Судебные решения, арбитраж
Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ваншейд А.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.И.З. на решение Центрального районного суда города Барнаула от 28 августа 2013 года по заявлению Б.И.З. об оспаривании решения Государственной инспекции Алтайского края.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Б.И.З. обратилась в суд с заявлением о признании решения Государственной инспекции Алтайского края от 11 апреля 2013 года об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья незаконным, его отмене.
В обоснование требований указала, что 15.03.2001 г. заключила с ООО СП "Барнаулстрой" договор долевого участия в строительстве жилья N *** по которому оплатила <данные изъяты> рублей за трехкомнатную квартиру N *** общей проектной площадью <данные изъяты> кв. м в доме строительный N *** квартал ***, однако, квартиру не получила, по данному факту возбужденно уголовное дело, она признана потерпевшей.
10.10.2008 г. по договору уступки права требования Б.И.З. приобрела у Ш.Л.Н. право требования у ООО "Барнаулинвестстрой" однокомнатной квартиры N *** на пятом этаже в блок секции N *** жилого дома 16-Г по ул. К. в г. Барнауле общей площадью <данные изъяты> кв. м, за которую в соответствии с дополнительным соглашением N *** с ООО "Барнаулинвестстрой" от 10.10.2008 г. внесла <данные изъяты> рублей на завершение строительства дома. С учетом доплаты сумма договора составила <данные изъяты> рубля. Кроме того, принимая права кредитора, она погасила цеденту задолженность на сумму <данные изъяты> рублей. Решением Центрального районного суда города Барнаула от 09.08.2012 г. за Б.И.З. признано право собственности на квартиру <адрес> в г. Барнауле.
Как пострадавший дольщик по договору с ООО СП "Барнаулстрой", Б.И.З. подала заявление и соответствующие документы для вступления в члены жилищно-строительного кооператива "Дольщик-4", 19.03.2012 г. была включена в реестр пострадавших участников строительства жилья, в соответствии с договором N *** от 03.04.2013 г. принята членом кооператива, за ней закреплена квартира в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. 15.04.2013 г. на счет ЖСК "Дольщик-4" ею внесено <данные изъяты> рублей - 50% паевого взноса и <данные изъяты> рублей - членский взнос. Согласно жеребьевке, проведенной 12.03.2013 г., ей досталась трехкомнатная квартира N *** общей площадью <данные изъяты> кв. м. Для внесения паевого взноса Б.И.З. была вынуждена продать квартиру по ул. К., 16 г.
Однако Государственной инспекцией Алтайского края она исключена из реестра пострадавших участников строительства жилья, о чем Б.И.З. стало известно из письма, полученного 04.05.2013 г. Решение об исключении мотивировано тем, что за Б.И.З. признано право собственности на квартиру N *** в многоквартирном доме по ул. К., 16г, инвестором строительства которого она являлась. При этом для завершения строительства дома была оказана государственная поддержка в виде передачи в аренду земельного участка, а также снижения арендной платы, государственная поддержка может быть оказана единожды. Между тем, Комиссией по рассмотрению вопросов подготовки сведений для формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула от 06.06.2012 г. констатировано, что государственная поддержка составила 38,4 тысячи рублей, что с учетом количества квартир в доме составляет 122 рубля на квартиру, что является несущественной поддержкой. Кроме того, поддержка была оказана застройщику, а не заявителю.
Решение об исключении сведений о заявителе из реестра ущемляет права Б.И.З. как обманутого дольщика, она не сможет приобрести вышеуказанную квартиру за полную стоимость, поскольку не имеет сбережений, является пенсионеркой.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 28 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано полностью.
В апелляционной жалобе Б.И.З. просит отменить решение, принять новое об удовлетворении требований, в обоснование ссылается на ст. 40 Конституции Российской Федерации, указывает, что является обманутым дольщиком, и государство приняло на себя обязательство защищать такую категорию граждан, однако, она никакой помощи от государства не получала; решение об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья принято Государственной инспекцией Алтайского края по надуманным основаниям, а ссылка на Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" не состоятельна.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Государственная инспекция Алтайского края указывает на законность решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, выслушав пояснения Б.И.З., ее представителя Н.Ф.К., поддержавших жалобу, пояснения представителя Государственной инспекции Алтайского края К.С.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение принято Государственной инспекцией Алтайского края в соответствии с законом и в пределах полномочий, права либо свободы заявителя оспариваемым решением не нарушены.
