отказ явился основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих несоответствие принятого Управлением решения об отказе в государственной регистрации договора аренды закону или иным нормативным актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции не согласилась, решение суда отменила, признала оспариваемый отказ Управления незаконным, обязав Управление осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Управления, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона N 122-ФЗ. В частности, положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что Управление, отказывая в государственной регистрации спорного договора аренды, в качестве основания указало, что в нарушение пункта 2 статьи 19 и абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ регистрирующему органу не представлены документы, подтверждающие осуществление государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося предметом представленного на государственную регистрацию договора аренды.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В статье 4.2 Вводного закона указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом N 122-ФЗ.
С учетом приведенных норм права, государственная регистрация договоров аренды лесных участков осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов только при условии, если государственный кадастровый учет лесных участков не осуществлялся.
При таком положении, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае предоставление спорного участка не относится к случаям, предусмотренным статьей 4.1 Вводного закона, поскольку спорный лесной участок сформирован из пяти участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
Как следует из положений пункта 2 статьи 26 Закона N 122-ФЗ, если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13) даны следующие разъяснения: разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона N 122-ФЗ представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности; в связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
Из материалов дела следует, что лесной участок с условным номером 27:215:04:0027 образован из пяти участков лесного фонда с кадастровыми номерами 39:03:000000:0237, 39:05:000000:0022, 39:11:000000:0026, 39:22:000000:0015, 30:02:000000:0064 в отношении которых произведен кадастровый учет.
Заявителем не представлены доказательства, что спорный лесной участок на момент подписания договора аренды был сформирован как самостоятельный объект из частей пяти участков и поставлен на кадастровый учет.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд неверно истолковал положения статей 4.1, 4.2, 4.4 Вводного закона и необоснованно отменил решение суда первой инстанции, который пришел к правильному выводу о законности отказа Управления в государственной регистрации договора аренды спорного лесного участка.
Таким образом, постановление апелляционного суда от 21.03.2013 следует отменить, а решение от 06.11.2012 оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А21-6176/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.11.2012 оставить в силе.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)