Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бояршинов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Судневой В.Н. и Кузнецовой Г.Ю., при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 22 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.02.2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Д.А., действующего в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына Д.М., удовлетворить.
Признать в порядке приватизации за Д.А., Д.М. право долевой собственности по 1/2 доле за каждым в праве на однокомнатную квартиру N <...>, общей площадью 39,8 кв. м, расположенную по адресу: <...>.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием государственной регистрации возникшего права собственности."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Д.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования <...> (далее - <...>) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление) о признании за ним и его несовершеннолетним сыном Д.М. /дата рождения/ права собственности в порядке приватизации на квартиру N <...>, расположенную по ул. <...> в г. Перми. Требование мотивировал тем, что 18.02.2011 г. между ним и <...> был заключен договор социального найма квартиры по ул. <...>, в которой они с сыном зарегистрированы и фактически проживают. На его заявление, поданное <...>, о приватизации данной квартиры, ответчик ответил отказом, который он считает незаконным.
В судебном заседании истец не присутствовал.
Представитель Военного института В. иск не признал, ссылаясь на то, что они являются ненадлежащими ответчиками.
Представитель Управления в судебном заседании не присутствовал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае просит отменить решение суда. Суд не принял во внимание, что в силу положений п. 13 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" имущество государственных и муниципальных образований, закрепленное на праве оперативного управления приватизации не подлежит. <...> не вправе был заключать договор социального найма, поскольку не является уполномоченным собственником лицом на его заключение. На дату заключения договора социального найма право оперативного управления не было зарегистрировано за институтом. Договор социального найма является ничтожным, в связи с чем не может служить основанием для приобретения имущества в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.2011 г. между ФГК ВОУ ВПО <...> и Д.А. был заключен договор социального найма, по которому истцу в бессрочное владение и пользование передана однокомнатная квартира, расположенная по ул. <...> в г. Перми.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственником квартиры по ул. <...> в г. Перми является Российская Федерация, квартира находится в оперативном управлении ФГК ВОУ ВПО <...>.
Принимая решение об удовлетворении требований Д.А., суд исходил из того, что ранее истец, занимающий жилое помещение по договору социального найма, и не принимавший участие в приватизации, имеет право в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" на бесплатное приобретение занимаемого помещения в собственность.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на положения ст. 39 ФЗ "Об образовании" не может быть принята во внимание.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.10.2000 г. N 13-П, определение статуса жилого помещения и возможности его приватизации, находится в компетенции суда, который, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, с учетом представленных сторонами доказательств (исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п.) осуществляет проверку обоснованности доводов об ограничении права граждан на приватизацию жилого помещения. Поэтому факт принадлежности жилого помещения на праве оперативного управления образовательному учреждению сам по себе, без учета иных обстоятельств, не исключает возможность приватизации данного помещения. Доказательства того, что целевое назначение спорного жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность его передачи в частную собственность, ответчиком не представлены.
В частности, суду не были представлены доказательства, подтверждающие целевое использование, а также перспективы целевого использования указанного помещения для обеспечения уставной образовательной деятельности образовательного учреждения - <...>. Напротив, из материалов дела следует, что спорная квартира расположена в многоквартирном жилом доме (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное 31.01.2011 г. Департаментом планирования и развития территории г. Перми), статуса служебного жилого помещения не имеет, предоставлена истцу как лицу, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, и состоящему в очереди на предоставление жилого помещения.
Не могут быть приняты во внимание также доводы апелляционной жалобы о заключении договора социального найма неуполномоченным лицом.
Так, согласно п. 1 ст. 671 ГК РФ и п. 1 ст. 60 ЖК РФ стороной договора социального найма имеет право выступать собственник либо уполномоченный представитель собственника.
В соответствии с п. 10 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. N 248, МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.
В силу ч. 7 п. 13 указанного Положения МВД России в целях осуществления своих полномочий имеет право осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением, иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 03.03.1999 г. N 281, предусмотрено, что Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначено для управления внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации при выполнении задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. В силу п.п. 24 п. 8 данного Положения Главное командование осуществляет управление недвижимым и движимым имуществом внутренних войск, находящимся в федеральной собственности.
Письмом N 4/22-10593 от 12.12.2012 г. Главное командование внутренних войск разрешило начальнику <...> передачу жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления, в собственность граждан, занимающих их по договору социального найма.
Из указанного следует, что собственник недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления у <...>, уполномочил последнего на заключение договоров приватизации.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что договор социального найма, на основании которого истцу предоставлена в пользование спорная квартира, кем-либо не оспорен и недействительным не признан.
При этом не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что заключение договора социального найма осуществлено ранее возникновения права оперативного управления за наймодателем.
Из положений ст. 2 и ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что государственная регистрация не подменяет собой юридический состав, в силу которого у сторон возникают соответствующие гражданские права, не затрагивает самого содержания этого права, она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающего документа. В тех случаях, когда право подлежит государственной регистрации, актом государственной регистрации определяется момент, но не основания возникновения соответствующих правовых последствий.
Право оперативного управления на спорную квартиру возникло у <...> как на вновь возведенное недвижимое имущество и зарегистрировано на основании разрешения N 204/2007 на ввод объекта эксплуатацию от 31.01.2011 г. и договора аренды земельного участка от 20.09.2007 г. То есть необходимый фактический состав для возникновения права на дату заключения договора у <...> имелся.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.02.2013 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4532А
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-4532А
Судья Бояршинов В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Судневой В.Н. и Кузнецовой Г.Ю., при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 22 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.02.2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Д.А., действующего в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына Д.М., удовлетворить.
