Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Колосова Н.Е.
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Машкиной И.М., Орловой И.А.,
при секретаре З.,
рассмотрев в судебном заседании 13 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года, по которому на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Е. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метра в пределах территории МО ГО "Сыктывкар" по договору найма специализированных жилых помещений,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Е. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек, площадью 33 кв. метра на условиях договора найма специализированного жилого помещения в пределах территории МО ГО "Сыктывкар". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Е. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поэтому по закону имеет право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Истец Е. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика, не оспаривая по существу право Е. на получение жилого помещения, не согласился с требованиями в части площади предоставляемого жилого помещения.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить, указывая на то, что жилое помещение истцу должно предоставляться по учетной норме, действующей на территории МО ГО "Сыктывкар" (13,5 кв. м).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, Е.С. <Дата обезличена> года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, так как решением Троицко-Печорского районного суда в 1989 года ее родители лишены родительских прав. При передаче Е. органам опеки и попечительства жилое помещение за ней не закреплялось.
В период с 1989 года по 1993 год Е. воспитывалась в школе-интернате N 5 г. Ухты, после которого поступила в ПУ N 24 г. Сыктывкара и окончила его в 1995 году. На период обучения Е. предоставлялось жилье и временная регистрация. 04.01.1996 года между С. и Е. зарегистрирован брак, после заключения брака С. была присвоена фамилия Е. Решением мирового судьи Димитровского судебного участка г. Сыктывкара от 2001 года брак прекращен и после расторжения брака Е. фамилию не сменила.
С 03.08.2006 года истец зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>. Указанное жилое помещение Е. не принадлежит.
В настоящее время местом фактического проживания Е. является <Адрес обезличен>. На данное жилое помещение право собственности Е. не зарегистрировано.
Согласно уведомлению от 28.02.2013 года N 01/018/2013-821 Управления Росреестра по Республике Коми, в отношении Е. информация о наличии права собственности на жилое помещение отсутствует. Согласно данным Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ от 06 февраля 2013 года ф-11/494, за Е. право собственности не зарегистрировано.
С 19.10.1995 года Е. состоит в администрации МО ГО "Сыктывкар" в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
До настоящего времени договор социального найма на жилое помещение с Е. администрацией МО ГО "Сыктывкар" не заключен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление жилого помещения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с площадью предоставляемого истцу жилого помещения являются несостоятельными по следующим основаниям.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера подлежащего предоставлению Е. жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Вместе с тем из мотивировочной части решения суда судебная коллегия полагает необходимым исключить вывод о праве истца на внеочередное получение жилого помещения, поскольку, как правильно указал суд в решении, с 1 января 2013 года изменилось правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года вывод о праве Е. на внеочередное получение жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 13.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3146/2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. по делу N 33-3146/2013
Судья: Колосова Н.Е.
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Машкиной И.М., Орловой И.А.,
при секретаре З.,
рассмотрев в судебном заседании 13 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года, по которому на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Е. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метра в пределах территории МО ГО "Сыктывкар" по договору найма специализированных жилых помещений,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Е. к администрации МО ГО "Сыктывкар" об обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек, площадью 33 кв. метра на условиях договора найма специализированного жилого помещения в пределах территории МО ГО "Сыктывкар". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Е. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поэтому по закону имеет право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Истец Е. участия в судебном заседании не принимала.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика, не оспаривая по существу право Е. на получение жилого помещения, не согласился с требованиями в части площади предоставляемого жилого помещения.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить, указывая на то, что жилое помещение истцу должно предоставляться по учетной норме, действующей на территории МО ГО "Сыктывкар" (13,5 кв. м).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, Е.С. <Дата обезличена> года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, так как решением Троицко-Печорского районного суда в 1989 года ее родители лишены родительских прав. При передаче Е. органам опеки и попечительства жилое помещение за ней не закреплялось.
В период с 1989 года по 1993 год Е. воспитывалась в школе-интернате N 5 г. Ухты, после которого поступила в ПУ N 24 г. Сыктывкара и окончила его в 1995 году. На период обучения Е. предоставлялось жилье и временная регистрация. 04.01.1996 года между С. и Е. зарегистрирован брак, после заключения брака С. была присвоена фамилия Е. Решением мирового судьи Димитровского судебного участка г. Сыктывкара от 2001 года брак прекращен и после расторжения брака Е. фамилию не сменила.
С 03.08.2006 года истец зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>. Указанное жилое помещение Е. не принадлежит.
В настоящее время местом фактического проживания Е. является <Адрес обезличен>. На данное жилое помещение право собственности Е. не зарегистрировано.
Согласно уведомлению от 28.02.2013 года N 01/018/2013-821 Управления Росреестра по Республике Коми, в отношении Е. информация о наличии права собственности на жилое помещение отсутствует. Согласно данным Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ от 06 февраля 2013 года ф-11/494, за Е. право собственности не зарегистрировано.
С 19.10.1995 года Е. состоит в администрации МО ГО "Сыктывкар" в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
До настоящего времени договор социального найма на жилое помещение с Е. администрацией МО ГО "Сыктывкар" не заключен.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что Е. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением, в связи с чем пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление жилого помещения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с площадью предоставляемого истцу жилого помещения являются несостоятельными по следующим основаниям.
Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми", которым часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).
Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Законе Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера подлежащего предоставлению Е. жилого помещения соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Вместе с тем из мотивировочной части решения суда судебная коллегия полагает необходимым исключить вывод о праве истца на внеочередное получение жилого помещения, поскольку, как правильно указал суд в решении, с 1 января 2013 года изменилось правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года вывод о праве Е. на внеочередное получение жилого помещения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)