Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А07-13707/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" (далее - общество "Уфимский фанерный комбинат") в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено на основании ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Уфимский фанерный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству об обязании заключить договор аренды лесных участков, расположенных в Терлянском лесничестве Белорецкого района, в соответствии с Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р и от 29.02.2012 N 186-р на условиях представленного проекта в качестве приложения N 7 к заявлению на заключение договора аренды лесного участка от 31.05.2012 N 03-05/251 (с учетом принятых судом уточнений требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" (далее - общество "ЛК "Башлеспром").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2012 (судья Мавлютов И.Т.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований Министерства отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка положениям договора аренды лесного участка от 16.06.2008, заключенного между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром", которые включают условия о возможности разрешения передачи прав владения и пользования арендуемого обществом "ЛК "Башлеспром" лесного участка другим лицам. Как полагает заявитель, судом апелляционной инстанции, несмотря на удовлетворение ходатайства общества "ЛК "Башлеспром" о приобщении к материалам дела копии письма от 06.12.12 N 1331 в адрес Министерства, содержащего просьбу о расторжении названного договора аренды, в нарушение ст. 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана надлежащая правовая оценка данному письму наряду с другими доказательствами.
В представленном отзыве Министерство возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу общества "Уфимский фанерный комбинат" - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р (с изменениями к нему от 29.02.2012 N 186-р, далее - Распоряжение) была утверждена заявка общества "Уфимский фанерный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 указанный инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приложением N 1 к Распоряжению утвержден перечень лесных участков, зарегистрированных для реализации инвестиционного проекта, этим же Распоряжением предусмотрено, что при включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предоставление лесных участков, указанных в приложении N 1, в аренду сроком на 49 лет обществу "Уфимский фанерный комбинат" без проведения аукциона в соответствии с графиком заключения договоров аренды лесных участков, зарегистрированных для инвестиционного проекта "Завод большеформатной фанеры (реконструкция плиточных производств)", в приложении N 2 был указан график заключения договоров аренды для реализации инвестиционного проекта, данный график предусматривал заключение договора аренды по Тирлянскому лесничеству в первом квартале 2012 года с перечислением участковых лесничеств, номеров кварталов, площади лесного участка и размера ежегодного использования.
Общество "Уфимский фанерный комбинат" 31.05.2012 направило Министерству заявление N 03-05/251 о предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона с приложением необходимых документов и двух проектов договоров по Авзянскому и Тирлянскому лесничествам.
Министерство 27.07.2012 направило в адрес общества "Уфимский фанерный комбинат" письмо N 02/4694, в котором уведомило о том, что подготовлен договор аренды лесного участка (Авзянское лесничество, объем 17,9 тыс. куб. м).
Министерство сообщило, что договоры аренды лесных участков (Авзянское и Тирлянское лесничества с объемом заготовки 122 тыс. куб. м) будут заключены после расторжения договоров аренды с обществом "ЛК "Башлеспром". Общество "Уфимский фанерный комбинат" было приглашено на подписание подготовленного проекта договора 31.07.2012.
Не получив подписанный со стороны Министерства экземпляр предложенного проекта договора, общество "ЛК "Башлеспром" обратилось в суд с требованиями о понуждении к заключению договора аренды лесных участков на условиях представленного проекта в качестве приложения N 7 к заявлению на заключение договора аренды лесного участка от 31.05.2012 N 03-05/251.
Суд первой инстанции на основании положений ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 о том, что инвестиционный проект общества "Уфимский фанерный комбинат" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, пришел к выводу о том, что для Министерства заключение договора аренды лесного участка на условиях, указанных в заявке на реализацию инвестиционного проекта, утвержденной Распоряжением, является обязательным. И поскольку Министерство уклонилось от заключения указанного договора с обществом "Уфимский фанерный комбинат", суд принял решение об обязании Министерства заключить договор аренды лесных участков на условиях направленного в его адрес проекта договора.
