Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Щеглаков Г.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовский В.Ю.,
судей Иволгиной Н.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре М. рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Центрального районного суда г. Омска от 16.02.2012, которым постановлено:
"Требования Ж. к Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., пояснения Ж., поддержавшего доводы жалобы, представителя Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска Ч., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности по восстановлению в списках граждан - получателей государственных жилищных сертификатов.
Указал, что в 1977 году послу окончания Омского высшего общевойскового командного училища имени *** проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
В период прохождения службы в ВС СССР жилищной комиссией был включен в список распределения жилой площади. 18.09.1991 Абаканским городским Советом народных депутатов ему был выдан ордер N *** на *** квартиру N ***, дома N *** по ул. ***, в г. *** совхоз "Индустриальный", площадь, которой была ниже социальной нормы общей площади жилого помещения, поэтому был включен в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
31.10.1991 Приказом Министра обороны СССР N 01331 л/с уволен с действительной военной службы в запас по статье 59 п. "е" (по сокращению штатов).
16.01.1992 Приказом Командира войсковой части N *** с 18.01.1992 исключен из списков личного состава и направлен в Абаканский ГВК Хакасской ССР.
После увольнения Ж. было выдано удостоверение на право постановки на учет в ВК по избранному месту жительства, как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
С 01.09.1992 войсковая часть N *** была расформирована, жилой фонд части передан в муниципальную собственность.
26.06.1992 Ж. поступил на службу в органы МВД республики Хакасия, стал проходить службу в ИТК-*** г. Абакан.
31.05.1994 между истцом и совхозом "Индустриальный" был заключен договор найма жилого помещения, квартиры N ***, дома N ***.
31.05.1994 КЭЧ Абаканского района дано разрешение на приватизацию квартиры, а 03.06.1994 заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, квартира была оформлена в собственность супруги истца - ***. Ж. дал согласие на приватизацию, отказался от участия в последней.
05.12.1994 истец был переведен на службу в органы УВД Омской области, откуда был уволен с 07.06.1995 по ст. 58 п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья). В связи с переездом квартира в г. Абакан была продана.
10.11.1994 Ж. была приобретена квартира по адресу: *** общей площадью *** кв. м, которая в 2003 году была продана его матери ***.
По месту службы в органах МВД жилая площадь ему не предоставлялась, субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретения жилья не выделялись.
После переезда с семьей в г. Омск Военным Комиссариатом Омской области с 01.03.1996 был включен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, где числился по 29.07.2004. С вышеуказанной даты состоял на учете в Администрации города Омска.
В 2000 году истцом на основании свидетельства о праве на наследство была приобретена квартира ***, общей площадью *** кв. м, которую 06.02.2008 он подарил своей дочери ***.
В 2005 году истец был включен в список граждан участников подпрограммы "Государственный жилищный сертификат" на 2002 - 2010 годы, входящий в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", а также в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2006 году.
Список очередников граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был утвержден постановлением главы администрации округа от 28.12.2004 N 873, но с даты постановки Ж. на очередь в Омском областном военном комиссариате, т.е. с 01.03.1996.
Администрацией города Омска сообщено о внесении истца в список граждан, включенных в резерв на получение государственного жилищного сертификата в 2006 году. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Ж. было сообщено, что согласно списку граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2006 году его номер очереди 30, а, учитывая, что он имеет жилое помещение для постоянного проживания, включен в резерв на получение сертификата в 2006 года под номером 20.
28.10.2009 заседанием рабочей группы по реализации программы "Жилище" на 2002-2010 годы истцу было отказано в получении ГЖС в 2009 году в связи с наличием в собственности жилого помещения по адресу ***, общей площадью *** кв. м, которое было 07.07.2003 отчуждено матери. Кроме того, с 04.08.2000 Ж. являлся собственником квартиры общей площадью *** кв. м по адресу ***, которая в 2008 году была подарена дочери.
Разница между размером жилой площади, принимаемой для расчета социальной выплаты на состав семьи из 2-х человек (*** кв. м) и размером жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью *** кв. м составляет *** кв. м, что менее нормы (18 кв. м), установленной правилами. Кроме того, Администрацией города указано, что после увольнения с военной службы им не сдана в КЭЧ квартира, расположенная в г. ***.