29.05.2011 г. вступил в силу Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11.05.2011 г. N 53-ЗС (далее - Закон N 53-ЗС), согласно ст. 1 которого он регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные: на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их; на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).
Частью 2 статьи 6 названного закона определены формы государственной поддержки, среди которых:
- установление в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами (пункт 5);
- установление понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за земельные участки, на которых расположены проблемные объекты (пункт 9);
- выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья (пункт 10).
В целях реализации ст. 4 названного Закона постановлением Администрации Алтайского края от 08.08.2011 г. N 435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (далее - Порядок N 435), в соответствии с п. 2 которого формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края (ранее - Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края) на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
Во исполнение данного положения постановлением Администрации города Барнаула от 14.09.2011 г. N 2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, согласно п. п. 1 и 2 которого сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
Для включения объектов в реестр проблемных объектов комитет направляет в Инспекцию государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края ходатайство.
На основании постановления Администрации Алтайского края "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" от 29.08.2011 г. N 479 в целях оказания поддержки данной категории граждан создан жилищно-строительный кооператив "Дольщик-4" для строительства жилого дома (домов) в г. Барнауле. Согласно постановлению ЖСК "Дольщик-4" формируется из граждан, включенных в реестр пострадавших участников строительства жилья, но не состоящих в таких отношениях с застройщиками, в результате которых у них может возникнуть право собственности на жилое помещение в объекте, включенном в реестр.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 15.03.2001 г. между ООО строительное предприятие "Барнаулстрой" и Б.М.И.З. заключен договор N *** долевого участия в строительстве жилья, по которому Б.И.З. уплатила <данные изъяты> рублей за строительство трехкомнатной квартиры N *** в жилом доме строительный N *** квартал <данные изъяты> в г. Барнауле. ООО строительное предприятие "Барнаулстрой" своих обязательств по передаче квартиры не выполнило. По данному факту возбуждено уголовное дело N ***, постановлением от 29.07.2008 г. Б.И.З. признана потерпевшей.
17.10.2011 г. Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в адрес Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края направлены сведения для включения в реестр пострадавших участников строительства жилья, в том числе, в отношении Б.И.З., в качестве основания указан договор N *** от 15.03.2001 г. с ООО СП "Барнаулстрой", а также постановление о признании потерпевшей; указана выбранная форма государственной поддержки - участие в ЖСК "Дольщик-4".
20.02.2012 г. Б.З.И. в ЖСК "Дольщик-4" подано заявление о принятии в члены кооператива, а также приложены договор N *** долевого участия в строительстве жилья и справка от 15.03.2001 г. о полной оплате.
Письмом Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края от 13.04.2012 г. ЖСК "Дольщик-4" проинформирован о том, что граждане, указанные в запросе от 19.03.2012 г., включены в реестр пострадавших участников строительства жилья. В запросе от 19.03.2012 г. указана Б.И.З.
Из сообщения ЖСК "Дольщик-4" от 24.06.2012 г. следует, что правлением ЖСК положительно решен вопрос о включении заявителя в члены кооператива. 03.04.2013 г. между ЖСК "Дольщик-4" и Б.И.З. заключен договор N *** о внесении паевых взносов членом кооператива.
Письмом Государственной инспекцией Алтайского края от 26.04.2013 г. Б.И.З. проинформирована об исключении сведений о ней из реестра пострадавших участников строительства жилья на основании п. 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья N ***, поскольку Б.И.З. являлась также инвестором строительства дома по ул. К., 16 г в г. Барнауле, в целях завершения строительства которого новому застройщику ТСЖ "Наш дом" была оказана государственная поддержка, предусмотренная п. п. 5, 9 ст. 6 Закона N 53-ЗС, в виде передачи в аренду земельного участка, а также снижения арендной платы за него. Решением суда за ней признано право собственности на квартиру N *** в указанном доме.
Действительно, решением Центрального районного суда города Барнаула от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу, установлено, что 18.11.2002 г. М.А.В. заключил с ООО "Стройпрогресс" договор об инвестировании строительства жилья, по условиям которого М.А.В. принял участие в инвестировании строительства многоэтажного жилого дома по адресу: <...> а ООО "Барнаулинвестстрой" обязалось передать ему после ввода в эксплуатацию малогабаритную однокомнатную квартиру строительный N *** на 5 этаже в блок-секции N *** (угловой). Ориентировочный срок сдачи объекта в эксплуатацию - первый квартал 2004 года.
