Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Белозерова Э.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ратьковой М.В.
судей Кондратьевой А.В. и Парфеновой Т.В.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 12 сентября 2013 года по докладу судьи Парфеновой Т.В. дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 28 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить. Признать за Е.О., Е.Н., Е.А., Е.М. право собственности в порядке приватизации в равных долях, а именно, по 1/4 доле за каждым, на жилое помещение общей площадью 23,7 кв. м, в том числе жилой площадью 23,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>."
Судебная коллегия
Е.О., Е.Н., действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что с 2009 года их семья проживает и зарегистрирована в указанной квартире здания общежития, принадлежавшего на праве оперативного управления ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39". ДД.ММ.ГГГГ между лицеем и Е.О. был заключен договор найма данного жилого помещения. На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N общежитие было изъято из оперативного управления образовательного учреждения и передано в муниципальную собственность Никулинского сельского поселения, однако администрацией сельского поселения принято не было и на баланс не поставлено. В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям по использованию жилых помещений в общежитии подлежат применению нормы закона о договоре социального найма. На обращение истцов о приватизации занимаемого жилого помещения орган местного самоуправления ответил отказом со ссылкой на отсутствие полномочий. Однако согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области здание общежития исключено из реестра государственной собственности Тверской области. Бездействие органа местного самоуправления в решении вопроса о приеме в муниципальную собственность нарушает право истцов на приватизацию жилья.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГБОУНПО "Профессиональный лицей N 39" - правопреемник ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39".
В судебное заседание истцы, представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, представитель третьего лица - ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 39", надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Представители истцов К. и Р. исковые требования поддержали на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что здание общежития не находится в муниципальной собственности и не может быть передано гражданам в порядке приватизации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и отказе в заявленном иске в связи с тем, что решение об исключении здания общежития из специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления не принималось, так как здание не было передано в муниципальную собственность. С учетом установленного ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрета на приватизацию жилых помещений в общежитии, занимаемое истцами жилое помещение приватизации не подлежит. Кроме того, суд не установил, состоял ли Г. в трудовых отношениях с ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39", имеет ли он право проживать в спорном жилом помещении. В отсутствие доказательств обращения истцов в администрацию Никулинского сельского поселения по вопросу приватизации жилого помещения спор между ними и названным ответчиком отсутствует.
В заседание суда апелляционной инстанции истцы, представители ответчиков и третьего лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истцов К., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Е.В., Е.Н., Е.А., Е.М. с 2009 года зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 39" в лице директора образовательного учреждения. Занимаемое истцами жилое помещение является местом их постоянного проживания.
Общежитие по указанному адресу было передано в муниципальную собственность на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N, которым было предусмотрено изъятие общежития, находящегося в государственной собственности Тверской области, из оперативного управления ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39" и передача его в муниципальную собственность Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Изданию распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N и прекращению права оперативного управления ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39" на здание общежития предшествовало принятие Советом депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области решения от ДД.ММ.ГГГГ N, которым был утвержден перечень государственного имущества Тверской области, подлежащего передаче в собственность Никулинского сельского поселения, включая здание общежития.
ДД.ММ.ГГГГ с просьбой об изъятии из оперативного управлении и о передаче в муниципальную собственность здания общежитии в Комитет по управлению имуществом Тверской области обратилось ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 39".
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N администрации Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области было предписано в трехнедельный срок со дня получения передаточных актов, подписанных со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, подписать и передать в Министерство указанные передаточные акты; в случае неподписания их органом местного самоуправления указанные передаточные акты подлежали утверждению Министерством в одностороннем порядке.
ДД.ММ.ГГГГ акт о приеме-передаче здания общежития был утвержден Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в одностороннем порядке.
Передача здания общежития из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области была произведена в порядке, установленном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Данной нормой также предусмотрено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных выше решений в соответствии с передаточным актом. В случае, если в установленный законом срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно п. 5 распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N право муниципальной собственности возникает с момента подписания актов приема-передачи.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Поскольку здание общежития относится к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, истцы вселены в него на законных основаниях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у них права на приватизацию спорного жилого помещения на условиях и в порядке, предусмотренном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие заключенного с истцами договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении здания общежития из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Законный характер вселения и проживания истцов в спорном жилом помещении, правомерность их регистрации по месту жительства, которая в силу п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, была невозможна без представления документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, никем из участвующих в деле лиц не оспорены.
Ссылка ответчика на несоблюдение истцами внесудебного порядка разрешения вопроса о приватизации жилого помещения, безосновательна. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на коллективное обращение граждан администрация Никулинского сельского поселения сообщила, что не является собственником дома и не имеет полномочий на приватизацию жилья. Таким образом, истцы, проживая в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, не могут воспользоваться предоставленным им законом правом на приобретение его в собственность. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, защита жилищных прав - путем признания жилищного права (ст. 11 ЖК РФ). Обстоятельства, препятствующие передаче спорной квартиры в собственность граждан, в данном случае судом не установлены.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследованы все доказательства по делу, которым дана надлежащая, соответствующая требованиям ст. ст. 67, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ правовая оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Тверской области от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3352
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. по делу N 33-3352
судья Белозерова Э.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ратьковой М.В.
