Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Новожилов Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Ломтевой Л.С.,
судей Суринова М.Ю., Нуждина С.В.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
02 июля 2013 года
дело по апелляционному представлению прокурора Заволжского района г. Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 12 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах Х. об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Заслушав доклад судьи Нуждина С.В., судебная коллегия
Прокурор Заволжского района г. Ярославля обратился в суд в интересах Х. о признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании Х. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ) в части включения Х. и членов его семьи в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, с ДД.ММ.ГГГГ Просит обязать администрацию в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в п. 2 указанного распоряжения, заменить слова "с ДД.ММ.ГГГГ" на "с ДД.ММ.ГГГГ".
В обоснование заявления указано, что датой включения семьи Х. в единый список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма должна быть определена по моменту обращения Х. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Такой датой является - дата первичного обращения Х-вых в администрацию, т.е. - ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований заявления. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционного представления, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав прокурора Сафонову Е.А., в поддержании представления, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, а по делу следует вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления прокурору, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт органа местного самоуправления вынесен в соответствии с вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 28.08.2012 г. Правовых оснований для постановки на учет Х. и членов его семьи с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными, не основанными на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 28.08.2012 г. было признано незаконным распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ.
Территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу обязана была признать Х. и членов его семьи малоимущими и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Указанное решение суда вступило в законную силу.
Во исполнении данного судебного акта было вынесено распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании Х. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому семья Х., состоящая из 3 человек, признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Данное распоряжение направлено в департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля для включения семьи Х-вых в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям п. 6 ст. 4 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" следует, что граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом учета соответствующего решения. Граждане, принятые на учет, заносятся в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, форма которой устанавливается Правительством Ярославской области.
При регистрации граждан в Книге учета их очередность определяется в зависимости от даты подачи заявления о принятии на учет и порядкового номера, присвоенного в Книге регистрации. Номер, присвоенный гражданину в Книге учета, изменению не подлежит.
Из указанной правовой нормы следует, что дата подачи заявления гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма имеет существенное значение, т.к. определяет очередность в Книге учета.
Согласно ст. 7 указанного Закона Ярославской области учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому списку граждан нуждающихся в жилых помещениях, который образуют записи, сделанные в Книге учета. Изменение учетных данных гражданина после принятия на учет осуществляется по решению органа учета на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих указанные изменения. Одновременно с ведением единого списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании записей, сделанных в Книге учета, органами учета формируются списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отражающие очередность граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из времен принятия их на учет и основания принятия их на учет в соответствии со статьей настоящего Закона.
Из приведенной правовой нормы следует, что дата постановки гражданина на учет и дата включения его в единый список нуждающихся являются различными, не совпадают друг с другом. При включении граждан в единый список нуждающихся в улучшении жилищных условий их очередность определяется на основании даты их обращения в территориальную администрацию.
В силу п. 3.14 Положения о департаменте организации строительства жилищной политики, утвержденного решение муниципалитета г. Ярославля N 48 от 04.07.2007 г., департамент формирует единый городской список граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ярославское области.
В соответствии с п. 1.1 Положения о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета мэрии г. Ярославля N 307 от 12.09.2006 г., территориальная администрация мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии г. Ярославля осуществляющим в соответствующем территориальном районе города полномочия мэрии по вопросам, установленным данным Положением. Согласно пп. 9 п. 3.1 приведенного Положения, одной из основных функций территориальной администрации мэрии г. Ярославля является ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и выполнение иных функций органа учета в соответствии с законодательством Ярославской области, осуществление учета отдельных категорий граждан в различных целях в случаях, установленные муниципальными правовыми актами органов и должностных лиц городского самоуправления.
Материалами дела установлено, что первоначально Х. обратился в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с целью постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ Поскольку отказ в постановке на учет по указанному заявлению признан судом незаконным, повторного обращения Х. с аналогичным заявлением в орган местного самоуправления не требуется, нарушенные права Х. восстанавливаются с момента их нарушения.
Оспариваемое распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права Х. и членов его семьи на своевременное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности. Дата обращения Х. в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в оспариваемом распоряжении не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и закону.
При указанных обстоятельствах в оспариваемое распоряжение должно быть внесено соответствующее изменение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 12 апреля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Заволжского района г. Ярославля удовлетворить.
