Судебные решения, арбитраж
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Нимаева Г.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Сокольниковой Н.А.
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Гончиковой И.Ч.
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 15 мая 2013 г. дело по частной жалобе Республиканского агентства лесного хозяйства на определение судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2013 г., которым постановлено:
Отказать в принятии искового заявления Республиканского агентства лесного хозяйства к С. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Заслушав доклад председательствующего, ознакомившись с материалами
дела и доводами частной жалобы, судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд с иском, Республиканское агентство лесного хозяйства просило истребовать из владения С. земельный участок с кадастровым номером....
Иск мотивирован тем, что указанный земельный участок, площадью... кв. м, расположенный по адресу: <...>, зарегистрирован на праве собственности за С. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от...., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии.... Однако по результатам натурного обследования установлено, что данный земельный участок находится на землях лесного фонда, входит в границы Заиграевского лесничества и является собственностью Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на лесной участок в границах Заиграевского лесничества зарегистрировано, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от... г. номер.... По состоянию на... г. данный земельный участок Республиканским агентством лесного хозяйства и Заиграевским лесничеством из земель лесного фонда не изымался и в пользование юридических или физических лиц не предоставлялся.
Определением судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15.03.2013 г. в принятии заявления отказано.
В частной жалобе Республиканское агентство лесного хозяйства просит определение суда отменить, указывая на то, что в силу ст. 83 Лесного Кодекса РФ и Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 г., Республиканское агентство лесного хозяйства является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий. Указанные полномочия Российской Федерации переданы субъектам Российской Федерации. При этом какой-либо формы передачи прав на земли лесного фонда исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в виде соглашений или акта передачи Лесным Кодексом РФ не предусмотрено. В связи с этим обращение истца с данным исковым заявлением в интересах защиты прав и законным интересов Российской Федерации является законным и обоснованным.
В силу правила ч. 2 ст. 333 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело по частной жалобе рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела и доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случаях, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такого права; в заявлении, подписанном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Отказывая в принятии искового заявления Республиканского агентства лесного хозяйства к С. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, суд, сославшись на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, исходил из того, что Республиканское агентство лесного хозяйства не наделено полномочиями по защите права федеральной собственности на объекты недвижимости, так как согласно ст. 82 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а не Российской Федерации.
Действительно, в соответствии со ст. 82 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а лесные участки в составе земель лесного фонда в силу ст. 8 Лесного Кодекса РФ находятся в федеральной собственности. Однако согласно ст. 83 Лесного Кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охране, защите, воспроизводству на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1. раздела I Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N 13 (в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 26 декабря 2012 г. N 788), Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Согласно п. 3.1.5., 3.1.6., 3.1.19., 3.1.33. раздела III названного Положения Республиканское агентство лесного хозяйства организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда, ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Бурятия, осуществляет федеральный государственный лесной надзор на землях лесного фонда в лесах в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, обращается в предусмотренных законодательством случаях в суд с требованиями об ограничении, приостановлении и (или) запрещении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушением Лесного Кодекса РФ, законов и иных нормативных актов Республики Бурятия, в пределах его полномочий.
Таким образом, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеназванным иском в пределах полномочий, предоставленных ему ст. 83 Лесного Кодекса РФ и вышеназванным Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства.
В силу изложенного отказ в принятии искового заявления к производству суда является незаконным, в связи с чем определение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
Определение судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2013 г. отменить, признать отказ в принятии искового заявления незаконным, направить дело в Заиграевский районный суд Республики Бурятия для рассмотрения иска по существу.
Председательствующий
Н.А.СОКОЛЬНИКОВА
Судьи
коллегии
И.Ч.ГОНЧИКОВА
О.Р.ХОЛОНГУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 15.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1289
Разделы:Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу N 33-1289
Судья: Нимаева Г.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Сокольниковой Н.А.
судей коллегии Холонгуевой О.Р., Гончиковой И.Ч.
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 15 мая 2013 г. дело по частной жалобе Республиканского агентства лесного хозяйства на определение судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2013 г., которым постановлено:
Отказать в принятии искового заявления Республиканского агентства лесного хозяйства к С. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Заслушав доклад председательствующего, ознакомившись с материалами
дела и доводами частной жалобы, судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд с иском, Республиканское агентство лесного хозяйства просило истребовать из владения С. земельный участок с кадастровым номером....
Иск мотивирован тем, что указанный земельный участок, площадью... кв. м, расположенный по адресу: <...>, зарегистрирован на праве собственности за С. на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от...., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии.... Однако по результатам натурного обследования установлено, что данный земельный участок находится на землях лесного фонда, входит в границы Заиграевского лесничества и является собственностью Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на лесной участок в границах Заиграевского лесничества зарегистрировано, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от... г. номер.... По состоянию на... г. данный земельный участок Республиканским агентством лесного хозяйства и Заиграевским лесничеством из земель лесного фонда не изымался и в пользование юридических или физических лиц не предоставлялся.
Определением судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15.03.2013 г. в принятии заявления отказано.
В частной жалобе Республиканское агентство лесного хозяйства просит определение суда отменить, указывая на то, что в силу ст. 83 Лесного Кодекса РФ и Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 г., Республиканское агентство лесного хозяйства является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий. Указанные полномочия Российской Федерации переданы субъектам Российской Федерации. При этом какой-либо формы передачи прав на земли лесного фонда исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в виде соглашений или акта передачи Лесным Кодексом РФ не предусмотрено. В связи с этим обращение истца с данным исковым заявлением в интересах защиты прав и законным интересов Российской Федерации является законным и обоснованным.
В силу правила ч. 2 ст. 333 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело по частной жалобе рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела и доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случаях, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такого права; в заявлении, подписанном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Отказывая в принятии искового заявления Республиканского агентства лесного хозяйства к С. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, суд, сославшись на п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, исходил из того, что Республиканское агентство лесного хозяйства не наделено полномочиями по защите права федеральной собственности на объекты недвижимости, так как согласно ст. 82 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а не Российской Федерации.
Действительно, в соответствии со ст. 82 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а лесные участки в составе земель лесного фонда в силу ст. 8 Лесного Кодекса РФ находятся в федеральной собственности. Однако согласно ст. 83 Лесного Кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охране, защите, воспроизводству на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях, а также ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1. раздела I Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N 13 (в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 26 декабря 2012 г. N 788), Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим нормативно-регулятивные, исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Согласно п. 3.1.5., 3.1.6., 3.1.19., 3.1.33. раздела III названного Положения Республиканское агентство лесного хозяйства организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда, ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Бурятия, осуществляет федеральный государственный лесной надзор на землях лесного фонда в лесах в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, обращается в предусмотренных законодательством случаях в суд с требованиями об ограничении, приостановлении и (или) запрещении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушением Лесного Кодекса РФ, законов и иных нормативных актов Республики Бурятия, в пределах его полномочий.
Таким образом, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с вышеназванным иском в пределах полномочий, предоставленных ему ст. 83 Лесного Кодекса РФ и вышеназванным Положением о Республиканском агентстве лесного хозяйства.
В силу изложенного отказ в принятии искового заявления к производству суда является незаконным, в связи с чем определение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 334 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
Определение судьи Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2013 г. отменить, признать отказ в принятии искового заявления незаконным, направить дело в Заиграевский районный суд Республики Бурятия для рассмотрения иска по существу.
Председательствующий
Н.А.СОКОЛЬНИКОВА
Судьи
коллегии
И.Ч.ГОНЧИКОВА
О.Р.ХОЛОНГУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)