Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дмитриева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Моргачевой Н.Н.
Судей - Тарасовой С.М. и Ефремовой Л.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Ж. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Ж. ФИО11 жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее 33 квадратных метров, соответствующую требованиям, предъявляемым к благоустроенному жилью на территории городского округа Самара.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ П. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Ж. по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ Д., судебная коллегия
установила:
27.01.2011 г. Ж. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании предоставить жилое помещение.
В иске указал, что является майором милиции, со 02 января 1993 г. по настоящее время работает в должности <...>. В марте 2010 года он обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, на что получил отказ ввиду того, что его доход превышает размер дохода, установленного Администрацией г.о. Самара для признания гражданина малоимущим.
Ссылаясь на нарушение своих прав, и уточнив требования, Ж. и просил суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ему жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее 33 кв. м, соответствующих требованиям, предъявляемым к благоустроенному жилью, требованиям пожарной, санитарной и технической безопасности на территории городского округа Самара.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что майор милиции Ж., находится на службе в Главном управлении внутренних дел по Самарской области со 2 января 1993 года (л.д. 7).
Согласно предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии сведениям в государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав Ж. на объекты недвижимого имущества, расположенного на территории г.о. Самара и Волжского района Самарской области (л.д. 12).
По сведениям Самарского филиала ФГПУ "Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ" следует, что Ж. до 5 августа 1998 года строений и жилья на территории города Самары и Волжского района не имел, право на приватизацию на территории города Самары и Волжского района не использовал (л.д. 11).
Согласно копии свидетельства N, выданного на имя Ж., он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Самарская <...> общежитие на срок с 10 декабря 2009 года по 9 декабря 2010 года (л. д. 13).
Согласно извещению Департамента управления имуществом городского округа Самара от 10 марта N Ж. оказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, поскольку его среднедушевой доход превышает размер дохода, установленный Администрацией городского округа Самара для признания граждан малоимущими (л.д. 6).
Удовлетворяя исковые требования Ж. суд исходил из того, что он имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
При этом суд принял во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-0, от 17.10.2006 N 485-0, согласно которой вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.
Между тем, с данным выводом суда согласиться нельзя.
Судом при разрешении спора не принято во внимание, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоял, нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке признан не был. Распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самары N от 02.03.2010 г. об отказе Ж. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в установленном порядке не обжаловано, не отменено, незаконным признано не было.
Решением Думы г.о. Самара от 14.12.2006 N 363 "О внесении изменений в Постановлением Самарской Городской Думы от 27 октября 2005 года N 171 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, представляемого по договору социального найма в размере на одного человека - 26 квадратных метров общей площади (п. 1).
Более того, согласно п. 1 ст. 55 Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г. Закон РСФСР от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции", в том числе статья 30, утратил силу с 01 марта 2011 г.
У суда при разрешении спора 12 апреля 2011 г. не было оснований для применения недействующей нормы материального права и возложения на Департамент управления имуществом г.о. Самары обязанности, исполнение которой действующим законодательством не предусмотрено.
Статья 44 Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г, вступившего в силу с 01.03.2011 г., обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Согласно ч. 2 ст. 56 указанного Федерального закона N 3-ФЗ действие положений статей 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Таким образом, на момент рассмотрения дела истец как сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность участкового уполномоченного, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, имел право на обеспечение служебным жилым помещением, правовой режим которого отличается от правового режима жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. При этом специализированный жилищный фонд подлежит формированию федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Учитывая, что все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела установлены, допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 апреля 2011 года отменить, вынести новое решение об отказе в иске.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 апреля 2011 года отменить. Постановить новое решение, которым в иске Ж. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании предоставить жилое помещение отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.06.2011 N 33-5814/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2011 г. N 33-5814/2011
Судья: Дмитриева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Моргачевой Н.Н.
Судей - Тарасовой С.М. и Ефремовой Л.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 апреля 2011 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Ж. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Ж. ФИО11 жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее 33 квадратных метров, соответствующую требованиям, предъявляемым к благоустроенному жилью на территории городского округа Самара.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Тарасовой С.М., объяснения представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ П. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Ж. по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ Д., судебная коллегия
установила:
27.01.2011 г. Ж. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании предоставить жилое помещение.
В иске указал, что является майором милиции, со 02 января 1993 г. по настоящее время работает в должности <...>. В марте 2010 года он обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, на что получил отказ ввиду того, что его доход превышает размер дохода, установленного Администрацией г.о. Самара для признания гражданина малоимущим.
Ссылаясь на нарушение своих прав, и уточнив требования, Ж. и просил суд обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить ему жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее 33 кв. м, соответствующих требованиям, предъявляемым к благоустроенному жилью, требованиям пожарной, санитарной и технической безопасности на территории городского округа Самара.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что майор милиции Ж., находится на службе в Главном управлении внутренних дел по Самарской области со 2 января 1993 года (л.д. 7).
Согласно предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии сведениям в государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав Ж. на объекты недвижимого имущества, расположенного на территории г.о. Самара и Волжского района Самарской области (л.д. 12).
По сведениям Самарского филиала ФГПУ "Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ" следует, что Ж. до 5 августа 1998 года строений и жилья на территории города Самары и Волжского района не имел, право на приватизацию на территории города Самары и Волжского района не использовал (л.д. 11).
Согласно копии свидетельства N, выданного на имя Ж., он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Самарская <...> общежитие на срок с 10 декабря 2009 года по 9 декабря 2010 года (л. д. 13).
Согласно извещению Департамента управления имуществом городского округа Самара от 10 марта N Ж. оказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, с составом семьи 1 человек, поскольку его среднедушевой доход превышает размер дохода, установленный Администрацией городского округа Самара для признания граждан малоимущими (л.д. 6).
Удовлетворяя исковые требования Ж. суд исходил из того, что он имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу ст. 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", согласно которой сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
При этом суд принял во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-0, от 17.10.2006 N 485-0, согласно которой вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.
Между тем, с данным выводом суда согласиться нельзя.
Судом при разрешении спора не принято во внимание, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоял, нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке признан не был. Распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самары N от 02.03.2010 г. об отказе Ж. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в установленном порядке не обжаловано, не отменено, незаконным признано не было.
Решением Думы г.о. Самара от 14.12.2006 N 363 "О внесении изменений в Постановлением Самарской Городской Думы от 27 октября 2005 года N 171 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, представляемого по договору социального найма в размере на одного человека - 26 квадратных метров общей площади (п. 1).
Более того, согласно п. 1 ст. 55 Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г. Закон РСФСР от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции", в том числе статья 30, утратил силу с 01 марта 2011 г.
У суда при разрешении спора 12 апреля 2011 г. не было оснований для применения недействующей нормы материального права и возложения на Департамент управления имуществом г.о. Самары обязанности, исполнение которой действующим законодательством не предусмотрено.
Статья 44 Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г, вступившего в силу с 01.03.2011 г., обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Согласно ч. 2 ст. 56 указанного Федерального закона N 3-ФЗ действие положений статей 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Таким образом, на момент рассмотрения дела истец как сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность участкового уполномоченного, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, имел право на обеспечение служебным жилым помещением, правовой режим которого отличается от правового режима жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. При этом специализированный жилищный фонд подлежит формированию федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Учитывая, что все обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела установлены, допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 апреля 2011 года отменить, вынести новое решение об отказе в иске.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 апреля 2011 года отменить. Постановить новое решение, которым в иске Ж. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Администрации городского округа Самара об обязании предоставить жилое помещение отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)