На основании изложенного с учетом уточнений истец просил признать незаконным и недействующим с момента издания решение рабочей группы о реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" от 28.10.2009 об отказе во включении в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, обязать Администрацию г. Омска обеспечить жильем (единовременной денежной выплатой на приобретение жилья) в соответствии с нормами п. 2.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих", как не имеющих жилья для постоянного проживания в г. Омске, семью Ж., состоящую на учете в Администрации г. Омска с 01.03.1996 в соответствии с Постановлением главы Администрации ЦАО г. Омска от 28.12.2004 N 873 и в установленном порядке признанную нуждающейся в предоставлении жилых помещений или в улучшении жилищных условий по категории граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, признать право Ж. на получение государственного жилищного сертификата без предоставления справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы.
В судебном заседании истец Ж., его представитель И. исковые требования с учетом уточнений поддержали.
В судебном заседании представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Ч. заявленные требования не признала.
Представитель Военного комиссариата Омской области С. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации ЦАО города Омска участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение. Ссылается на те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции. Указывает, что при увольнении с военной службы, увольнении из органов МВД ни он, ни члены его семьи не были обеспечены жилой площадью, не получили ссуду на приобретение жилья, не обеспечивались жилищным сертификатом.
Право на получение после увольнения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотренное п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", не реализовано. Считает, что жилое помещение в 1991 году было предоставлено на общих основаниях, а не в связи с увольнением с военной службы. Полагает, что у него отсутствовала обязанность по сдаче жилья КЭЧ района. Указывает, что как *** внутренней службы ОВД составом семьи из 4 человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы он состоял как уволенный сотрудник ОВД, поставленный на учет на улучшение жилищных условий. Сама постановка на учет является доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий. Отказ суда в удовлетворении ходатайства об истребовании документов от ответчиков существенно повлиял на вынесенное решение. Пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, в отношении него применяться не может. Указывает, что материалы дела в судебном заседании не исследовались.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Вышеуказанными Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Реализация права на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, указанной категории лиц, производится в рамках Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (ранее подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с положениями п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что общая продолжительность военной службы Ж., включая периоды службы в органах внутренних дел, составляет более 10 лет. Увольнение истца производилось в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья. Из материалов дела следует, что с 01.03.1996 года Ж. находился в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетное дело Ж. передано в Администрацию города Омска из ВК Омской области по акту от 29.07.2004 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец, имеет право на обеспечение жилым помещением по нормам п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Статьей 38 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, устанавливалась норма жилой площади на одного человека, которая составляла 12 кв. м.
На основании ордера N *** от 18.09.1991 года Ж., как военнослужащему, не имеющему жилья, предоставлена квартира N ***. Общая площадь квартиры составляла *** кв. м, жилая *** кв. м. Квартира была предоставлена на состав семьи из четырех человек: истец, супруга истца, несовершеннолетние сын и дочь истца.
С учетом положений ст. 38 ЖК РСФСР, жилой площади квартиры, доводы Ж. о том, что после предоставления квартиры он оставался нуждающимся в улучшении жилищных условий являются обоснованными.
После увольнения из Вооруженных Сил Ж. с семьей остался проживать в указанной квартире, которая в 1994 году, с разрешения КЭЧ Абаканского района, была приватизирована в единоличную собственность супруги истца - ***.
В период службы в органах внутренних дел РФ истец, члены его семьи жильем не обеспечивались.
В связи с переездом в город Омск, квартира в г. Абакан, была продана. В городе Омске приобретена квартира N ***. Состав семьи истца не изменился. Общая площадь указанной квартиры составляла *** кв. м, жилая *** кв. м.
В связи с отсутствием необходимой нормы жилой площади, истец в составе семьи - 4 человека, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2000 году Ж. становиться собственником жилого помещения N *** в соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию. Общая площадь квартиры составляет *** кв. м (в настоящее время без учета площади балкона *** кв. м). В 2003 году истец продает, принадлежащую ему квартиру N *** своей матери - ***, заключая с ней договор найма вышеуказанного жилого помещения для проживания своей семьи.
В соответствии с положениями п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением следующих документов (для пункта под действие которого подпадает Ж.):
- справка об общей продолжительности военной службы (службы);
- выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
- выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
- справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
граждане - участники подпрограммы с целью получения сертификата в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляют в орган местного самоуправления, в котором находятся их учетные дела, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Из материалов дела следует, что 18.05.2006 года, истцом было подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи - 4 человека (Ж., супруга, сын и дочь).