Судом апелляционной инстанции решение суда отменено в связи с нарушением судом правил о тайне совещания судей, непривлечением к участию в деле общества "ЛК "Башлеспром", чьи права и обязанности затронуты при рассмотрении данного спора, так как в отношении спорного участка лесного фонда существует обременение - долгосрочный договор аренды от 16.06.2008, заключенный между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром". При этом суд апелляционной инстанции указал, что заключение договора аренды в период действия другого договора аренды того же недвижимого имущества, заключенного между другими лицами (с иным арендатором), виды деятельности лесопользователя по которому совпадают с видами деятельности на указанном участке, предусмотренными в спорном проекте договора, является неправомерным. Такая сделка в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 указанной статьи в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Проверяя обоснованность заявленных требований, суд апелляционной инстанции установил, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 инвестиционный проект общества "Уфимский фанерный комбинат" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, в силу чего для Министерства заключение договора аренды лесного участка на условиях, указанных в заявке на реализацию инвестиционного проекта, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р, с изменениями к нему от 29.02.2012 N 186-р является обязательным.
Согласно п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 названного Кодекса.
В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе, заготовка древесины, иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Кодекса.
Часть 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если иное не установлено самим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
В соответствии с п. 15 положения "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с п. 11 названного Постановления.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10.
Таким образом, ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Из материалов дела следует, что лесной участок общей площадью 24 938 га, о понуждении к заключению договора аренды которого заявлено обществом "Уфимский фанерный комбинат" при рассмотрении настоящего дела, передан в аренду третьему лицу - обществу "ЛК "Башлеспром" по долгосрочному договору аренды лесного участка от 16.06.2008.
Целью предоставления указанного участка третьему лицу является заготовка древесины, срок предоставления - до 25.08.2015. Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2008.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в отношении спорного участка лесного фонда действует долгосрочный договор аренды от 16.06.2008, заключенный между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром". Указанный договор не оспорен в установленном законом порядке.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая правовая оценка письму общества "ЛК "Башлеспром" от 06.12.12 N 1331, направленному в адрес Министерства, содержащего просьбу о расторжении договора аренды лесного участка от 16.06.2008, заключенного между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром", подлежит отклонению, поскольку наличие данного письма не влияет на результат рассмотрения дела, так как не свидетельствует о расторжении названного договора.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судом выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А07-13707/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.03.2013 N Ф09-1844/13 ПО ДЕЛУ N А07-13707/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. N Ф09-1844/13
Дело N А07-13707/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А07-13707/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" (далее - общество "Уфимский фанерный комбинат") в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено на основании ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Уфимский фанерный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству об обязании заключить договор аренды лесных участков, расположенных в Терлянском лесничестве Белорецкого района, в соответствии с Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р и от 29.02.2012 N 186-р на условиях представленного проекта в качестве приложения N 7 к заявлению на заключение договора аренды лесного участка от 31.05.2012 N 03-05/251 (с учетом принятых судом уточнений требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Лесозаготовительная компания "Башлеспром" (далее - общество "ЛК "Башлеспром").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2012 (судья Мавлютов И.Т.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований Министерства отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка положениям договора аренды лесного участка от 16.06.2008, заключенного между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром", которые включают условия о возможности разрешения передачи прав владения и пользования арендуемого обществом "ЛК "Башлеспром" лесного участка другим лицам. Как полагает заявитель, судом апелляционной инстанции, несмотря на удовлетворение ходатайства общества "ЛК "Башлеспром" о приобщении к материалам дела копии письма от 06.12.12 N 1331 в адрес Министерства, содержащего просьбу о расторжении названного договора аренды, в нарушение ст. 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дана надлежащая правовая оценка данному письму наряду с другими доказательствами.
В представленном отзыве Министерство возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу общества "Уфимский фанерный комбинат" - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р (с изменениями к нему от 29.02.2012 N 186-р, далее - Распоряжение) была утверждена заявка общества "Уфимский фанерный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 указанный инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приложением N 1 к Распоряжению утвержден перечень лесных участков, зарегистрированных для реализации инвестиционного проекта, этим же Распоряжением предусмотрено, что при включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предоставление лесных участков, указанных в приложении N 1, в аренду сроком на 49 лет обществу "Уфимский фанерный комбинат" без проведения аукциона в соответствии с графиком заключения договоров аренды лесных участков, зарегистрированных для инвестиционного проекта "Завод большеформатной фанеры (реконструкция плиточных производств)", в приложении N 2 был указан график заключения договоров аренды для реализации инвестиционного проекта, данный график предусматривал заключение договора аренды по Тирлянскому лесничеству в первом квартале 2012 года с перечислением участковых лесничеств, номеров кварталов, площади лесного участка и размера ежегодного использования.
