Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Малышева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Гилевой М.Б.,
судей Опалевой Т.П., Кузнецовой Г.Ю.,
с участием представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л.,
при секретаре К.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30.01.2012 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13.12.2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить К.Н.И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 33 кв. м. В остальной части иска прокурору отказать."
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., судебная коллегия
установила:
Прокурор, действующий в интересах К.Н.И., несовершеннолетнего К.Д., обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми по предоставлению К.Н.И. и ее сыну К.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, находящегося в черте г. Перми, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 42 кв. м. Исковые требования мотивированы следующим: К.Н.И. (до замужества - К.Н.А.) имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от 17.08.1994 N 386 над несовершеннолетней К.Н.А. была установлена опека. Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от 30.09.2002 N 1225 К.Н.А. поставлена на жилищный учет под номером 141 по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно выпискам из ЕГРП К.Н.И. (К.Н.А.) не имеет жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности. К.Н.И. временно зарегистрирована в жилом помещении маневренного фонда по адресу: <...>.
В судебном заседании прокурор и истец на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования не признал, считает заявленные требования об обязании администрации г. Перми предоставить К.Н.И. на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в размере 42 кв. м не обоснованными, т.к. уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края, поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация г. Перми лишь исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта РФ, поэтому полагает, что надлежащим ответчиком по иску является Правительство Пермского края.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона N 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 N 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п. Правительство выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме. Требование о предоставлении истцу жилого помещения площадью 42 кв. м не основано на законе, поскольку в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 норма предоставления площади жилого помещения составляет 15 кв. м. Требование истца в части предоставления К.Н.И. жилого помещения с учетом ее несовершеннолетнего сына К.Д. также необоснованно, так как право на обеспечение жилой площадью вне очереди имеют только на дети-сироты без учета членов их семей.
Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором считает себя ненадлежащим ответчиком, так как выделение средств для приобретения жилья детям-сиротам, в т.ч. истцу, должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п, а не путем обязания Минфина Пермского края произвести перевод денежных средств.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Жилое помещение подлежит предоставлению истцу из муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. м, а не 33 кв. м - как постановил суд. Указанная норма 33 кв. м установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как указано в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п, предусмотрено, - средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
С учетом пункта 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет - 33 кв. м.
Принимая во внимание установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, а именно: социальный статус истца (из числа детей, оставшихся без попечения родителей), не имеющей в собственности или ином законном владении жилых помещений; постановка истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам: Обязанность обеспечения К.Н.И. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на органы исполнительной власти по месту жительства гражданина и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края. Исполнение данного обязательства за счет средств бюджета Пермского края может быть поручено действующему в субъекте Российской Федерации органу местного самоуправления - Администрации города Перми, получающему субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан в порядке, предусмотренном для исполнения упомянутого обязательства органом государственной власти через орган местного самоуправления, установлена в размере 33 кв. м, что исключает применение к возникшим правоотношениям положений частей 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ.
Судом первой инстанции К.Д. (сын истца) не признан нуждающимся в жилом помещении, оснований к возложению обязанности на администрацию г. Перми по предоставлению жилого помещения на ребенка суд не нашел, поэтому вывод суда о необходимости предоставления К.Н.И. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м правомерен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13.12.2011 г., оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-796-2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2012 г. по делу N 33-796-2012
Судья Малышева Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Гилевой М.Б.,
судей Опалевой Т.П., Кузнецовой Г.Ю.,
с участием представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л.,
при секретаре К.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30.01.2012 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13.12.2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить К.Н.И. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте города Перми, общей площадью не менее 33 кв. м. В остальной части иска прокурору отказать."
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., судебная коллегия
установила:
Прокурор, действующий в интересах К.Н.И., несовершеннолетнего К.Д., обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Министерству финансов Пермского края, Правительству Пермского края, требуя возложить обязанность на администрацию г. Перми по предоставлению К.Н.И. и ее сыну К.Д. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, находящегося в черте г. Перми, отвечающего санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 42 кв. м. Исковые требования мотивированы следующим: К.Н.И. (до замужества - К.Н.А.) имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от 17.08.1994 N 386 над несовершеннолетней К.Н.А. была установлена опека. Постановлением администрации Мотовилихинского района г. Перми от 30.09.2002 N 1225 К.Н.А. поставлена на жилищный учет под номером 141 по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно выпискам из ЕГРП К.Н.И. (К.Н.А.) не имеет жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности. К.Н.И. временно зарегистрирована в жилом помещении маневренного фонда по адресу: <...>.
В судебном заседании прокурор и истец на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебном заседании исковые требования не признал, считает заявленные требования об обязании администрации г. Перми предоставить К.Н.И. на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в размере 42 кв. м не обоснованными, т.к. уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений по договору социального найма является Правительство Пермского края, поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края, администрация г. Перми лишь исполняет обязанность по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах выделяемых денежных средств из бюджета Пермского края и с учетом требований нормативных актов субъекта РФ, поэтому полагает, что надлежащим ответчиком по иску является Правительство Пермского края.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона N 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 N 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п. Правительство выполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме. Требование о предоставлении истцу жилого помещения площадью 42 кв. м не основано на законе, поскольку в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 N 103 норма предоставления площади жилого помещения составляет 15 кв. м. Требование истца в части предоставления К.Н.И. жилого помещения с учетом ее несовершеннолетнего сына К.Д. также необоснованно, так как право на обеспечение жилой площадью вне очереди имеют только на дети-сироты без учета членов их семей.
Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором считает себя ненадлежащим ответчиком, так как выделение средств для приобретения жилья детям-сиротам, в т.ч. истцу, должно осуществляться в порядке, установленном Положением, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п, а не путем обязания Минфина Пермского края произвести перевод денежных средств.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик Правительство Пермского края, ссылаясь на то, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". Жилое помещение подлежит предоставлению истцу из муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв. м, а не 33 кв. м - как постановил суд. Указанная норма 33 кв. м установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
В соответствии со статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как указано в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п, предусмотрено, - средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
С учетом пункта 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет - 33 кв. м.
Принимая во внимание установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства, а именно: социальный статус истца (из числа детей, оставшихся без попечения родителей), не имеющей в собственности или ином законном владении жилых помещений; постановка истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также с учетом системного анализа приведенных выше норм законодательства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам: Обязанность обеспечения К.Н.И. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм возложена на органы исполнительной власти по месту жительства гражданина и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края. Исполнение данного обязательства за счет средств бюджета Пермского края может быть поручено действующему в субъекте Российской Федерации органу местного самоуправления - Администрации города Перми, получающему субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан в порядке, предусмотренном для исполнения упомянутого обязательства органом государственной власти через орган местного самоуправления, установлена в размере 33 кв. м, что исключает применение к возникшим правоотношениям положений частей 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ.
Судом первой инстанции К.Д. (сын истца) не признан нуждающимся в жилом помещении, оснований к возложению обязанности на администрацию г. Перми по предоставлению жилого помещения на ребенка суд не нашел, поэтому вывод суда о необходимости предоставления К.Н.И. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м правомерен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13.12.2011 г., оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)