Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Капранов В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Л.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе <Ф.И.О.>4 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<Ф.И.О.>4 обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Решением Ленинского районного суда от 17 января 2013 года в удовлетворении заявления <Ф.И.О.>4 отказано.
В апелляционной жалобе <Ф.И.О.>4 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения <Ф.И.О.>4, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Как установлено судом, на основании постановления администрации МО г. Краснодар от <дата обезличена> <Ф.И.О.>4 для временного проживания предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда - квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>.
<дата обезличена> году между <Ф.И.О.>4 и МУ "Управление жилищного хозяйства" заключен договор найма жилого помещения в общежитии по <адрес обезличен>.
Письмом Управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар от <дата обезличена> <Ф.И.О.>4 признана нуждающейся в жилом помещении.
<Ф.И.О.>4 обратилась в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о переводе предоставленной ей комнаты в общежитии в жилой фонд и заключении с ней договора социального найма данного жилого помещения бессрочно.
Письмом правового управления администрации МО г. Краснодар от <дата обезличена> <Ф.И.О.>4 отказано в связи с отсутствием на то оснований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявительницы в связи отсутствием у нее права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда ошибочным.
Согласно положениям ст. ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
По смыслу ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма может быть только жилое помещение (т.е. жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ст. 82 Жилищного кодекса РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что согласно справке филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г. Краснодару от <дата обезличена>, <Ф.И.О.>4 не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре, сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Согласно данным управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар, <Ф.И.О.>4 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО г. Краснодар с <дата обезличена> по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, в частности, по состоянию на <дата обезличена> порядковый номер был.
В соответствии с правовой позицией изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 15 февраля 2005 года N 17-О, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В связи с изложенным, суд первой инстанции вышеуказанные обстоятельства и приведенные положения действующего законодательства оставил без внимания и должной правовой оценки, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ленинского районного суда от 17 января 2013 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления <Ф.И.О.>4.
Судебная коллегия считает незаконными действия администрации муниципального образования г. Краснодар по отказу в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, а нарушенное право <Ф.И.О.>4 - подлежащим восстановлению путем возложения обязанности на администрацию муниципального образования г. Краснодар повторно рассмотреть заявление <Ф.И.О.>4 по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу <Ф.И.О.>4 удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 января 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать действия администрации муниципального образования г. Краснодар, выраженные в письме от <дата обезличена> незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар повторно рассмотреть по существу заявление <Ф.И.О.>4 по вопросу предоставления занимаемого жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5592/2013
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N 33-5592/2013
Судья: Капранов В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Леганова А.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Л.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе <Ф.И.О.>4 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<Ф.И.О.>4 обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации муниципального образования (далее - МО) г. Краснодар заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Решением Ленинского районного суда от 17 января 2013 года в удовлетворении заявления <Ф.И.О.>4 отказано.
В апелляционной жалобе <Ф.И.О.>4 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения <Ф.И.О.>4, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Как установлено судом, на основании постановления администрации МО г. Краснодар от <дата обезличена> <Ф.И.О.>4 для временного проживания предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда - квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>.
<дата обезличена> году между <Ф.И.О.>4 и МУ "Управление жилищного хозяйства" заключен договор найма жилого помещения в общежитии по <адрес обезличен>.
Письмом Управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар от <дата обезличена> <Ф.И.О.>4 признана нуждающейся в жилом помещении.
<Ф.И.О.>4 обратилась в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о переводе предоставленной ей комнаты в общежитии в жилой фонд и заключении с ней договора социального найма данного жилого помещения бессрочно.
Письмом правового управления администрации МО г. Краснодар от <дата обезличена> <Ф.И.О.>4 отказано в связи с отсутствием на то оснований.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявительницы в связи отсутствием у нее права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда ошибочным.
Согласно положениям ст. ст. 51, 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
По смыслу ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ, предметом договора социального найма может быть только жилое помещение (т.е. жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ст. 82 Жилищного кодекса РФ, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что согласно справке филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г. Краснодару от <дата обезличена>, <Ф.И.О.>4 не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре, сведения об участии в приватизации отсутствуют.
Согласно данным управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар, <Ф.И.О.>4 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО г. Краснодар с <дата обезличена> по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, в частности, по состоянию на <дата обезличена> порядковый номер был.
В соответствии с правовой позицией изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 15 февраля 2005 года N 17-О, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В связи с изложенным, суд первой инстанции вышеуказанные обстоятельства и приведенные положения действующего законодательства оставил без внимания и должной правовой оценки, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ленинского районного суда от 17 января 2013 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления <Ф.И.О.>4.
Судебная коллегия считает незаконными действия администрации муниципального образования г. Краснодар по отказу в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, а нарушенное право <Ф.И.О.>4 - подлежащим восстановлению путем возложения обязанности на администрацию муниципального образования г. Краснодар повторно рассмотреть заявление <Ф.И.О.>4 по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу <Ф.И.О.>4 удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 января 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.
Признать действия администрации муниципального образования г. Краснодар, выраженные в письме от <дата обезличена> незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар повторно рассмотреть по существу заявление <Ф.И.О.>4 по вопросу предоставления занимаемого жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)