Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Яремчук Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Паршиной С.Ю.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Е.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе Р.Е.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 27.02.2013 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя Р.Е.А. - Ф., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области С., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Р.Е.А. обратилась в суд к ответчику с исковыми требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, в которых просила внести изменения в распоряжение министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата> N-р о приеме ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области составом семьи 1 человек, в части указания места предоставления жилого помещения вместо Татищевский район Саратовской области указать г. Саратов, а также предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда г. Саратова общей площади не менее 30 кв. м.
Требования мотивировала тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением уполномоченного органа от <дата> N-р Р.Е.А., принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Однако полагает, указанное распоряжение в части указания места предоставления жилого помещения незаконным, поскольку истец неоднократно предоставлял документы, свидетельствующие о его регистрации по месту пребывания в г. Саратове. В нарушение законодательства ей до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди не представлено ни в Татищевском районе Саратовской области, ни в г. Саратове.
Рассмотрев возникший спор, суд, постановил решение, которым внес изменения в распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> N-р о приеме Р.Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области составом семьи - 1 человек, в части указания места предоставления жилого помещения вместо Татищевский район Саратовской области - г. Саратов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Р.Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Саратове, полагая что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Автор жалобы указывает, что в соответствии с требованиями норм права акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Поскольку Закон Саратовской области от 02.08.2012 г. N 123-ЗСО вступил в законную силу с 01.01.2013 г., а правоотношения по внеочередному предоставлению Р.Е.А. жилого помещения возникли в декабре 2012 г., то соответственно указанный закон не подлежит применению. Кроме того, считает неправомерным применение судом первой инстанции положений ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, поскольку Р.Е.А. окончила образовательное учреждение 30.06.2003 г., в связи с чем после выпуска ее из ГОУ "<данные изъяты> N" у государства возникла обязанность по обеспечению жилым помещением вне очереди, но таковое так и не было предоставлено.
Более того, Р.Е.А. было реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 г. путем обращения к ответчику с необходимым пакетом документов 27.07.2011 г., однако по вине ответчика она поставлена на учет только в декабре 2012 г. В соответствии с требованиями законодательства и разъяснениями ВС РФ, после постановки на учет и вынесения распоряжения Р.Е.А. должно быть незамедлительно предоставлено жилое помещение, а поэтому принятие Р.Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области 25.12.2012 г. является неоспоримым доказательством реализации права на получение жилья, которое не было предоставлено по вине ответчика.
В ходе судебного заседания апелляционной инстанции представитель Р.Е.А. - Ф. просила решение суда отменить, а доводы жалобы удовлетворить.
Р.Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области С. просил решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч.ч. 1 и 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска в обжалуемой части, суд первой инстанции, исходил из того, что Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилами помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу с 01.01.2013 г. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 г.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Татищевского районного народного суда Саратовской области от 02.10.1992 г. ФИО1 лишена родительских прав.
Решением Пугачевского городского суда Саратовской области от 04.09.2000 г. Р.Е. лишен родительских прав в отношении дочери Р.Е.А., <дата> рождения, которая передана органам опеки и попечительства (л.д. 7).
С 12.10.1992 г. по 31.08.2000 г. Р.Е.А. являлась воспитанницей ГОУ "<данные изъяты> Красноармейска Саратовской области" (л.д. 9).
С 01.09.2000 г. по 30.06.2003 г. Р.Е.А. обучалась в ГОУ "<данные изъяты> N" по профессии портной (л.д. 10).
На основании распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> N-р Р.Е.А. принята на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области (л.д. 17-18).
Р.Е.А. зарегистрирована по месту пребывания: <адрес> <адрес> 07.07.2011 г. по 07.07.2012 г., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 07.07.2011 г. (л.д. 12).
С 21.12.2012 г. по 21.06.2013 г. Р.Е.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации от 21.12.2012 г., справкой N 2 ООО "Жилищно-управляющая компания" (л.д. 20.21).
Проверяя доводы жалобы об отказе в удовлетворении требований истца о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Саратове в виде отдельной квартиры площадью не менее 30 кв. м по договору социального найма из государственного жилищного фонда судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - ФЗ от 29.02.2012 г. N 15) с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ), положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8 указанной статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 указанной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями".
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 г. N 15 действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 02.08.2012 г. N 123-ЗСО (в редакции от 25.12.2012 г.) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
В соответствии с п. 10 ст. 5 указанного Закона уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п. 11 ст. 5 указанного Закона граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23.04.2012 г. N 64-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2007 г. N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), включаются в список, указанный в ч. 10 ст. 5, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Р.Е.А. является лицом, имеющим статус, оставшегося без попечения родителей, однако до принятия вышеуказанного Закона не успела реализовать свое право на обеспечение вне очереди жилым помещением, а потому полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что законных оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного фонда области не имеется.
Однако она не утратила право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, все обстоятельства, на которые указано в ней, проверены судом первой инстанции, они учтены при вынесении оспариваемого решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 331, 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 27.02.2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.Е.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2596
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N 33-2596
Судья Яремчук Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Паршиной С.Ю.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Е.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании распоряжения незаконным, предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе Р.Е.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 27.02.2013 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя Р.Е.А. - Ф., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области С., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Р.Е.А. обратилась в суд к ответчику с исковыми требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, в которых просила внести изменения в распоряжение министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от <дата> N-р о приеме ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области составом семьи 1 человек, в части указания места предоставления жилого помещения вместо Татищевский район Саратовской области указать г. Саратов, а также предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда г. Саратова общей площади не менее 30 кв. м.