Признать незаконным распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании Х. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ) в части включения Х. и членов его семьи в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в п. 2 указанного распоряжения, заменив слова "с ДД.ММ.ГГГГ" на "с ДД.ММ.ГГГГ".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3765/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-3765/2013
Судья Новожилов Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Ломтевой Л.С.,
судей Суринова М.Ю., Нуждина С.В.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
02 июля 2013 года
дело по апелляционному представлению прокурора Заволжского района г. Ярославля на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 12 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах Х. об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Заслушав доклад судьи Нуждина С.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Заволжского района г. Ярославля обратился в суд в интересах Х. о признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании Х. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ) в части включения Х. и членов его семьи в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, с ДД.ММ.ГГГГ Просит обязать администрацию в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в п. 2 указанного распоряжения, заменить слова "с ДД.ММ.ГГГГ" на "с ДД.ММ.ГГГГ".
В обоснование заявления указано, что датой включения семьи Х. в единый список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма должна быть определена по моменту обращения Х. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Такой датой является - дата первичного обращения Х-вых в администрацию, т.е. - ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований заявления. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционного представления, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав прокурора Сафонову Е.А., в поддержании представления, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, а по делу следует вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления прокурору, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт органа местного самоуправления вынесен в соответствии с вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 28.08.2012 г. Правовых оснований для постановки на учет Х. и членов его семьи с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными, не основанными на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 28.08.2012 г. было признано незаконным распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ.
Территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу обязана была признать Х. и членов его семьи малоимущими и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Указанное решение суда вступило в законную силу.
Во исполнении данного судебного акта было вынесено распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании Х. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому семья Х., состоящая из 3 человек, признана малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Данное распоряжение направлено в департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля для включения семьи Х-вых в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям п. 6 ст. 4 Закона Ярославской области от 27.06.2007 г. "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" следует, что граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом учета соответствующего решения. Граждане, принятые на учет, заносятся в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, форма которой устанавливается Правительством Ярославской области.
При регистрации граждан в Книге учета их очередность определяется в зависимости от даты подачи заявления о принятии на учет и порядкового номера, присвоенного в Книге регистрации. Номер, присвоенный гражданину в Книге учета, изменению не подлежит.
Из указанной правовой нормы следует, что дата подачи заявления гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма имеет существенное значение, т.к. определяет очередность в Книге учета.
Согласно ст. 7 указанного Закона Ярославской области учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому списку граждан нуждающихся в жилых помещениях, который образуют записи, сделанные в Книге учета. Изменение учетных данных гражданина после принятия на учет осуществляется по решению органа учета на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих указанные изменения. Одновременно с ведением единого списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании записей, сделанных в Книге учета, органами учета формируются списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отражающие очередность граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из времен принятия их на учет и основания принятия их на учет в соответствии со статьей настоящего Закона.
Из приведенной правовой нормы следует, что дата постановки гражданина на учет и дата включения его в единый список нуждающихся являются различными, не совпадают друг с другом. При включении граждан в единый список нуждающихся в улучшении жилищных условий их очередность определяется на основании даты их обращения в территориальную администрацию.
В силу п. 3.14 Положения о департаменте организации строительства жилищной политики, утвержденного решение муниципалитета г. Ярославля N 48 от 04.07.2007 г., департамент формирует единый городской список граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ярославское области.
В соответствии с п. 1.1 Положения о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета мэрии г. Ярославля N 307 от 12.09.2006 г., территориальная администрация мэрии г. Ярославля является структурным подразделением мэрии г. Ярославля осуществляющим в соответствующем территориальном районе города полномочия мэрии по вопросам, установленным данным Положением. Согласно пп. 9 п. 3.1 приведенного Положения, одной из основных функций территориальной администрации мэрии г. Ярославля является ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и выполнение иных функций органа учета в соответствии с законодательством Ярославской области, осуществление учета отдельных категорий граждан в различных целях в случаях, установленные муниципальными правовыми актами органов и должностных лиц городского самоуправления.
Материалами дела установлено, что первоначально Х. обратился в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля с целью постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ДД.ММ.ГГГГ Поскольку отказ в постановке на учет по указанному заявлению признан судом незаконным, повторного обращения Х. с аналогичным заявлением в орган местного самоуправления не требуется, нарушенные права Х. восстанавливаются с момента их нарушения.
Оспариваемое распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права Х. и членов его семьи на своевременное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности. Дата обращения Х. в территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в оспариваемом распоряжении не соответствует фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и закону.
При указанных обстоятельствах в оспариваемое распоряжение должно быть внесено соответствующее изменение.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 12 апреля 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора Заволжского района г. Ярославля удовлетворить.
Признать незаконным распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля N от ДД.ММ.ГГГГ "О признании Х. и членов его семьи малоимущими и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции распоряжения главы администрации района N от ДД.ММ.ГГГГ) в части включения Х. и членов его семьи в единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в п. 2 указанного распоряжения, заменив слова "с ДД.ММ.ГГГГ" на "с ДД.ММ.ГГГГ".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)