23.11.2004 г. ООО "Стройпрогресс" (сторона-1), ООО "Барнаулинвестстрой" (сторона-2) и М.А.В. (сторона-3) заключили дополнительное соглашение N *** к вышеуказанному договору, в силу которого договор между стороной-1 и стороной-3 аннулируется. Тогда же между теми же сторонами заключено соглашение о взаимозачете, согласно которому сторона-1 и сторона-2 учитывают сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет возмещения взаиморасчетов, производимых между сторонами. Одновременно с этим между ООО "Барнаулинвестстрой" и М.А.В. заключен договор N *** об инвестировании строительства жилья, согласно которому ООО "Барнаулинвестстрой" принимает участие в инвестировании строительства 10/11 этажного жилого дома, расположенного по ул. К., 16 г в Барнауле, а титулодержатель обязуется передать инвестору после ввода указанного дома в эксплуатацию однокомнатную квартиру строительный N ***.
М.А.В. и Б.И.З. на момент заключения договора инвестирования состояли в зарегистрированном браке, Б.И.З. в тот период времени носила фамилию М.
Дополнительным соглашением N*** к договору N *** от 23.11.2004 г. изменен строительный номер однокомнатной квартиры на ***. Срок сдачи объекта в эксплуатацию перенесен на 2-3 квартал 2006 года.
11.11.2005 г. М.А.В. уступил Ш.Л.Н. право требования к застройщику передачи однокомнатной квартиры N ***.
В соответствии с дополнительным соглашением N ***, заключенным между Ш.Л.Н. и ООО "Барнаулинвестстрой", строительный номер квартиры изменен на ***.
10.10.2008 г. между Ш.Л.Н. и Б.И.З. (М.И.З. после расторжения брака приняла фамилию Б.) заключен договор уступки права требования на квартиры N *** по ул. К. 16 г в г. Барнауле.
Решением суда так же установлено, что Б.И.З. являлась участником долевого строительства многоквартирного дома по ул. К., 16г, и ее права дольщика нарушены застройщиком ООО "Барнаулинвестстрой", который не закончил строительство жилого дома к установленному сроку.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 15.09.2012 г. за Б.И.З. признано право собственности на квартиру N *** в указанном доме. Государственная регистрация права собственности произведена 26.10.2012 г.
Таким образом, многоквартирный дом по ул. К., 16 г в г. Барнауле являлся проблемным объектом строительства жилья. Для завершения строительства многоквартирного дома, а также в целях восстановления нарушенных прав граждан, вложивших в его строительство денежные средства и утративших их в результате неправомерных действий ООО "Барнаулинвестстрой", Администрацией Алтайского края издано распоряжение от 09.04.2009 N 116-р, которым Главному управлению имущественных отношений Алтайского края поручено оказать содействие новому застройщику жилого дома в оформлении прав на земельный участок.
Функции нового застройщика с целью дальнейшего завершения строительства и ввода жилого дома в эксплуатацию переданы товариществу собственников жилья "Наш дом".
В целях реализации распоряжения Администрации Алтайского края от 09.04.2009 N 116-р новому застройщику была оказана государственная поддержка в виде предоставления в аренду земельного участка (распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 23.09.2009 N 3854), а также снижения арендной платы за него (постановление Администрации Алтайского края от 11.02.2010 N 48 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 12.04.2007 N 146 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения").
Товарищество собственников жилья "Наш дом" было создано участниками долевого строительства в целях завершения строительства многоквартирного дома. Таким образом, при завершении строительства дома участникам строительства были оказаны меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края". Новым застройщиком обязательство по передаче квартиры перед Б.И.З. исполнено.
В соответствии с п. 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья N 435 основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются:
а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья;
б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст. 6 Закона.
При установленных по делу обстоятельствах исключение сведений о Б.И.З. из реестра пострадавших участников строительства жилья закону не противоречит. Ее права нельзя считать нарушенными, поскольку получив меры государственной поддержки, Б.И.З. не может претендовать на их предоставление повторно и утрачивает статус пострадавшего участника строительства жилья.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и неверной оценке обстоятельств дела, в связи с чем основанием для отмены решения не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.И.З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9038/2013
Разделы:Инвестирование в строительство; Сделки с недвижимостью; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу N 33-9038/2013
Судья: Ваншейд А.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Мокрушиной В.П., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Б.И.З. на решение Центрального районного суда города Барнаула от 28 августа 2013 года по заявлению Б.И.З. об оспаривании решения Государственной инспекции Алтайского края.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Б.И.З. обратилась в суд с заявлением о признании решения Государственной инспекции Алтайского края от 11 апреля 2013 года об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья незаконным, его отмене.
