Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Турумтаевой Г.Я.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Т. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Б.А.В. к Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики
Башкортостан предоставить Б.А.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее ... кв. м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы, действующий в интересах Б.А.В., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка по обращению Б.О. по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что согласно свидетельству о рождении, выданному дата Б.А.В. родился дата о чем составлена актовая запись N .... В графе отец указан - Б.С., в графе мать - Б.Г.
Мать после рождения, от сына отказалась, отец не установлен.
Решением Октябрьского городского суда г. Уфы от дата постановлено обязать Администрацию Октябрьского района г. Уфы принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфы от дата N ... Б.А.В. принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма, однако жилое помещение по настоящее время не предоставлено.
Бездействием ответчика нарушаются права Б.А.В., поскольку по настоящее время не предоставлено жилое помещение.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Т. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, считают, что права Б.А.В. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не нарушены.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан прокурор Фахретдинова Ю.Ю., представитель Б.А.В. - Б.О. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены в связи со следующим.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа, суд правильно сослался на положения ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению Б.А.В., который является сиротой и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, согласно справке о рождении N ... от дата Б.А.В. родился дата за актовой записью N ... от дата, где родителями указаны: отец - Б.С., мать - Б.Г.
Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Б.Г. отказалась от сына, что подтверждается ее отказом от дата, заверенным гл. врачом дома ребенка N ....
Решением Октябрьского городского суда РБ от дата постановлено:
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа г. Уфа принять Б.А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Кировского района г. Уфа от дата опекуном Б.А.С. назначена Б.О., закреплена жилая площадь по адресу: адрес.
Таким образом, Б.А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа N ... от дата Б.А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для обеспечения жильем вне очереди.
Согласно справке о регистрации от дата в квартире по адресу: адрес зарегистрированы: Б.О., Б.А.В.
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 8).
Из приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
Суд также сослался на порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который регламентирован постановлением Правительства РБ N 200 от 20.07.2007 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 указанного постановления, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному заключению, что Б.А.В., который в силу ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которым является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах указанной выше социальной нормы представления жилья.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Ввиду регистрации Б.А.В. по месту жительства в адрес (л.д. 23), суд обоснованно указал на обязанность ответчика по предоставлению ему жилого помещения в черте адрес.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Башкортостан, в том числе и в ГО город Уфа не утвержден, и, что права Б.Д. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления и исполнение данной обязанности не может ставиться в зависимость от указанных апеллянтом обстоятельств.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Г.Я.ТУРУМТАЕВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-15497/13
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N 33-15497/13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Турумтаевой Г.Я.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Т. на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Уфы в интересах Б.А.В. к Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики
Башкортостан предоставить Б.А.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее ... кв. м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы, действующий в интересах Б.А.В., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка по обращению Б.О. по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что согласно свидетельству о рождении, выданному дата Б.А.В. родился дата о чем составлена актовая запись N .... В графе отец указан - Б.С., в графе мать - Б.Г.
Мать после рождения, от сына отказалась, отец не установлен.
Решением Октябрьского городского суда г. Уфы от дата постановлено обязать Администрацию Октябрьского района г. Уфы принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфы от дата N ... Б.А.В. принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма, однако жилое помещение по настоящее время не предоставлено.
Бездействием ответчика нарушаются права Б.А.В., поскольку по настоящее время не предоставлено жилое помещение.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Т. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, считают, что права Б.А.В. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не нарушены.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан прокурор Фахретдинова Ю.Ю., представитель Б.А.В. - Б.О. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит его законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены в связи со следующим.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа, суд правильно сослался на положения ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению Б.А.В., который является сиротой и не имеет закрепленного жилого помещения, должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, согласно справке о рождении N ... от дата Б.А.В. родился дата за актовой записью N ... от дата, где родителями указаны: отец - Б.С., мать - Б.Г.
Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Б.Г. отказалась от сына, что подтверждается ее отказом от дата, заверенным гл. врачом дома ребенка N ....
Решением Октябрьского городского суда РБ от дата постановлено:
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа г. Уфа принять Б.А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Кировского района г. Уфа от дата опекуном Б.А.С. назначена Б.О., закреплена жилая площадь по адресу: адрес.
Таким образом, Б.А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа N ... от дата Б.А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для обеспечения жильем вне очереди.
Согласно справке о регистрации от дата в квартире по адресу: адрес зарегистрированы: Б.О., Б.А.В.
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Республикой Башкортостан принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 8).
Из приведенных выше норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на Администрацию городского округа город Уфа.
Суд также сослался на порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который регламентирован постановлением Правительства РБ N 200 от 20.07.2007 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 1 указанного постановления, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и РБ, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному заключению, что Б.А.В., который в силу ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, которым является Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах указанной выше социальной нормы представления жилья.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Частью 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Ввиду регистрации Б.А.В. по месту жительства в адрес (л.д. 23), суд обоснованно указал на обязанность ответчика по предоставлению ему жилого помещения в черте адрес.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Башкортостан, в том числе и в ГО город Уфа не утвержден, и, что права Б.Д. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления и исполнение данной обязанности не может ставиться в зависимость от указанных апеллянтом обстоятельств.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Г.Я.ТУРУМТАЕВА
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)