Департаментом жилищной политики Администрации города Омска Ж. был включен в списки граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификаты, направленном в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено первоочередное предоставление сертификатов категориям граждан, в том числе гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися, в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Поскольку в собственности Ж. находилась квартира N ***, он был включен в резервный список на получение сертификата.
В соответствии с положениями п. п. 14, 16 - 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации для Республики Алтай, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской и Калининградской областей - 1,1.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
- 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
- 42 кв. м - на семью из 2 человек;
- по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
- гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
- гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
- гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте в пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Судом первой инстанции, с учетом указанных положений, обоснованно установлено, что при выдаче Ж. сертификата, должно быть учтено наличие у него в собственности жилого помещения площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.
У Ж., при получении сертификата, возникает право произвести отчуждение жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, либо не производить отчуждение с зачетом площади принадлежащего жилого помещения.
Однако в феврале 2008 года Ж. производит отчуждение вышеуказанной квартиры дочери ***, что является основанием для применения положений п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Решением рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", оформленным протоколом заседания рабочей группы от 28.10.2009 года, Ж. отказано в получении ГЖС в 2009 году по категории "граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица".
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного истцом составляет *** кв. м, менее 18 кв. м, что исключает возможность выдачи сертификата.
Обосновывая невозможность применения к нему положений п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов Ж. указывает на то обстоятельство, что квартира была отчуждена дочери, которая ранее являлась членом его семьи, была включена для получения сертификата.
После отчуждения квартиры, а именно 15.05.2008 года, при написании заявления на получение жилищного сертификата в 2009 году, Ж. был указан состав семьи 2 человека, а не 4, как было ранее. Из состава семьи были исключены сын - ***, дочь - ***.
Жилое помещение было отчуждено с уменьшением количества участников, что является основанием для применения при расчете суммы, выделяемой для приобретения жилья, состава семьи 4 человека. То есть, разница в площадях должна приниматься следующим образом: *** кв. м (площадь на 4 человека) - *** кв. м (площадь квартиры). Таким образом, разница площадей составит *** кв. м. Вышеуказанная площадь должна приниматься при выдаче сертификата.
С указанными доводами судебная коллегия могла бы согласиться. Однако в феврале 2008 году сын и дочь истца - ***, *** стали собственниками квартиры N ***, общей площадью *** кв. м, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти ***.
Таким образом, при расчете разницы площадей на 4 человек, должна была приниматься площадь двух жилых помещений, принадлежащих дочери и сыну истца: (***+***) *** кв. м и площадь предоставления на 4 человек (*** кв. м к *** кв. м). При указанном исчислении возможность участия истца в программе исключается.
Доводы жалобы о том, что в момент подачи заявления в 2008 году, Ж. не имел в собственности жилого помещения, был включен в списки как лицо, не имеющее жилья, что так же исключало применение к нему п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, являются ошибочными.
Ж. состоит на учете в Администрации города Омска с 2004 года, что явилось основанием для включения его в список граждан, претендующих на ГЖС.
Факт того, что заявление на ГЖС в 2009 году, было подано по истечению 4 месяцев после отчуждения жилого помещения, повлиять на учет отчужденного жилого помещения при выдаче сертификата, не мог.
Рассматривая доводы подателя жалобы о том, что отсутствуют основания для истребования у него справки о сдаче, предоставленного ему по месту службы жилого помещения, судебная коллегия учитывает, что отсутствие вышеуказанной справки не повлияло, согласно протоколу рабочей группы, на решение об отказе в выдаче Ж. сертификата в 2009. Вышеуказанным доводам дана надлежащая оценка в решении суда, решение в указанной части в дополнительной аргументации не нуждается.
Доводы жалобы о том, что Ж. претендует на ГЖС как лицо, уволенное из органов внутренних дел, а не военнослужащий, существенного значения, согласно п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для рассмотрения спора не имеют. Период службы Ж. в органах внутренних дел, без учета службы в ВС СССР, не давал бы последнему право на участие в программе, поскольку составлял менее 10 лет.
О принятом решении на заседании комиссии Ж. известно, что им не оспаривается.
Отказ в получении ГЖС, в рамках рассматриваемой программы, не может являться основанием для снятия Ж. с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города Омска.
