Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3339/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-3339/2013


Судья: Луханина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.
судей Титовой В.В., Александровой Л.А.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2012 года по делу по иску К.Г.М. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации), Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации), Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ТО N 2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации) о признании права на приватизацию жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия

установила:

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам, просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что в июле 1981 на состав семьи из трех человек на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ мужу истицы - Г.Г. была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГ брак был расторгнут. Г.Г. снялся с регистрационного учета и выехал в другое постоянное место жительства. Лицевой счет был переоформлен на имя К.Г.М., договор социального найма жилого помещения собственником с ней не заключался. ДД.ММ.ГГ К.Г.М. обратилась в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации и в ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче ей в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения по вышеуказанному адресу. Однако ответчики ссылаются на отсутствие полномочий на заключение договора на передачу жилого помещения в собственность. К.Г.М. считает, что отказы в удовлетворении заявления нарушают ее право на приватизацию жилого помещения.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 24.12.2012 исковые требования К.Г.М. удовлетворены. Признано за К.Г.М. право собственности в порядке приватизации на <адрес>.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение, отказав в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения суда ответчиком указано на то, что, при вынесении решения суд не исследовал законность предоставления жилого помещения, истица не является военнослужащей и членом семьи военнослужащего, К.Г.М. не представила документы, подтверждающие наличие или отсутствие жилого помещения в других регионах Российской Федерации. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не обладает полномочиями в сфере заключения договоров и передачи в собственность жилых помещений в порядке приватизации, является ненадлежащим ответчиком. На территории Алтайского края функции по согласованию вопросов приватизации жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет ТО N 2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Суд первой инстанции не исследовал вопрос, обратился ли истец с соответствующими требованиями в ТО N 2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку истцом не разрешался вопрос о приватизации жилья во внесудебном порядке, у суда отсутствовали основания полагать, что право истца на приватизацию было нарушено или ограничено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца К.Г.М., ее представителя Ж., проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 указанного Закона Российской Федерации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Закона Российской Федерации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ наймодатель в лице Алейской КЭЧ передал нанимателю К.Г.Г. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении, а именно, двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> С нанимателем в жилое помещение вселены супруга К.Г.М., сын - Ю.Г.
На основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> переименована в улицу имени <адрес>.
ДД.ММ.ГГ брак между Г.Г. и К.Г.М. расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д. 7).
Согласно справки *** от ДД.ММ.ГГ Г.Г. ДД.ММ.ГГ снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
К.Ю. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Истица с ДД.ММ.ГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> является квартиросъемщиком, лицевой счет открыт на ее имя.
По данным архивной справки архивного отдела администрации г. Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** в документах архивного фонда администрации г. Алейска "Постановления главы Администрации города" за ДД.ММ.ГГ постановлением главы Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** квартира по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ *** (так в документе). Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено.
Согласно письма администрации г. Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в муниципальную собственность Министерства обороны Российской Федерации жилая площадь по адресу: <адрес> не передавалась.
В представленном ордере *** от ДД.ММ.ГГ не указано, что Г.Г. предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Как следует из имеющихся в материалах дела свидетельствах, Межрайонной инспекцией Федеральной Налоговой Службы номер 2 по г. Чите, внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Алейской КЭЧ путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Согласно приложения к указанному акту Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передан, в том числе, жилой дом, в котором проживает истец по <адрес>.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ К.Г.М. обратилась в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации и в ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче ей в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, в ответах: ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ и ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ ответчики указали на отсутствие полномочий на заключение договора на передачу жилого помещения в собственность.
Установив, что истец К.Г.М. ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение не относиться к специализированному жилищному фонду, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, не имеет статуса служебного, в аварийном состоянии не находится, не является комнатой в общежитии и в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность истца не имеется и признал за истцом право собственности на спорное жилое помещение.
Довод жалобы о том, что при принятии решения суд не исследовал законность предоставления жилого помещения, противоречит материалам дела. Доказательств того, что спорное жилое помещение Алейской КЭЧ было предоставлено Г.Г. и членам его семьи без законных на то оснований, стороной ответчика не представлено.
Указание автора жалобы на то, что истица не является военнослужащей или членом семьи военнослужащего применительно к данным правоотношениям не является существенными для рассмотрения спора.
Ссылка ответчика на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих наличие или отсутствие жилого помещения в других регионах Российской Федерации не служит основанием отмены решения суда, поскольку совокупностью доказательств (копии паспорта и трудовой книжки истицы) установлено, что К.Г.М. проживала и осуществляла трудовую деятельность на территории Алтайского края.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, также не может повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции.

Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа указанное учреждение уполномочено, в том числе, принимать решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, суд, установив привлеченного к участию в деле надлежащего ответчика Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, правильно разрешил настоящий спор.
Ссылка ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан, не может служить препятствием для реализации истцом права, предусмотренного действующим законодательством.
Указание ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации о том, что истцом вопрос о приватизации жилья во внесудебном порядке не разрешался, является ошибочным и противоречит материалам дела.
Судебная коллегия считает, что суд верно установил и исследовал юридически значимые обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)