Общество "Уфимский фанерный комбинат" 31.05.2012 направило Министерству заявление N 03-05/251 о предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона с приложением необходимых документов и двух проектов договоров по Авзянскому и Тирлянскому лесничествам.
Министерство 27.07.2012 направило в адрес общества "Уфимский фанерный комбинат" письмо N 02/4694, в котором уведомило о том, что подготовлен договор аренды лесного участка (Авзянское лесничество, объем 17,9 тыс. куб. м).
Министерство сообщило, что договоры аренды лесных участков (Авзянское и Тирлянское лесничества с объемом заготовки 122 тыс. куб. м) будут заключены после расторжения договоров аренды с обществом "ЛК "Башлеспром". Общество "Уфимский фанерный комбинат" было приглашено на подписание подготовленного проекта договора 31.07.2012.
Не получив подписанный со стороны Министерства экземпляр предложенного проекта договора, общество "ЛК "Башлеспром" обратилось в суд с требованиями о понуждении к заключению договора аренды лесных участков на условиях представленного проекта в качестве приложения N 7 к заявлению на заключение договора аренды лесного участка от 31.05.2012 N 03-05/251.
Суд первой инстанции на основании положений ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 о том, что инвестиционный проект общества "Уфимский фанерный комбинат" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, пришел к выводу о том, что для Министерства заключение договора аренды лесного участка на условиях, указанных в заявке на реализацию инвестиционного проекта, утвержденной Распоряжением, является обязательным. И поскольку Министерство уклонилось от заключения указанного договора с обществом "Уфимский фанерный комбинат", суд принял решение об обязании Министерства заключить договор аренды лесных участков на условиях направленного в его адрес проекта договора.
Судом апелляционной инстанции решение суда отменено в связи с нарушением судом правил о тайне совещания судей, непривлечением к участию в деле общества "ЛК "Башлеспром", чьи права и обязанности затронуты при рассмотрении данного спора, так как в отношении спорного участка лесного фонда существует обременение - долгосрочный договор аренды от 16.06.2008, заключенный между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром". При этом суд апелляционной инстанции указал, что заключение договора аренды в период действия другого договора аренды того же недвижимого имущества, заключенного между другими лицами (с иным арендатором), виды деятельности лесопользователя по которому совпадают с видами деятельности на указанном участке, предусмотренными в спорном проекте договора, является неправомерным. Такая сделка в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта (п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 указанной статьи в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Проверяя обоснованность заявленных требований, суд апелляционной инстанции установил, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.04.2012 N 382 инвестиционный проект общества "Уфимский фанерный комбинат" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, в силу чего для Министерства заключение договора аренды лесного участка на условиях, указанных в заявке на реализацию инвестиционного проекта, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18.11.2011 N 1469-р, с изменениями к нему от 29.02.2012 N 186-р является обязательным.
Согласно п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 названного Кодекса.
В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе, заготовка древесины, иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Кодекса.
Часть 2 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, если иное не установлено самим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов заключается без проведения аукциона.
В соответствии с п. 15 положения "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с п. 11 названного Постановления.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 2111/10.
Таким образом, ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Из материалов дела следует, что лесной участок общей площадью 24 938 га, о понуждении к заключению договора аренды которого заявлено обществом "Уфимский фанерный комбинат" при рассмотрении настоящего дела, передан в аренду третьему лицу - обществу "ЛК "Башлеспром" по долгосрочному договору аренды лесного участка от 16.06.2008.
Целью предоставления указанного участка третьему лицу является заготовка древесины, срок предоставления - до 25.08.2015. Договор зарегистрирован в установленном порядке 27.11.2008.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в отношении спорного участка лесного фонда действует долгосрочный договор аренды от 16.06.2008, заключенный между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром". Указанный договор не оспорен в установленном законом порядке.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая правовая оценка письму общества "ЛК "Башлеспром" от 06.12.12 N 1331, направленному в адрес Министерства, содержащего просьбу о расторжении договора аренды лесного участка от 16.06.2008, заключенного между Министерством и обществом "ЛК "Башлеспром", подлежит отклонению, поскольку наличие данного письма не влияет на результат рассмотрения дела, так как не свидетельствует о расторжении названного договора.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судом выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А07-13707/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)