Признать в порядке приватизации за Д.А., Д.М. право долевой собственности по 1/2 доле за каждым в праве на однокомнатную квартиру N <...>, общей площадью 39,8 кв. м, расположенную по адресу: <...>.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием государственной регистрации возникшего права собственности."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Д.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего профессионального образования <...> (далее - <...>) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление) о признании за ним и его несовершеннолетним сыном Д.М. /дата рождения/ права собственности в порядке приватизации на квартиру N <...>, расположенную по ул. <...> в г. Перми. Требование мотивировал тем, что 18.02.2011 г. между ним и <...> был заключен договор социального найма квартиры по ул. <...>, в которой они с сыном зарегистрированы и фактически проживают. На его заявление, поданное <...>, о приватизации данной квартиры, ответчик ответил отказом, который он считает незаконным.
В судебном заседании истец не присутствовал.
Представитель Военного института В. иск не признал, ссылаясь на то, что они являются ненадлежащими ответчиками.
Представитель Управления в судебном заседании не присутствовал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае просит отменить решение суда. Суд не принял во внимание, что в силу положений п. 13 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" имущество государственных и муниципальных образований, закрепленное на праве оперативного управления приватизации не подлежит. <...> не вправе был заключать договор социального найма, поскольку не является уполномоченным собственником лицом на его заключение. На дату заключения договора социального найма право оперативного управления не было зарегистрировано за институтом. Договор социального найма является ничтожным, в связи с чем не может служить основанием для приобретения имущества в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.2011 г. между ФГК ВОУ ВПО <...> и Д.А. был заключен договор социального найма, по которому истцу в бессрочное владение и пользование передана однокомнатная квартира, расположенная по ул. <...> в г. Перми.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственником квартиры по ул. <...> в г. Перми является Российская Федерация, квартира находится в оперативном управлении ФГК ВОУ ВПО <...>.
Принимая решение об удовлетворении требований Д.А., суд исходил из того, что ранее истец, занимающий жилое помещение по договору социального найма, и не принимавший участие в приватизации, имеет право в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" на бесплатное приобретение занимаемого помещения в собственность.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на положения ст. 39 ФЗ "Об образовании" не может быть принята во внимание.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.10.2000 г. N 13-П, определение статуса жилого помещения и возможности его приватизации, находится в компетенции суда, который, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, с учетом представленных сторонами доказательств (исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п.) осуществляет проверку обоснованности доводов об ограничении права граждан на приватизацию жилого помещения. Поэтому факт принадлежности жилого помещения на праве оперативного управления образовательному учреждению сам по себе, без учета иных обстоятельств, не исключает возможность приватизации данного помещения. Доказательства того, что целевое назначение спорного жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность его передачи в частную собственность, ответчиком не представлены.
В частности, суду не были представлены доказательства, подтверждающие целевое использование, а также перспективы целевого использования указанного помещения для обеспечения уставной образовательной деятельности образовательного учреждения - <...>. Напротив, из материалов дела следует, что спорная квартира расположена в многоквартирном жилом доме (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное 31.01.2011 г. Департаментом планирования и развития территории г. Перми), статуса служебного жилого помещения не имеет, предоставлена истцу как лицу, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, и состоящему в очереди на предоставление жилого помещения.
Не могут быть приняты во внимание также доводы апелляционной жалобы о заключении договора социального найма неуполномоченным лицом.
Так, согласно п. 1 ст. 671 ГК РФ и п. 1 ст. 60 ЖК РФ стороной договора социального найма имеет право выступать собственник либо уполномоченный представитель собственника.
В соответствии с п. 10 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. N 248, МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.
В силу ч. 7 п. 13 указанного Положения МВД России в целях осуществления своих полномочий имеет право осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением, иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 03.03.1999 г. N 281, предусмотрено, что Главное командование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначено для управления внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации при выполнении задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. В силу п.п. 24 п. 8 данного Положения Главное командование осуществляет управление недвижимым и движимым имуществом внутренних войск, находящимся в федеральной собственности.
Письмом N 4/22-10593 от 12.12.2012 г. Главное командование внутренних войск разрешило начальнику <...> передачу жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления, в собственность граждан, занимающих их по договору социального найма.
Из указанного следует, что собственник недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления у <...>, уполномочил последнего на заключение договоров приватизации.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что договор социального найма, на основании которого истцу предоставлена в пользование спорная квартира, кем-либо не оспорен и недействительным не признан.
При этом не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что заключение договора социального найма осуществлено ранее возникновения права оперативного управления за наймодателем.
Из положений ст. 2 и ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что государственная регистрация не подменяет собой юридический состав, в силу которого у сторон возникают соответствующие гражданские права, не затрагивает самого содержания этого права, она призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающего документа. В тех случаях, когда право подлежит государственной регистрации, актом государственной регистрации определяется момент, но не основания возникновения соответствующих правовых последствий.
Право оперативного управления на спорную квартиру возникло у <...> как на вновь возведенное недвижимое имущество и зарегистрировано на основании разрешения N 204/2007 на ввод объекта эксплуатацию от 31.01.2011 г. и договора аренды земельного участка от 20.09.2007 г. То есть необходимый фактический состав для возникновения права на дату заключения договора у <...> имелся.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 15.02.2013 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)