Указание в жалобе на права иных участников программы, рассмотрению в рамках настоящего дела, не подлежит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Омска от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2391/2012
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. по делу N 33-2391/2012
Председательствующий: Щеглаков Г.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовский В.Ю.,
судей Иволгиной Н.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре М. рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе Ж. на решение Центрального районного суда г. Омска от 16.02.2012, которым постановлено:
"Требования Ж. к Администрации города Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Чернышевой И.В., пояснения Ж., поддержавшего доводы жалобы, представителя Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска Ч., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия
установила:
Ж. обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о возложении обязанности по восстановлению в списках граждан - получателей государственных жилищных сертификатов.
Указал, что в 1977 году послу окончания Омского высшего общевойскового командного училища имени *** проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
В период прохождения службы в ВС СССР жилищной комиссией был включен в список распределения жилой площади. 18.09.1991 Абаканским городским Советом народных депутатов ему был выдан ордер N *** на *** квартиру N ***, дома N *** по ул. ***, в г. *** совхоз "Индустриальный", площадь, которой была ниже социальной нормы общей площади жилого помещения, поэтому был включен в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
31.10.1991 Приказом Министра обороны СССР N 01331 л/с уволен с действительной военной службы в запас по статье 59 п. "е" (по сокращению штатов).
16.01.1992 Приказом Командира войсковой части N *** с 18.01.1992 исключен из списков личного состава и направлен в Абаканский ГВК Хакасской ССР.
После увольнения Ж. было выдано удостоверение на право постановки на учет в ВК по избранному месту жительства, как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
С 01.09.1992 войсковая часть N *** была расформирована, жилой фонд части передан в муниципальную собственность.
26.06.1992 Ж. поступил на службу в органы МВД республики Хакасия, стал проходить службу в ИТК-*** г. Абакан.
31.05.1994 между истцом и совхозом "Индустриальный" был заключен договор найма жилого помещения, квартиры N ***, дома N ***.
31.05.1994 КЭЧ Абаканского района дано разрешение на приватизацию квартиры, а 03.06.1994 заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, квартира была оформлена в собственность супруги истца - ***. Ж. дал согласие на приватизацию, отказался от участия в последней.
05.12.1994 истец был переведен на службу в органы УВД Омской области, откуда был уволен с 07.06.1995 по ст. 58 п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья). В связи с переездом квартира в г. Абакан была продана.
10.11.1994 Ж. была приобретена квартира по адресу: *** общей площадью *** кв. м, которая в 2003 году была продана его матери ***.
По месту службы в органах МВД жилая площадь ему не предоставлялась, субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретения жилья не выделялись.
После переезда с семьей в г. Омск Военным Комиссариатом Омской области с 01.03.1996 был включен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, где числился по 29.07.2004. С вышеуказанной даты состоял на учете в Администрации города Омска.
В 2000 году истцом на основании свидетельства о праве на наследство была приобретена квартира ***, общей площадью *** кв. м, которую 06.02.2008 он подарил своей дочери ***.
В 2005 году истец был включен в список граждан участников подпрограммы "Государственный жилищный сертификат" на 2002 - 2010 годы, входящий в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", а также в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2006 году.
Список очередников граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был утвержден постановлением главы администрации округа от 28.12.2004 N 873, но с даты постановки Ж. на очередь в Омском областном военном комиссариате, т.е. с 01.03.1996.
Администрацией города Омска сообщено о внесении истца в список граждан, включенных в резерв на получение государственного жилищного сертификата в 2006 году. Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Ж. было сообщено, что согласно списку граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2006 году его номер очереди 30, а, учитывая, что он имеет жилое помещение для постоянного проживания, включен в резерв на получение сертификата в 2006 года под номером 20.
28.10.2009 заседанием рабочей группы по реализации программы "Жилище" на 2002-2010 годы истцу было отказано в получении ГЖС в 2009 году в связи с наличием в собственности жилого помещения по адресу ***, общей площадью *** кв. м, которое было 07.07.2003 отчуждено матери. Кроме того, с 04.08.2000 Ж. являлся собственником квартиры общей площадью *** кв. м по адресу ***, которая в 2008 году была подарена дочери.
Разница между размером жилой площади, принимаемой для расчета социальной выплаты на состав семьи из 2-х человек (*** кв. м) и размером жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу: ***, общей площадью *** кв. м составляет *** кв. м, что менее нормы (18 кв. м), установленной правилами. Кроме того, Администрацией города указано, что после увольнения с военной службы им не сдана в КЭЧ квартира, расположенная в г. ***.