В обоснование требований указала, что 15.03.2001 г. заключила с ООО СП "Барнаулстрой" договор долевого участия в строительстве жилья N *** по которому оплатила <данные изъяты> рублей за трехкомнатную квартиру N *** общей проектной площадью <данные изъяты> кв. м в доме строительный N *** квартал ***, однако, квартиру не получила, по данному факту возбужденно уголовное дело, она признана потерпевшей.
10.10.2008 г. по договору уступки права требования Б.И.З. приобрела у Ш.Л.Н. право требования у ООО "Барнаулинвестстрой" однокомнатной квартиры N *** на пятом этаже в блок секции N *** жилого дома 16-Г по ул. К. в г. Барнауле общей площадью <данные изъяты> кв. м, за которую в соответствии с дополнительным соглашением N *** с ООО "Барнаулинвестстрой" от 10.10.2008 г. внесла <данные изъяты> рублей на завершение строительства дома. С учетом доплаты сумма договора составила <данные изъяты> рубля. Кроме того, принимая права кредитора, она погасила цеденту задолженность на сумму <данные изъяты> рублей. Решением Центрального районного суда города Барнаула от 09.08.2012 г. за Б.И.З. признано право собственности на квартиру <адрес> в г. Барнауле.
Как пострадавший дольщик по договору с ООО СП "Барнаулстрой", Б.И.З. подала заявление и соответствующие документы для вступления в члены жилищно-строительного кооператива "Дольщик-4", 19.03.2012 г. была включена в реестр пострадавших участников строительства жилья, в соответствии с договором N *** от 03.04.2013 г. принята членом кооператива, за ней закреплена квартира в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. 15.04.2013 г. на счет ЖСК "Дольщик-4" ею внесено <данные изъяты> рублей - 50% паевого взноса и <данные изъяты> рублей - членский взнос. Согласно жеребьевке, проведенной 12.03.2013 г., ей досталась трехкомнатная квартира N *** общей площадью <данные изъяты> кв. м. Для внесения паевого взноса Б.И.З. была вынуждена продать квартиру по ул. К., 16 г.
Однако Государственной инспекцией Алтайского края она исключена из реестра пострадавших участников строительства жилья, о чем Б.И.З. стало известно из письма, полученного 04.05.2013 г. Решение об исключении мотивировано тем, что за Б.И.З. признано право собственности на квартиру N *** в многоквартирном доме по ул. К., 16г, инвестором строительства которого она являлась. При этом для завершения строительства дома была оказана государственная поддержка в виде передачи в аренду земельного участка, а также снижения арендной платы, государственная поддержка может быть оказана единожды. Между тем, Комиссией по рассмотрению вопросов подготовки сведений для формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула от 06.06.2012 г. констатировано, что государственная поддержка составила 38,4 тысячи рублей, что с учетом количества квартир в доме составляет 122 рубля на квартиру, что является несущественной поддержкой. Кроме того, поддержка была оказана застройщику, а не заявителю.
Решение об исключении сведений о заявителе из реестра ущемляет права Б.И.З. как обманутого дольщика, она не сможет приобрести вышеуказанную квартиру за полную стоимость, поскольку не имеет сбережений, является пенсионеркой.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 28 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано полностью.
В апелляционной жалобе Б.И.З. просит отменить решение, принять новое об удовлетворении требований, в обоснование ссылается на ст. 40 Конституции Российской Федерации, указывает, что является обманутым дольщиком, и государство приняло на себя обязательство защищать такую категорию граждан, однако, она никакой помощи от государства не получала; решение об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья принято Государственной инспекцией Алтайского края по надуманным основаниям, а ссылка на Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" не состоятельна.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Государственная инспекция Алтайского края указывает на законность решения, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, выслушав пояснения Б.И.З., ее представителя Н.Ф.К., поддержавших жалобу, пояснения представителя Государственной инспекции Алтайского края К.С.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение принято Государственной инспекцией Алтайского края в соответствии с законом и в пределах полномочий, права либо свободы заявителя оспариваемым решением не нарушены.