судей Кондратьевой А.В. и Парфеновой Т.В.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 12 сентября 2013 года по докладу судьи Парфеновой Т.В. дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области на решение Калининского районного суда Тверской области от 28 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить. Признать за Е.О., Е.Н., Е.А., Е.М. право собственности в порядке приватизации в равных долях, а именно, по 1/4 доле за каждым, на жилое помещение общей площадью 23,7 кв. м, в том числе жилой площадью 23,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>."
Судебная коллегия
определила:
Е.О., Е.Н., действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что с 2009 года их семья проживает и зарегистрирована в указанной квартире здания общежития, принадлежавшего на праве оперативного управления ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39". ДД.ММ.ГГГГ между лицеем и Е.О. был заключен договор найма данного жилого помещения. На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N общежитие было изъято из оперативного управления образовательного учреждения и передано в муниципальную собственность Никулинского сельского поселения, однако администрацией сельского поселения принято не было и на баланс не поставлено. В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям по использованию жилых помещений в общежитии подлежат применению нормы закона о договоре социального найма. На обращение истцов о приватизации занимаемого жилого помещения орган местного самоуправления ответил отказом со ссылкой на отсутствие полномочий. Однако согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области здание общежития исключено из реестра государственной собственности Тверской области. Бездействие органа местного самоуправления в решении вопроса о приеме в муниципальную собственность нарушает право истцов на приватизацию жилья.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГБОУНПО "Профессиональный лицей N 39" - правопреемник ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39".
В судебное заседание истцы, представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, представитель третьего лица - ГБОУ НПО "Профессиональный лицей N 39", надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Представители истцов К. и Р. исковые требования поддержали на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что здание общежития не находится в муниципальной собственности и не может быть передано гражданам в порядке приватизации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация МО "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и отказе в заявленном иске в связи с тем, что решение об исключении здания общежития из специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления не принималось, так как здание не было передано в муниципальную собственность. С учетом установленного ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрета на приватизацию жилых помещений в общежитии, занимаемое истцами жилое помещение приватизации не подлежит. Кроме того, суд не установил, состоял ли Г. в трудовых отношениях с ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39", имеет ли он право проживать в спорном жилом помещении. В отсутствие доказательств обращения истцов в администрацию Никулинского сельского поселения по вопросу приватизации жилого помещения спор между ними и названным ответчиком отсутствует.
В заседание суда апелляционной инстанции истцы, представители ответчиков и третьего лица, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истцов К., возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Е.В., Е.Н., Е.А., Е.М. с 2009 года зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 39" в лице директора образовательного учреждения. Занимаемое истцами жилое помещение является местом их постоянного проживания.
Общежитие по указанному адресу было передано в муниципальную собственность на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N, которым было предусмотрено изъятие общежития, находящегося в государственной собственности Тверской области, из оперативного управления ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39" и передача его в муниципальную собственность Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Изданию распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N и прекращению права оперативного управления ГОУНПО "Профессиональный лицей N 39" на здание общежития предшествовало принятие Советом депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области решения от ДД.ММ.ГГГГ N, которым был утвержден перечень государственного имущества Тверской области, подлежащего передаче в собственность Никулинского сельского поселения, включая здание общежития.
ДД.ММ.ГГГГ с просьбой об изъятии из оперативного управлении и о передаче в муниципальную собственность здания общежитии в Комитет по управлению имуществом Тверской области обратилось ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 39".
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N администрации Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области было предписано в трехнедельный срок со дня получения передаточных актов, подписанных со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, подписать и передать в Министерство указанные передаточные акты; в случае неподписания их органом местного самоуправления указанные передаточные акты подлежали утверждению Министерством в одностороннем порядке.
ДД.ММ.ГГГГ акт о приеме-передаче здания общежития был утвержден Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в одностороннем порядке.
Передача здания общежития из государственной собственности Тверской области в муниципальную собственность Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области была произведена в порядке, установленном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Данной нормой также предусмотрено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных выше решений в соответствии с передаточным актом. В случае, если в установленный законом срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Согласно п. 5 распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N право муниципальной собственности возникает с момента подписания актов приема-передачи.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Поскольку здание общежития относится к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, истцы вселены в него на законных основаниях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у них права на приватизацию спорного жилого помещения на условиях и в порядке, предусмотренном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие заключенного с истцами договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении здания общежития из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе права на приватизацию, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Законный характер вселения и проживания истцов в спорном жилом помещении, правомерность их регистрации по месту жительства, которая в силу п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, была невозможна без представления документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, никем из участвующих в деле лиц не оспорены.
Ссылка ответчика на несоблюдение истцами внесудебного порядка разрешения вопроса о приватизации жилого помещения, безосновательна. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на коллективное обращение граждан администрация Никулинского сельского поселения сообщила, что не является собственником дома и не имеет полномочий на приватизацию жилья. Таким образом, истцы, проживая в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, не могут воспользоваться предоставленным им законом правом на приобретение его в собственность. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, защита жилищных прав - путем признания жилищного права (ст. 11 ЖК РФ). Обстоятельства, препятствующие передаче спорной квартиры в собственность граждан, в данном случае судом не установлены.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследованы все доказательства по делу, которым дана надлежащая, соответствующая требованиям ст. ст. 67, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ правовая оценка. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Тверской области от 28 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)