На основании изложенного с учетом уточнений истец просил признать незаконным и недействующим с момента издания решение рабочей группы о реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" от 28.10.2009 об отказе во включении в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, обязать Администрацию г. Омска обеспечить жильем (единовременной денежной выплатой на приобретение жилья) в соответствии с нормами п. 2.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих", как не имеющих жилья для постоянного проживания в г. Омске, семью Ж., состоящую на учете в Администрации г. Омска с 01.03.1996 в соответствии с Постановлением главы Администрации ЦАО г. Омска от 28.12.2004 N 873 и в установленном порядке признанную нуждающейся в предоставлении жилых помещений или в улучшении жилищных условий по категории граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, признать право Ж. на получение государственного жилищного сертификата без предоставления справки КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы.
В судебном заседании истец Ж., его представитель И. исковые требования с учетом уточнений поддержали.
В судебном заседании представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Ч. заявленные требования не признала.
Представитель Военного комиссариата Омской области С. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации ЦАО города Омска участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ж. просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение. Ссылается на те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции. Указывает, что при увольнении с военной службы, увольнении из органов МВД ни он, ни члены его семьи не были обеспечены жилой площадью, не получили ссуду на приобретение жилья, не обеспечивались жилищным сертификатом.
Право на получение после увольнения жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предусмотренное п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", не реализовано. Считает, что жилое помещение в 1991 году было предоставлено на общих основаниях, а не в связи с увольнением с военной службы. Полагает, что у него отсутствовала обязанность по сдаче жилья КЭЧ района. Указывает, что как *** внутренней службы ОВД составом семьи из 4 человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Участником программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы он состоял как уволенный сотрудник ОВД, поставленный на учет на улучшение жилищных условий. Сама постановка на учет является доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий. Отказ суда в удовлетворении ходатайства об истребовании документов от ответчиков существенно повлиял на вынесенное решение. Пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, в отношении него применяться не может. Указывает, что материалы дела в судебном заседании не исследовались.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Вышеуказанными Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Реализация права на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, указанной категории лиц, производится в рамках Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (ранее подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с положениями п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что общая продолжительность военной службы Ж., включая периоды службы в органах внутренних дел, составляет более 10 лет. Увольнение истца производилось в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья. Из материалов дела следует, что с 01.03.1996 года Ж. находился в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетное дело Ж. передано в Администрацию города Омска из ВК Омской области по акту от 29.07.2004 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец, имеет право на обеспечение жилым помещением по нормам п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Статьей 38 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, устанавливалась норма жилой площади на одного человека, которая составляла 12 кв. м.
На основании ордера N *** от 18.09.1991 года Ж., как военнослужащему, не имеющему жилья, предоставлена квартира N ***. Общая площадь квартиры составляла *** кв. м, жилая *** кв. м. Квартира была предоставлена на состав семьи из четырех человек: истец, супруга истца, несовершеннолетние сын и дочь истца.
С учетом положений ст. 38 ЖК РСФСР, жилой площади квартиры, доводы Ж. о том, что после предоставления квартиры он оставался нуждающимся в улучшении жилищных условий являются обоснованными.
После увольнения из Вооруженных Сил Ж. с семьей остался проживать в указанной квартире, которая в 1994 году, с разрешения КЭЧ Абаканского района, была приватизирована в единоличную собственность супруги истца - ***.
В период службы в органах внутренних дел РФ истец, члены его семьи жильем не обеспечивались.
В связи с переездом в город Омск, квартира в г. Абакан, была продана. В городе Омске приобретена квартира N ***. Состав семьи истца не изменился. Общая площадь указанной квартиры составляла *** кв. м, жилая *** кв. м.
В связи с отсутствием необходимой нормы жилой площади, истец в составе семьи - 4 человека, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2000 году Ж. становиться собственником жилого помещения N *** в соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию. Общая площадь квартиры составляет *** кв. м (в настоящее время без учета площади балкона *** кв. м). В 2003 году истец продает, принадлежащую ему квартиру N *** своей матери - ***, заключая с ней договор найма вышеуказанного жилого помещения для проживания своей семьи.
В соответствии с положениями п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением следующих документов (для пункта под действие которого подпадает Ж.):
- справка об общей продолжительности военной службы (службы);
- выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
- выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
- справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
граждане - участники подпрограммы с целью получения сертификата в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляют в орган местного самоуправления, в котором находятся их учетные дела, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Из материалов дела следует, что 18.05.2006 года, истцом было подано заявление о выдаче государственного жилищного сертификата на состав семьи - 4 человека (Ж., супруга, сын и дочь).
