Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.09.2013 N 33-12486/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. N 33-12486/13


Судья: Матусяк Т.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Бакуменко Т.Н.
судей Ильичевой Е.В., Селезневой Е.Н.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2013 года апелляционную жалобу Ж.С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2013 года по делу N 2-1694/13 по заявлению Ж.С. об оспаривании решений ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения заявителя - Ж.С., представителя заявителя Ж.С. - М., судебная коллегия

установила:

Ж.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета и отказе в предоставлении распределенного жилого помещения. В обоснование заявления указал, что <дата> на основании решения Пушкинского гарнизонного военного суда от <дата> жилищной комиссией войсковой части N ... он был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с учетом членов семьи (жена Т. и сын Ж.). Извещением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от <дата> N ... Ж.С. был уведомлен о распределении отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> на состав семьи в количестве трех человек. <дата> решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N ... заявитель и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении. На основании указанного решения - решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N ... заявителю было отказано в предоставлении распределенного жилого помещения. Основанием для снятия заявителя с жилищного учета послужило то, что заявитель не сдал служебное жилое помещение. Однако Ж.С. выехал из служебного жилого помещения и расторг договор найма служебного жилого помещения. Решением суда в выселении его бывшей жены и детей из служебного жилого помещения отказано. Просит суд признать решения о снятии его с учета и отказе в предоставлении распределенного жилого помещения незаконными и обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21.05.2013 года в удовлетворении заявленных требований Ж.С. - отказано.
В апелляционной жалобе Ж.С. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ. ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ извещено <дата> посредством факсимильной связи. Данное извещение судебная коллегия считает надлежащим, заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание сторона не известила, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае подачи ими заявления о снятии с учета; утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Ж.С. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с <дата> года, изначально с составом семьи четыре человека (Ж.С., бывшая жена Жб., дочь - Жс., сын Жк.).
<дата> решением жилищной комиссии в/ч N ... Ж.С. на семью из пяти человек предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
<дата> Ж.С. заключил с Санкт-Петербургской КЭЧ района договор найма служебного жилого помещения на срок до <дата>.
<дата> брак между Ж.С. и Жб. был расторгнут.
На основании дополнительного соглашения N ... от <дата> и соглашения к дополнительному соглашению N ... от <дата> к договору найма служебного жилого помещения от <дата> N ... договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> заявителем расторгнут.
<дата> Ж.С. заключил брак с Т., <дата> у них родился сын Ж.
Ж.С. зарегистрирован со своей семьей в в/ч N ...
<дата> решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга в удовлетворении искового заявления Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной части к Жб., Жс., Жк. о выселении из <адрес> отказано. Определением Санкт-Петербургского городского суда от <дата> решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга оставлено без изменений, кассационная жалоба Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной части района - без удовлетворения.
<дата> решением Пушкинского гарнизонного военного суда удовлетворены требования Ж.С. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N ... командир и жилищная комиссия войсковой части N ... обязаны принять Ж.С. на учет нуждающихся в получении жилого помещения в составе семьи из трех человек состав (Ж.С., жена Т. и сын Ж. <дата> рождения) и предоставить Жк. в порядке очередности жилое помещение для постоянного проживания по нормам, предусмотренным законодательством, с учетом указанного состава семьи.
<дата> на основании решения Пушкинского гарнизонного военного суда от <дата> жилищной комиссией войсковой части N ... принято решение о том, что при распределении жилой площади на военнослужащего майора Ж.С., состав семьи учитывать из расчета трех человек (Ж.С., жена Т. и сын Ж.).
<дата> решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда признан незаконным отказ начальника Федерального государственного учреждения "Загородная квартирно-эксплуатационная часть района" выдать Ж.С. справку о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Начальник Федерального государственного учреждения "Загородная квартирно-эксплуатационная часть района" обязан выдать Ж.С. справку о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу <дата>
<дата> Ж.С. выдана справка о сдаче жилого помещения N ... расположенного по адресу: <адрес>
Извещением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от <дата> N ... Ж.С. был уведомлен о распределении отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> на состав семьи в количестве трех человек.
<дата> решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N ... заявитель и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с отсутствием у Ж.С. реальной возможности сдать служебное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>
На основании указанного решения - решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N ... заявителю было отказано в предоставлении распределенного жилого помещения по адресу: <адрес>
Согласно справке Войсковой части N ... N ... от <дата>. Ж.С. проходит военную службу в войсковой части N ... с <дата> по настоящее время.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований руководствовался тем, что в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 одним из обязательных условий получения жилого помещения является освобождение ранее предоставленного военнослужащему жилого помещения и передача его Министерству обороны РФ, свободным от прав военнослужащего, членов его семьи и иных лиц. То обстоятельство, что заявитель не может сдать служебную квартиру по не зависящим от него обстоятельствам, не является основанием для несоблюдения им требований Инструкции, следовательно, оснований для предоставления заявителю жилого помещения по договору социального найма, до сдачи ранее предоставленной заявителю квартиры, у заинтересованного лица не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В полномочия ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280, закреплено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Выводы ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" в решении о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Ж.С. и членов его семьи в связи с отсутствием возможности сдачи жилого помещения по адресу: <адрес>, несостоятельны и противоречат действующему законодательству.
Как следует из содержания пункта 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 1280 с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ. Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, в указанном пункте идет речь не о порядке сдачи жилого помещения, а о случаях, при которых с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ими жилых помещений, а именно, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения. Данная правовая позиция закреплена в решении Верховного Суда РФ от 24.11.2011 N ВКГПИ11-69 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280".
Судебная коллегия принимает во внимание, что право Ж.С. состоять на учете нуждающихся в жилом помещении подтверждено вступившим в законную силу решением Пушкинского гарнизонного военного суда от <дата>, после вступления в законную силу данного решения никаких изменений в жилищной обеспеченности заявителя не произошло, в связи, с чем он не мог быть признан заинтересованным лицом утратившим право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении. Выполнение требований о сдаче служебной квартиры подтверждается справкой серии АА N ... от <дата>, выданной на основании решения суда, вступившего в законную силу, в связи с чем обстоятельства фактической сдачи жилья не имеют правового значения.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Определением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от <дата> произведена замена лица в обязательстве, установленном решением Пушкинского гарнизонного военного суда от <дата> с командира и жилищной комиссии войсковой части N ... - на руководителя ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения", обязав последнего исполнить в установленном законом порядке данное судебное решение.
Таким образом, указанное решение является преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела.
С учетом изложенного, решение заинтересованного лица о снятии заявителя с учета является незаконным. Поскольку основанием к отказу в заключении договора социального найма на предоставленную квартиру являлась утрата права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, что признано судебной коллегией незаконным, то отсутствовали законные основания для вынесения решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая, что заявителю уже была предоставлена квартира, то надлежащим способом защиты нарушенного права является обязанность заинтересованного лица предоставить заявителю и членам его семьи жилое помещение.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 21.05.2013 года - отменить.
Признать решения ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от <дата> N ... о снятии Ж.С. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, от <дата> N ... об отказе в предоставлении жилого помещении по договору социального найма - незаконными.
Обязать ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" предоставить Ж.С. с учетом членов его семьи (жена Т., сын Ж.) жилое помещение по договору социального найма.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)