Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8341

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N 33-8341


Судья Голубченко В.М.
Докладчик Рыжонина Т.Н.

30 августа 2012 года. Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Рыжониной Т.Н.,
судей Строгановой Г.В., Раужина Е.Н.,
при секретаре А.К.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Беловского городского округа
на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2012 года
по иску Х.Н.В. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,

установила:

Х.Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивировала тем, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в июне 2005 года приобрела статус ребенка-сироты, поскольку мать М. решением Беловского городского суда была лишена родительских прав.
Постановлением Администрации г. Белово от 17.02.2004 года N она направлена на полное государственное обеспечение в Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Администрации г. Белово от 26.05.2005 года N она поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении при Администрации г. Белово.
На сегодняшний день она приобрела право на предоставления жилого помещения, но продолжает стоять на учете для получения жилья.
Администрация Беловского городского округа мотивирует неисполнение обязанности по предоставлению ей жилого помещения отсутствием свободного жилья муниципального жилого фонда и отсутствием денежных средств для приобретения жилья.
Считает, что в результате бездействия администрации г. Белово, являющейся органом местного самоуправления, нарушено ее право как лица, имеющего статус ребенка-сироты, на внеочередное обеспечения жилым помещением.
Просила обязать администрацию Беловского городского округа предоставить ей жилое помещение не ниже установленной нормы предоставление площади жилого помещения по договору социального найма.
Определением от 16.05.2012 г. к участию в деле в качестве 3-го лица привлечена администрация Кемеровской области.
Представитель администрации Беловского городского округа Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала.
Представитель 3-го лица - администрация Кемеровской области в суд не явился.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2012 года постановлено:
Обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить Х.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее 33 кв. м в пределах Беловского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе представитель администрации Беловского городского округа просит отменить решение суда, вынести новое решение, обязав администрацию Беловского городского округа предоставить Х.Н.В. жилое помещение после предоставления целевой субвенции администрации Кемеровской области.
Указывает, что суд не надлежаще исследовал порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Администрация Беловского городского округа не располагает свободными жилыми помещениями. Доказательств наличия свободных помещений истцом не представлено.
В решении суда не указано, из какого бюджета должно производиться финансирование приобретения жилья, в связи с чем допускается некорректное (неоднозначное) толкование решения, исключающее прямое указание закона N 159-ФЗ на источник финансирования.
Суд неправомерно отказал в привлечении в качестве соответчика администрации Кемеровской области.
Кроме того, ссылаясь на ст. 204 ГПК РФ, указывает, что исполнение решения будет возможным только при получении субвенции для приобретения квартиры с целью предоставления ее по договору социального найма Х.Н.В. на основании решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Х.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать М. решением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав (л.д. 17). Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
В настоящее время Х.Н.В. обучается в.
Временно проживает Х.Н.В. по адресу:. В настоящее время Х.Н.В.. постоянного жилья не имеет, никаких прав на жилое помещение не приобрела.
В соответствии с распоряжением Администрации г. Белово от 26.05.2005 года N Х.Н.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Администрацией Беловского городского округа во внеочередном порядке до настоящего времени Х.Н.В. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди Х.Н.В. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 01.04.2012 г. - 52 (л.д. 6).
Разрешая спор по существу, с учетом всех обстоятельств дела и совокупности исследованных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы, обязав Администрацию Беловского городского округа Кемеровской области предоставить Х.Н.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 33 кв. м в пределах Беловского городского округа, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Указанные выводы судебная коллегия находит обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам и доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не указал, из какого бюджета должно производиться финансирование приобретения жилья, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Как установлено Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 10.08.2006 года N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства в установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.
Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.
Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.
Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон Кемеровской области от 14.11.2005 г. N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты формируются на основании принципа общего покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.
Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.
Таким образом, вопрос финансирования и обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе и детей-сирот, определен на законодательном уровне, в связи с чем суд не обязан был в решении указывать из какого бюджета должны быть перечислены субвенции и выяснять вопрос об их выделении из областного бюджета.
Доводы жалобы о том, что администрация Беловского городского округа не располагает свободными жилыми помещениями, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, соответствующего закону и установленным обстоятельствам дела.
То обстоятельство, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию Кемеровской области, не является основанием для отмены решения суда. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. Судом правомерно не привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация Кемеровской области, так как требований к данному лицу истицей не заявлено, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК Российской Федерации); обязанности по привлечению данного лица к участию в деле в качестве соответчика в связи с характером спорного правоотношения (абз. 2 ч. 3 ст. 40 ГПК Российской Федерации) у суда также не имелось, поскольку иск о предоставлении жилого помещения ребенку-сироте по договору социального найма в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства предъявляется к органу исполнительной власти по месту жительства. В этой связи доводы апелляционной жалобы о не привлечении администрации Кемеровской области к участию в деле в качестве соответчика несостоятельны.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Беловского городского округа - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Н.РЫЖОНИНА

Судьи
Г.В.СТРОГАНОВА
Е.Н.РАУЖИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)