Департаментом жилищной политики Администрации города Омска Ж. был включен в списки граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификаты, направленном в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено первоочередное предоставление сертификатов категориям граждан, в том числе гражданам, уволенным с военной службы, признанным нуждающимися, в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Поскольку в собственности Ж. находилась квартира N ***, он был включен в резервный список на получение сертификата.
В соответствии с положениями п. п. 14, 16 - 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации для Республики Алтай, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской и Калининградской областей - 1,1.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
- 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
- 42 кв. м - на семью из 2 человек;
- по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
- гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
- гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
- гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте в пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Судом первой инстанции, с учетом указанных положений, обоснованно установлено, что при выдаче Ж. сертификата, должно быть учтено наличие у него в собственности жилого помещения площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.
У Ж., при получении сертификата, возникает право произвести отчуждение жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, либо не производить отчуждение с зачетом площади принадлежащего жилого помещения.
Однако в феврале 2008 года Ж. производит отчуждение вышеуказанной квартиры дочери ***, что является основанием для применения положений п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Решением рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", оформленным протоколом заседания рабочей группы от 28.10.2009 года, Ж. отказано в получении ГЖС в 2009 году по категории "граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица".
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного истцом составляет *** кв. м, менее 18 кв. м, что исключает возможность выдачи сертификата.
Обосновывая невозможность применения к нему положений п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов Ж. указывает на то обстоятельство, что квартира была отчуждена дочери, которая ранее являлась членом его семьи, была включена для получения сертификата.
После отчуждения квартиры, а именно 15.05.2008 года, при написании заявления на получение жилищного сертификата в 2009 году, Ж. был указан состав семьи 2 человека, а не 4, как было ранее. Из состава семьи были исключены сын - ***, дочь - ***.
Жилое помещение было отчуждено с уменьшением количества участников, что является основанием для применения при расчете суммы, выделяемой для приобретения жилья, состава семьи 4 человека. То есть, разница в площадях должна приниматься следующим образом: *** кв. м (площадь на 4 человека) - *** кв. м (площадь квартиры). Таким образом, разница площадей составит *** кв. м. Вышеуказанная площадь должна приниматься при выдаче сертификата.
С указанными доводами судебная коллегия могла бы согласиться. Однако в феврале 2008 году сын и дочь истца - ***, *** стали собственниками квартиры N ***, общей площадью *** кв. м, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти ***.
Таким образом, при расчете разницы площадей на 4 человек, должна была приниматься площадь двух жилых помещений, принадлежащих дочери и сыну истца: (***+***) *** кв. м и площадь предоставления на 4 человек (*** кв. м к *** кв. м). При указанном исчислении возможность участия истца в программе исключается.
Доводы жалобы о том, что в момент подачи заявления в 2008 году, Ж. не имел в собственности жилого помещения, был включен в списки как лицо, не имеющее жилья, что так же исключало применение к нему п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, являются ошибочными.
Ж. состоит на учете в Администрации города Омска с 2004 года, что явилось основанием для включения его в список граждан, претендующих на ГЖС.
Факт того, что заявление на ГЖС в 2009 году, было подано по истечению 4 месяцев после отчуждения жилого помещения, повлиять на учет отчужденного жилого помещения при выдаче сертификата, не мог.
Рассматривая доводы подателя жалобы о том, что отсутствуют основания для истребования у него справки о сдаче, предоставленного ему по месту службы жилого помещения, судебная коллегия учитывает, что отсутствие вышеуказанной справки не повлияло, согласно протоколу рабочей группы, на решение об отказе в выдаче Ж. сертификата в 2009. Вышеуказанным доводам дана надлежащая оценка в решении суда, решение в указанной части в дополнительной аргументации не нуждается.
Доводы жалобы о том, что Ж. претендует на ГЖС как лицо, уволенное из органов внутренних дел, а не военнослужащий, существенного значения, согласно п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для рассмотрения спора не имеют. Период службы Ж. в органах внутренних дел, без учета службы в ВС СССР, не давал бы последнему право на участие в программе, поскольку составлял менее 10 лет.
О принятом решении на заседании комиссии Ж. известно, что им не оспаривается.
Отказ в получении ГЖС, в рамках рассматриваемой программы, не может являться основанием для снятия Ж. с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города Омска.
Указание в жалобе на права иных участников программы, рассмотрению в рамках настоящего дела, не подлежит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Омска от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)