29.05.2011 г. вступил в силу Закон Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11.05.2011 г. N 53-ЗС (далее - Закон N 53-ЗС), согласно ст. 1 которого он регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные: на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их; на предотвращение ситуаций, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения).
Частью 2 статьи 6 названного закона определены формы государственной поддержки, среди которых:
- установление в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами (пункт 5);
- установление понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за земельные участки, на которых расположены проблемные объекты (пункт 9);
- выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья (пункт 10).
В целях реализации ст. 4 названного Закона постановлением Администрации Алтайского края от 08.08.2011 г. N 435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (далее - Порядок N 435), в соответствии с п. 2 которого формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края (ранее - Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края) на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
Во исполнение данного положения постановлением Администрации города Барнаула от 14.09.2011 г. N 2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, согласно п. п. 1 и 2 которого сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
Для включения объектов в реестр проблемных объектов комитет направляет в Инспекцию государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края ходатайство.
На основании постановления Администрации Алтайского края "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" от 29.08.2011 г. N 479 в целях оказания поддержки данной категории граждан создан жилищно-строительный кооператив "Дольщик-4" для строительства жилого дома (домов) в г. Барнауле. Согласно постановлению ЖСК "Дольщик-4" формируется из граждан, включенных в реестр пострадавших участников строительства жилья, но не состоящих в таких отношениях с застройщиками, в результате которых у них может возникнуть право собственности на жилое помещение в объекте, включенном в реестр.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 15.03.2001 г. между ООО строительное предприятие "Барнаулстрой" и Б.М.И.З. заключен договор N *** долевого участия в строительстве жилья, по которому Б.И.З. уплатила <данные изъяты> рублей за строительство трехкомнатной квартиры N *** в жилом доме строительный N *** квартал <данные изъяты> в г. Барнауле. ООО строительное предприятие "Барнаулстрой" своих обязательств по передаче квартиры не выполнило. По данному факту возбуждено уголовное дело N ***, постановлением от 29.07.2008 г. Б.И.З. признана потерпевшей.
17.10.2011 г. Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в адрес Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края направлены сведения для включения в реестр пострадавших участников строительства жилья, в том числе, в отношении Б.И.З., в качестве основания указан договор N *** от 15.03.2001 г. с ООО СП "Барнаулстрой", а также постановление о признании потерпевшей; указана выбранная форма государственной поддержки - участие в ЖСК "Дольщик-4".
20.02.2012 г. Б.З.И. в ЖСК "Дольщик-4" подано заявление о принятии в члены кооператива, а также приложены договор N *** долевого участия в строительстве жилья и справка от 15.03.2001 г. о полной оплате.
Письмом Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края от 13.04.2012 г. ЖСК "Дольщик-4" проинформирован о том, что граждане, указанные в запросе от 19.03.2012 г., включены в реестр пострадавших участников строительства жилья. В запросе от 19.03.2012 г. указана Б.И.З.
Из сообщения ЖСК "Дольщик-4" от 24.06.2012 г. следует, что правлением ЖСК положительно решен вопрос о включении заявителя в члены кооператива. 03.04.2013 г. между ЖСК "Дольщик-4" и Б.И.З. заключен договор N *** о внесении паевых взносов членом кооператива.
Письмом Государственной инспекцией Алтайского края от 26.04.2013 г. Б.И.З. проинформирована об исключении сведений о ней из реестра пострадавших участников строительства жилья на основании п. 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья N ***, поскольку Б.И.З. являлась также инвестором строительства дома по ул. К., 16 г в г. Барнауле, в целях завершения строительства которого новому застройщику ТСЖ "Наш дом" была оказана государственная поддержка, предусмотренная п. п. 5, 9 ст. 6 Закона N 53-ЗС, в виде передачи в аренду земельного участка, а также снижения арендной платы за него. Решением суда за ней признано право собственности на квартиру N *** в указанном доме.
Действительно, решением Центрального районного суда города Барнаула от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу, установлено, что 18.11.2002 г. М.А.В. заключил с ООО "Стройпрогресс" договор об инвестировании строительства жилья, по условиям которого М.А.В. принял участие в инвестировании строительства многоэтажного жилого дома по адресу: <...> а ООО "Барнаулинвестстрой" обязалось передать ему после ввода в эксплуатацию малогабаритную однокомнатную квартиру строительный N *** на 5 этаже в блок-секции N *** (угловой). Ориентировочный срок сдачи объекта в эксплуатацию - первый квартал 2004 года.
