Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.10.2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 года


Судья: Долженко В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Бусиной Н.В., Блинова В.А.
при секретаре А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 апреля 2013 года
по делу по иску С.Н., Н.П. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации), Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации), территориальному отделу N 2 Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - О N 2 ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации), Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

установила:

Истцы С.Н., Н.П. обратились в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного войсковой частью КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа, проживают в жилом помещении по <адрес>. Военный городок, в котором находится занимаемое жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает им право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Они обратились с заявлением о приватизации квартиры в ФГКУ "Сибирское ТУИО" и ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации, приложив все необходимые документы. В ДД.ММ.ГГ указанными учреждениями было сообщено, что ФГКУ не наделено полномочиями на передачу жилья в собственность граждан. Истцы просили суд признать за ними право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 25.04.2013 г. исковые требования С.Н., Н.П. удовлетворены.
Признано за С.Н., Н.П. право общей долевой собственности - по <данные изъяты> каждому, в порядке приватизации на жилое помещение в виде квартиры *** общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> расположенной по <адрес>
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 25.12.2003 г., жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании специального законодательства и по специальным правилам. Согласно положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилье военнослужащим предоставляется по договору найма служебного помещения, заключенного с Министерством обороны Российской Федерации. Такой порядок обеспечения не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений. Истец не представил доказательств, подтверждающих статус военнослужащего, выписку из личного дела, подтверждающую продолжительность военной службы, доказательства наличия полномочий на решение вопроса предоставления жилого помещения у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, а также доказательства, подтверждающие факт обращения истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Кроме того, ответчик просит учесть, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений руководителю ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы. Жилые помещения фонда Министерства обороны Российской Федерации предназначены для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истцов С.Н., Н.П. и их представителя Д.В. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира по <адрес> предоставлена рабочему ДУ-9 С.Н. на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ на состав семьи: супруга Н.П. и сын К.С.
ДД.ММ.ГГ К.С. умер, что следует из свидетельства о смерти (л.д. 40).
С.Н. и Н.П. зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной в военном городке <адрес> по настоящее время.
Истцы изъявили желание приватизировать данное жилое помещение.
Вместе с тем, как следует из ответа ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" *** от ДД.ММ.ГГ Н.П. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы.
Суд, установив, что истцы ранее в приватизации не участвовали, на праве собственности жилых помещений не имеют, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Ст. 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** г. <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков военной службы Российской Федерации <адрес> исключен.
Согласно сведений, предоставленных ТУ Росимущества в Алтайском крае, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской Квартирно-эксплуатационной частью.
В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ.
Согласно передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживает истец, по <адрес>.
Тип ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации изменен на ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из сообщения администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ следует, что в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не передавалось.
Согласно архивной справки *** от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации <адрес>, в документах архивного фонда администрации Алейского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за ДД.ММ.ГГ администрации <адрес> "Постановления главы администрации <адрес>" за ДД.ММ.ГГ сведения о включении квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, в число служебных жилых квартир Алейского гарнизона отсутствуют.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормативных актов о присвоении <адрес> статуса служебной ни до вселения истцов в жилое помещение, ни после вселения, уполномоченными органами не принималось, в связи с чем на момент предоставления спорного жилого помещения С.Н. квартира являлась свободной, решение местной администрации о включении его в число служебных отсутствовало, таким образом, изначально жилое помещение было предоставлено истцу на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья истцу в качестве служебного, как гражданскому персоналу, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Таким образом, как правильно указал суд, исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
На ордере *** от ДД.ММ.ГГ имеется отметка "служебная" (л.д. 7). Однако, как усматривается из материалов дела, решение соответствующего органа о включении спорной квартиры в число служебных отсутствует, в связи с чем изначально правовых оснований для включения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в число служебных жилых помещений не имелось.
В свою очередь, в порядке ст. ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, а также доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи без законных на то оснований, стороной ответчика также не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма.
Доводы жалобы в указанной части не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.

Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа указанное учреждение уполномочено, в том числе, принимать решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, суд, установив привлеченного к участию в деле надлежащего ответчика ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, правильно разрешил настоящий спор.
Ссылки ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан, а также об отсутствии на законодательном уровне нормативных актов, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцами права, предусмотренного действующим законодательством.
Указание ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии доказательств обращения истца с вопросом о приватизации жилья во внесудебном порядке является ошибочным и противоречит материалам дела.
Поскольку доводы апелляционной жалобы ответчика признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)