Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1624/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-1624/2013

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Сыромятникова А.В., Савина А.И.
при секретаре М.Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 марта 2013 г. по иску К.И.Л. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., судебная коллегия

установила:

К.И.Л. обратился в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что он зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире, площадью <...> кв. м, по адресу: <...>. В данной квартире также зарегистрированы бабушка З.Ф.Ф., дядя З.А.В., несовершеннолетние двоюродные братья и сестра З.Е.А., З.Б.А. и З.Д.А. Указывает, что является сиротой, так как мать К.Е.В. умерла <...>, отец К.Л.Б. лишен родительских прав, его место нахождения не известно. До смерти матери был зарегистрирован и проживал в квартире по адресу: <...>, в данной квартире истцу принадлежала доля в праве общей долевой собственности. После смерти матери данная квартира продана всеми собственниками с согласия опекуна З.Ф.Ф. После продажи квартиры истец был зарегистрирован в квартире бабушки, где и проживает до настоящего времени. После прохождения службы в Вооруженных Силах РФ, собрав необходимые документы, в июле 2012 г. истец обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения с учетом льгот детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в удовлетворении такого заявления решением жилищной комиссии от <...> отказано, поскольку ранее истец был обеспечен жильем, которое продал. Считает такой отказ незаконным. К.И.Л. просил признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения с учетом льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Определениями суда от 12.02.2013 и 28.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования РК, З.Ф.Ф., З.А.В., отдел по опеке и попечительству над несовершеннолетними администрации Петрозаводского городского округа.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 марта 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласен истец. В апелляционной жалобе просит отменить указанное решение суда первой инстанции и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований о признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения с учетом льгот детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма вне очереди (согласно законодательству, действовавшему по состоянию на август 2012 г.); обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Указывает, что отказ администрации Петрозаводского городского округа на заявление истца в 2012 г. о признании нуждающимся и постановке на учет с целью обеспечения жилым помещением по договору социального найма вне очереди, является незаконным, а применение судом законодательства с учетом изменений 2013 г. ухудшает права истца.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал апелляционную жалобу в полном объеме.
Представитель ответчика А.Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца, полагая решение суда законным и обоснованным. Пояснила, что истец не лишен возможности обратиться в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения.
Третьи лица З.Ф.Ф. и З.А.В. поддержали доводы апелляционной жалобы истца.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В настоящее время данное положение исключено из Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до внесения изменений ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ, до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 01 января 2013 г. данная норма п. 1 ст. 81 указанного Федерального закона N 159-ФЗ предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы, ст. 1 названного Федерального закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Ранее действовавшая редакция ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия N 921-ЗРК от 28.11.2005 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривала, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном ЖК РФ.
В настоящее время, данная норма предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Как следует из материалов дела, К.И.Л., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска <...> от <...> была установлена опека над несовершеннолетним К.И.Л., опекуном назначена З.Ф.Ф. В настоящее время истец зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м. В данной квартире всего зарегистрировано 6 человек, учетная норма на 1 человека не соблюдается.
По договору купли-продажи от <...> (зарегистрирован <...>) продана <...> доля в праве собственности истца на жилое помещение по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м. При этом постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска <...> от <...> дано разрешение на продажу названной доли несовершеннолетнему К.И.Л.
В период с <...> по <...> истец проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время жилых помещений на праве собственности или на ином праве истец не имеет.
При обращении истца к ответчику с заявлением от <...> по вопросу признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения с учетом льгот детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, письмом за <...> от <...> истцу отказано в удовлетворении его заявления, так как истец, как лицо, имевшее закрепленное жилое помещение, не может быть обеспечено жилым помещением в порядке ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отказ Администрации Петрозаводского городского округа, выраженный в письме от <...>, является незаконным, на момент обращения истца с заявлением к ответчику К.И.Л. имел все основания быть принятым на учет для получения жилой площади.
Также суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истцу, поскольку отсутствуют основания для предоставления истцу истребуемого жилого помещения, так как в настоящее время нормы о внеочередном порядке предоставления жилых помещений в ЖК РФ утратили силу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для дела, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27 марта 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)