Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Иванова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.
судей Иволгиной Н.В., Ланцовой М.В.
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Т.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 августа 2013 года об отказе в удовлетворении требований к Администрации г. Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Т. обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование, что 01.12.2003 встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, выполнявший задачи в зоне вооруженного конфликта в составе ОГВ (С) в период с 18.01.1995 по 25.04.1995. При регистрации его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий номер его очереди в общем порядке был 6883, а в первоочередном - 3779. В 2010 году вследствие общего заболевания ему была установлена <...> инвалидности. В период с 2009 по 2011 года в списках для получения жилого помещения в первоочередном порядке его не учитывали. В 2012 номер его очереди в общем порядке изменился и стал - 15299, а в первоочередном - 6846.
Истец в собственности никакого жилого помещения не имеет, проживает и зарегистрирован в доме у своей знакомой по адресу: г. Омск, <...>, но в настоящее время новый собственник этого дома намерен его выселить. Получать социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения истец не желает, поскольку на приобретения жилья ее не хватит, а дополнительных денежных средств у него нет.
С учетом уточнения исковых требований просил обязать Администрацию г. Омска, Правительство Омской области предоставить ему во внеочередном порядке пригодное для проживания жилое помещение не ниже норм, установленных жилищным законодательством, т.е. 33 кв. м; заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
Истец Т. в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска - Г.Е., Министерства имущественных отношений Омской области - С. против удовлетворения иска возражали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на не исследованность судом возможности предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, а также по доводам, ранее изложенным в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Губернатора Омской области И. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Т. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области с 01.12.2003 по категории "ветеран боевых действии".
Согласно справке войсковой части 09332 Министерства обороны РФ N 881 от 01.03.2004 Т. в период с 18.01.1995 по 25.04.1995 выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в составе ОГВ (С). Таким образом, Т. является ветераном боевых действий и имеет право на гарантии социальной защиты, установленные Законом о ветеранах.
29.11.2012 Т. повторно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, установив особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
На основании ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о наличии у Т. заболеваний, включенных в указанный перечень, истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что право на предоставление жилого помещения вне очереди истец не имеет.
Согласно представленным в материалы дела документам Т. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на их первоочередное получение.
Из карточки очередника Т. усматривается, что по состоянию на 21.06.2012 номер его очереди в общем порядке - 15299, а в первоочередном - 6846. В настоящее время ЖК РФ не предусмотрена возможность первоочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР содержала перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь. Кроме того, законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения могла быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий.
На основании ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно ч. 11 ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановление Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п во исполнение ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Из представленного в материалы дела письма Администрации г. Омска N 18-05/8586 от 20.12.2010 видно, что одним из вариантов улучшения жилищных условий Т. предложено предоставление социальной поддержки в форме социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Кроме того, как ветеран боевых действий Т. имеет право на получение государственной поддержки в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 04.08.2003 г. N 139 "О государственной поддержке граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области".
Вместе с тем, в период судебного разбирательства Т. настаивал на предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма, указывая, что не намерен получать социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных выше правовых положений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у истца права на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очереди и отсутствии оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения.
Поскольку в настоящее время право Т. на предоставление жилого помещения в порядке очередности не возникло (по состоянию на 21.06.2012 номер его очереди в общем порядке - 15299, в первоочередном - 6846), при том, что истец не намерен получать социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, основаны на неверном толковании автором жалобы норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Указанные доводы жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводов суда не опровергают, обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение постановленного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7101/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N 33-7101/2013
Председательствующий: Иванова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.
судей Иволгиной Н.В., Ланцовой М.В.
при секретаре Г.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Т.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 августа 2013 года об отказе в удовлетворении требований к Администрации г. Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Т. обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование, что 01.12.2003 встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, выполнявший задачи в зоне вооруженного конфликта в составе ОГВ (С) в период с 18.01.1995 по 25.04.1995. При регистрации его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий номер его очереди в общем порядке был 6883, а в первоочередном - 3779. В 2010 году вследствие общего заболевания ему была установлена <...> инвалидности. В период с 2009 по 2011 года в списках для получения жилого помещения в первоочередном порядке его не учитывали. В 2012 номер его очереди в общем порядке изменился и стал - 15299, а в первоочередном - 6846.
Истец в собственности никакого жилого помещения не имеет, проживает и зарегистрирован в доме у своей знакомой по адресу: г. Омск, <...>, но в настоящее время новый собственник этого дома намерен его выселить. Получать социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения истец не желает, поскольку на приобретения жилья ее не хватит, а дополнительных денежных средств у него нет.
С учетом уточнения исковых требований просил обязать Администрацию г. Омска, Правительство Омской области предоставить ему во внеочередном порядке пригодное для проживания жилое помещение не ниже норм, установленных жилищным законодательством, т.е. 33 кв. м; заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
Истец Т. в судебном заседании уточненные требования поддержал.
Представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска - Г.Е., Министерства имущественных отношений Омской области - С. против удовлетворения иска возражали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на не исследованность судом возможности предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, а также по доводам, ранее изложенным в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Губернатора Омской области И. полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца Т., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, Т. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области с 01.12.2003 по категории "ветеран боевых действии".
Согласно справке войсковой части 09332 Министерства обороны РФ N 881 от 01.03.2004 Т. в период с 18.01.1995 по 25.04.1995 выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в составе ОГВ (С). Таким образом, Т. является ветераном боевых действий и имеет право на гарантии социальной защиты, установленные Законом о ветеранах.
29.11.2012 Т. повторно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, установив особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
На основании ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о наличии у Т. заболеваний, включенных в указанный перечень, истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что право на предоставление жилого помещения вне очереди истец не имеет.
Согласно представленным в материалы дела документам Т. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на их первоочередное получение.
Из карточки очередника Т. усматривается, что по состоянию на 21.06.2012 номер его очереди в общем порядке - 15299, а в первоочередном - 6846. В настоящее время ЖК РФ не предусмотрена возможность первоочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР содержала перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь. Кроме того, законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения могла быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий.
На основании ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно ч. 11 ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановление Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п во исполнение ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.
Из представленного в материалы дела письма Администрации г. Омска N 18-05/8586 от 20.12.2010 видно, что одним из вариантов улучшения жилищных условий Т. предложено предоставление социальной поддержки в форме социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Кроме того, как ветеран боевых действий Т. имеет право на получение государственной поддержки в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 04.08.2003 г. N 139 "О государственной поддержке граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области".
Вместе с тем, в период судебного разбирательства Т. настаивал на предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма, указывая, что не намерен получать социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных выше правовых положений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у истца права на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очереди и отсутствии оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения.
Поскольку в настоящее время право Т. на предоставление жилого помещения в порядке очередности не возникло (по состоянию на 21.06.2012 номер его очереди в общем порядке - 15299, в первоочередном - 6846), при том, что истец не намерен получать социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, основаны на неверном толковании автором жалобы норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Указанные доводы жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводов суда не опровергают, обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не содержат, в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение постановленного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)