Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.06.2011 N 33-3825-2011

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2011 г. N 33-3825-2011


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Коваленко А.И., Каширской Е.Н. при секретаре Н. 15 июня 2011 года в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела дело по кассационным жалобам администрации г. Бузулука и С.А.А. на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 22 апреля 2011 года по исковому заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации г. Бузулука, С.А.Д. о признании недействительным постановления администрации МО г. Бузулук в части признания С.А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что Постановлением администрации МО город Бузулук от 05.04.2010 г. N 34-п С.А.Д. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в связи с тем, что не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Администрации города Бузулука обратилась в министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области с ходатайством о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья.
Считает данное постановление администрации МО город Бузулук необоснованным, незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства правовые последствия, в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ).
С.А.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: в доме общей площадью 46,9 кв. м, принадлежащем на праве собственности ее дочери - П. В доме зарегистрировано 3 человека. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, ст. 31 Жилищного кодекса РФ С.А.Д. является членом семьи своей дочери. В связи с этим считает, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ С.А.Д. учетной нормой площади жилья - 13,5 кв. м на 1 человека по г. Бузулуку обеспечена.
Истец просил суд Постановление администрации МО город Бузулук от 05.04.2010 г. N 34-п в части признания С.А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать недействительным.
С.А.Д., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель - П. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Указала, что хотя ее мать С.А.Д. проживает с ней в одном доме, отношения у них не складываются. С.А.Д. проживает в отдельной комнате, они ведут раздельное хозяйство.
Представитель ответчика - администрации г. Бузулук, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном суду письменном отзыве на иск, исковые требования не признавал.
Решением суда исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области были удовлетворены. Суд постановил: признать недействительным Постановление администрации МО город Бузулук от 05.04.2010 г. N 34-п в части признания С.А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С указанным решением не согласны администрация г. Бузулука и С.А.Д.; в своих кассационных жалобах они просят его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 этого же закона члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников войны, ветеранов боевых действий имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (ст. 52 ЖК РФ).
Судом установлено, что С.А.Д. 08.02.2010 г. обратилась в администрацию г. Бузулука с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья (л.д. 21).
Постановлением администрации г. Бузулука от 05.04.2010 г. N 34-п "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об отказе в принятии на учет" С.А.Д., зарегистрированная по адресу: , принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по списку членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, так как она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (л.д. 4).
Удовлетворяя заявленные Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области требования, суд пришел к правильному выводу о незаконности вышеуказанного постановления в части постановки С.А.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия правовых оснований для такой постановки.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).
Решением Совета депутатов города Бузулука от 30.03.2005 г. N 600 "Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 13,5 квадратных метров на одного человека.
Согласно материалам дела С.А.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения на момент вынесения оспариваемого постановления была зарегистрирована и проживала в доме общей площадью 46,9 кв. м, расположенном по адресу: ; кроме нее в доме были зарегистрированы и проживали ее дочь - П. и внучка П.Ю.А. (л.д. 5, 6). Вышеуказанный дом принадлежит на праве собственности П. на основании договора дарения от 1990 года (л.д. 67).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Поскольку С.А.Д. является матерью П. (л.д. 45), проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, то она является членом семьи собственника жилого помещения. На каждого члена семьи П., в том числе на С.А.Д. приходится более 13,5 кв. м общей площади жилого помещения, следовательно, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основанию, предусмотренному п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах исковые требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области были удовлетворены судом обоснованно.
Довод кассационной жалобы администрации г. Бузулука о пропуске заявителем срока обращения в суд, установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, не является обоснованным, поскольку требования Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области были заявлены в порядке искового производства.
С доводом кассационной жалобы администрации г. Бузулука о том, что С.А.Д. проживала в доме своей дочери П. на условиях договора найма комнаты площадью 11,7 кв. м, и что между ними имеется соглашение, которое ограничивает С.А.Д. в праве пользования и распоряжения данным жилым помещением, согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что С.А.Д. проживает и зарегистрирована в доме с 13.03.1972 г. (л.д. 6). Ранее этот дом принадлежал ей, затем она передала его по договору дарения от 07.12.1990 г. своей дочери П. В данном жилом доме С.А.Д. проживает совместно с дочерью, следовательно, в силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ является членом семьи своей дочери. Договор найма жилого помещения, заключенный впоследствии 17.03.2011 г. между П. и С.А.Д. (л.д. 102) не является основанием для прекращения ее прав как члена семьи собственника.
По аналогичным основаниям не является основанием для отмены решения суда и доводы кассационных жалоб ответчиков о том, что С.А.Д. имеет раздельный с дочерью бюджет.
Кассационные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 22 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Бузулука и С.А.Д. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)