Требования мотивировала тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением уполномоченного органа от <дата> N-р Р.Е.А., принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. Однако полагает, указанное распоряжение в части указания места предоставления жилого помещения незаконным, поскольку истец неоднократно предоставлял документы, свидетельствующие о его регистрации по месту пребывания в г. Саратове. В нарушение законодательства ей до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди не представлено ни в Татищевском районе Саратовской области, ни в г. Саратове.
Рассмотрев возникший спор, суд, постановил решение, которым внес изменения в распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> N-р о приеме Р.Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда Саратовской области составом семьи - 1 человек, в части указания места предоставления жилого помещения вместо Татищевский район Саратовской области - г. Саратов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Р.Е.А. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Саратове, полагая что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Автор жалобы указывает, что в соответствии с требованиями норм права акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Поскольку Закон Саратовской области от 02.08.2012 г. N 123-ЗСО вступил в законную силу с 01.01.2013 г., а правоотношения по внеочередному предоставлению Р.Е.А. жилого помещения возникли в декабре 2012 г., то соответственно указанный закон не подлежит применению. Кроме того, считает неправомерным применение судом первой инстанции положений ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, поскольку Р.Е.А. окончила образовательное учреждение 30.06.2003 г., в связи с чем после выпуска ее из ГОУ "<данные изъяты> N" у государства возникла обязанность по обеспечению жилым помещением вне очереди, но таковое так и не было предоставлено.
Более того, Р.Е.А. было реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 г. путем обращения к ответчику с необходимым пакетом документов 27.07.2011 г., однако по вине ответчика она поставлена на учет только в декабре 2012 г. В соответствии с требованиями законодательства и разъяснениями ВС РФ, после постановки на учет и вынесения распоряжения Р.Е.А. должно быть незамедлительно предоставлено жилое помещение, а поэтому принятие Р.Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области 25.12.2012 г. является неоспоримым доказательством реализации права на получение жилья, которое не было предоставлено по вине ответчика.
В ходе судебного заседания апелляционной инстанции представитель Р.Е.А. - Ф. просила решение суда отменить, а доводы жалобы удовлетворить.
Р.Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области С. просил решение суда оставить без изменения, а доводы жалобы без удовлетворения.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч.ч. 1 и 2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска в обжалуемой части, суд первой инстанции, исходил из того, что Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилами помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу с 01.01.2013 г. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 г.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Татищевского районного народного суда Саратовской области от 02.10.1992 г. ФИО1 лишена родительских прав.
Решением Пугачевского городского суда Саратовской области от 04.09.2000 г. Р.Е. лишен родительских прав в отношении дочери Р.Е.А., <дата> рождения, которая передана органам опеки и попечительства (л.д. 7).
С 12.10.1992 г. по 31.08.2000 г. Р.Е.А. являлась воспитанницей ГОУ "<данные изъяты> Красноармейска Саратовской области" (л.д. 9).
С 01.09.2000 г. по 30.06.2003 г. Р.Е.А. обучалась в ГОУ "<данные изъяты> N" по профессии портной (л.д. 10).
На основании распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от <дата> N-р Р.Е.А. принята на жилищный учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области (л.д. 17-18).
Р.Е.А. зарегистрирована по месту пребывания: <адрес> <адрес> 07.07.2011 г. по 07.07.2012 г., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 07.07.2011 г. (л.д. 12).
С 21.12.2012 г. по 21.06.2013 г. Р.Е.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации от 21.12.2012 г., справкой N 2 ООО "Жилищно-управляющая компания" (л.д. 20.21).
Проверяя доводы жалобы об отказе в удовлетворении требований истца о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения в г. Саратове в виде отдельной квартиры площадью не менее 30 кв. м по договору социального найма из государственного жилищного фонда судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - ФЗ от 29.02.2012 г. N 15) с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан утратившим силу, а гарантии предоставления жилых помещений названным категориям лиц закреплены в новой редакции ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ), положениями которой предусмотрены условия, порядок выделения и правовой режим жилых помещений, предоставляемых данным категориям граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8 указанной статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 указанной статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями".
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 г. N 15 действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 02.08.2012 г. N 123-ЗСО (в редакции от 25.12.2012 г.) "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее - специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет.
В соответствии с п. 10 ст. 5 указанного Закона уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с п. 11 ст. 5 указанного Закона граждане, достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, сохраняющие право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Саратовской области от 23.04.2012 г. N 64-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области и не реализовавшие в установленном порядке право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2007 г. N 150-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), включаются в список, указанный в ч. 10 ст. 5, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Р.Е.А. является лицом, имеющим статус, оставшегося без попечения родителей, однако до принятия вышеуказанного Закона не успела реализовать свое право на обеспечение вне очереди жилым помещением, а потому полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что законных оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного фонда области не имеется.
Однако она не утратила право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, все обстоятельства, на которые указано в ней, проверены судом первой инстанции, они учтены при вынесении оспариваемого решения и не могут служить основанием к его отмене.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 331, 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 27.02.2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.Е.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)