23.11.2004 г. ООО "Стройпрогресс" (сторона-1), ООО "Барнаулинвестстрой" (сторона-2) и М.А.В. (сторона-3) заключили дополнительное соглашение N *** к вышеуказанному договору, в силу которого договор между стороной-1 и стороной-3 аннулируется. Тогда же между теми же сторонами заключено соглашение о взаимозачете, согласно которому сторона-1 и сторона-2 учитывают сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет возмещения взаиморасчетов, производимых между сторонами. Одновременно с этим между ООО "Барнаулинвестстрой" и М.А.В. заключен договор N *** об инвестировании строительства жилья, согласно которому ООО "Барнаулинвестстрой" принимает участие в инвестировании строительства 10/11 этажного жилого дома, расположенного по ул. К., 16 г в Барнауле, а титулодержатель обязуется передать инвестору после ввода указанного дома в эксплуатацию однокомнатную квартиру строительный N ***.
М.А.В. и Б.И.З. на момент заключения договора инвестирования состояли в зарегистрированном браке, Б.И.З. в тот период времени носила фамилию М.
Дополнительным соглашением N*** к договору N *** от 23.11.2004 г. изменен строительный номер однокомнатной квартиры на ***. Срок сдачи объекта в эксплуатацию перенесен на 2-3 квартал 2006 года.
11.11.2005 г. М.А.В. уступил Ш.Л.Н. право требования к застройщику передачи однокомнатной квартиры N ***.
В соответствии с дополнительным соглашением N ***, заключенным между Ш.Л.Н. и ООО "Барнаулинвестстрой", строительный номер квартиры изменен на ***.
10.10.2008 г. между Ш.Л.Н. и Б.И.З. (М.И.З. после расторжения брака приняла фамилию Б.) заключен договор уступки права требования на квартиры N *** по ул. К. 16 г в г. Барнауле.
Решением суда так же установлено, что Б.И.З. являлась участником долевого строительства многоквартирного дома по ул. К., 16г, и ее права дольщика нарушены застройщиком ООО "Барнаулинвестстрой", который не закончил строительство жилого дома к установленному сроку.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 15.09.2012 г. за Б.И.З. признано право собственности на квартиру N *** в указанном доме. Государственная регистрация права собственности произведена 26.10.2012 г.
Таким образом, многоквартирный дом по ул. К., 16 г в г. Барнауле являлся проблемным объектом строительства жилья. Для завершения строительства многоквартирного дома, а также в целях восстановления нарушенных прав граждан, вложивших в его строительство денежные средства и утративших их в результате неправомерных действий ООО "Барнаулинвестстрой", Администрацией Алтайского края издано распоряжение от 09.04.2009 N 116-р, которым Главному управлению имущественных отношений Алтайского края поручено оказать содействие новому застройщику жилого дома в оформлении прав на земельный участок.
Функции нового застройщика с целью дальнейшего завершения строительства и ввода жилого дома в эксплуатацию переданы товариществу собственников жилья "Наш дом".
В целях реализации распоряжения Администрации Алтайского края от 09.04.2009 N 116-р новому застройщику была оказана государственная поддержка в виде предоставления в аренду земельного участка (распоряжение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 23.09.2009 N 3854), а также снижения арендной платы за него (постановление Администрации Алтайского края от 11.02.2010 N 48 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 12.04.2007 N 146 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, условий и сроков ее внесения").
Товарищество собственников жилья "Наш дом" было создано участниками долевого строительства в целях завершения строительства многоквартирного дома. Таким образом, при завершении строительства дома участникам строительства были оказаны меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края". Новым застройщиком обязательство по передаче квартиры перед Б.И.З. исполнено.
В соответствии с п. 8 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья N 435 основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются:
а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья;
б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст. 6 Закона.
При установленных по делу обстоятельствах исключение сведений о Б.И.З. из реестра пострадавших участников строительства жилья закону не противоречит. Ее права нельзя считать нарушенными, поскольку получив меры государственной поддержки, Б.И.З. не может претендовать на их предоставление повторно и утрачивает статус пострадавшего участника строительства жилья.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и неверной оценке обстоятельств дела, в связи с чем основанием для отмены решения не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.И.З. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)