Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7498\13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу N 33-7498\\13


Судья: Мохова Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.
судей Бусиной Н.В., Новоселовой Е.Г.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 июля 2013 г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего И.Б.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Бусиной Н.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего И.Б.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации <адрес> Алтайского края о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, выделении бюджетных средств на приобретение жилого помещения, возложении обязанности по распределению и предоставлению жилого помещения.
Заявленные требования мотивированы тем, что несовершеннолетний И.Б.С. является инвалидом детства. Семья И., состоящая из трех человек (И.Д.Н., мать, И.С.Н., отец И.Б.С. и несовершеннолетний И.Б.С.), зарегистрирована по <адрес>, постоянного жилья не имеет. Постановлением администрации <адрес> *** от (дата) семья И.Д.Н. признана нуждающейся в получении жилого помещения, и поставлена на учет среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Заболевание, имеющееся у И.Б.С., (дата) года рождения, входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации *** от (дата), при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается справкой ВК от (дата), выданной КГБУЗ "Городская поликлиника ***, <адрес>".
Прокурор полагает, что И.Б.С., С.. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с положениями ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела прокурор заявленные требования уточнил, просил признать за И.Б.С. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек с учетом права на дополнительную жилплощадь и нуждаемости в постоянном постороннем уходе, возложить на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить И.Б.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 54 кв. м на состав семьи три человека с учетом права И.Б.С. на дополнительную жилую площадь.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 09 июля 2013 г. исковые требования удовлетворены.
За И.Б.С. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек и дополнительную жилую площадь на несовершеннолетнего И.Б.С. не менее 18 кв. м.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить И.Б.С. вне очереди на состав семьи три человека, с учетом несовершеннолетнего И.Б.С., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 54 кв. м, с учетом права И.Б.С. на дополнительную жилую площадь и нуждаемость в постоянном дополнительном уходе, но не более 18 кв. м.
В апелляционной жалобе представитель Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит об отмене решения и отказе в иске в отношении Управления, как противоречащие требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы жалобы мотивированы тем, что в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 г. N 136-ЗС, с изменениями внесенными Законом N 74-ЗС от 11 октября 2013 г., "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" инвалиды (граждане), страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет после 01 января 2005 г., не имеют право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда. Истец заявил о своем праве на получение во внеочередном порядке жилого помещения после внесения изменений в указанный закон, в связи с чем, у Управления отсутствуют правовые основания для их обеспечения жилым помещением.
При рассмотрении дела истцом не представлено доказательств, наличия совокупности юридических фактов, установленных законодательством, необходимых для признания граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, поскольку проживание в квартире одной семьи, в составе которой находится больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, не является самостоятельным основанием для признания таких граждан нуждающимися в жилом помещении.
По мнению подателя жалобы, предоставление жилого помещения с учетом дополнительной жилой помощи, согласно Постановления Правительства Российской Федерации N 817 от 21 декабря 2004 г., решается субъектом в зависимости от конкретных обстоятельств дела и не является предопределенным. В данном случае такая необходимость отсутствует.
С учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, надлежащими ответчиками по делу являются органы местного самоуправления - администрация <адрес> и администрация <адрес>.
Кроме того, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле установлена в размере 14 кв. м общей площади на одного члена семьи, судом неправильно применена норма 18 кв. м, установленная ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, как данная норма предусмотрена для предоставления жилого помещения категориям граждан, указанным в законе. Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов в данном перечне не имеется.
В представленных возражениях прокурор Октябрьского района г. Барнаула полагает доводы жалобы не обоснованными, просит решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции представители ответчика не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора Алексеенко Е.А., законного представителя И.Б.С. - И.Д.Н., просивших решение оставить без изменения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что несовершеннолетний И.Б.С., (дата) рождения, является ребенком-инвалидом (л. д. 13), состоит на учете в КГБУЗ "Городская поликлиника ***, <адрес>" с диагнозом <данные изъяты>, что подтверждается справкой ВК от (дата) (л. д. 16)...
Согласно справке этого же лечебного учреждения от (дата) (л. д. 18) И.Б.С. страдает органическим заболеванием центральной нервной системой со стойким нарушением нижних конечностей, требующего применения инвалидных кресел-колясок. Код заболевания по основному заболеванию G-80, по сопутствующему - G-40.
Заболевание, имеющиеся у И.Б.С., входит в перечень форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16 июня 2006 г., что подтверждается справкой ВК от (дата) КГБУЗ "Городская поликлиника ***, <адрес>".
Также судом первой инстанции установлено, что семья И. с ребенком-инвалидом проживает в доме по <адрес>, собственником которого является М.А.А.
Постановлением администрации <адрес> *** от (дата) семья И., состоящая из трех человек (заявитель И.Д.Н., ее супруг и сын), поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов, номер очереди-21, что подтверждается ответом администрации района от (дата) (л. д. 15).
Разрешая спор и возлагая на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить семье И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд исходил из того, что несовершеннолетний И.Б.С., являясь ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
В ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. К числу таких граждан относятся лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу указанных положений норма п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации отсылает к п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации лишь в части перечня граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне. При этом право на внеочередное обеспечение жильем не ставится в зависимость от совместного проживания в одной квартире с членами других семей.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
С учетом предусмотренного ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на постановку на учет семей, проживающих в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание невозможно, семья И.Б.С. обоснованно поставлена на учет по улучшению жилищных условий.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
В п. п. 2 - 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента РФ, Жилищным кодексом РФ.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд Российской Федерации, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
Отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственность последнего в решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения могут предоставляться из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органа местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 11 названного Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Уполномоченный орган Алтайского края не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения или об отказе в его предоставлении по договору социального найма выдает (или направляет) его гражданину (или его доверенному лицу), в отношении которого данное решение принято.
Оценивая существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, принимая во внимание непринятие, как со стороны органа местного самоуправления, так и исполнительного органа власти субъекта федерации, мер по реализации права истца на обеспечение жилым помещением, позицию представителя органа власти Алтайского края об отсутствии у них обязанности по обеспечению жильем такой категории граждан, суд принял правильное решение о необходимости возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обязанность предоставить И.Б.С. вне очереди жилое помещение по договору социальной найма, а доводы апелляционной жалобы о том, что данное Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными.
Не приняты во внимание также судебной коллегией как несостоятельные и доводы жалобы о том, что суд неправильно определил площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению семье И. и необоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь.
Учитывая то, что в нарушение требований закона жилое помещение семье И. после постановки на соответствующий учет не было предоставлено вне очереди суд обоснованно применил нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма, предусмотренные ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, а именно: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению материальным истцам жилого помещения с учетом права И.Б.С. на дополнительную площадь также является законным, поскольку право на дополнительную площадь предусмотрено Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и подтверждается справками врачебной комиссии, обследовавшей несовершеннолетнего И.Б.С.
В связи с изложенным, учитывая то, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)