Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "СЛП Эмлек-Катр" - Игнатова Т.А. по доверенности от 20.11.2012, Бондарев И.Э. по доверенности от 20.11.2012;
- от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в лице ликвидационной комиссии - не явились, извещены;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Игумнова В.С. по доверенности N 02/4640 от 10.12.2012;
- от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Красноженов Ю.В. по доверенности N 1771исх. от 02.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" к Комитету Лесного хозяйства Московской области, Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в лице ликвидационной комиссии, при участии в качестве третьего лица - Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, об оспаривании решения и обязании осуществить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СЛП Элмек-Катр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с требованиями:
- - признать решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.11.2011 N 04/8207 об отказе в переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б незаконным;
- - обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в установленный законом срок вынести решение о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра";
- - обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Элмек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3, 46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года по делу N А41-46759/11 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель оспорил его в апелляционном порядке.
Определением от 05 сентября 2012 года производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" приостановлено в связи с невозможностью рассмотрения апелляционной жалобы до завершения процедуры реорганизации заинтересованного лица - Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.
Определением от 21 сентября 2012 года апелляционный суд назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу N А41-46759/11. Определением от 17 октября 2012 года апелляционный суд отложил рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу на 21 ноября 2012 года.
Определением от 21 ноября 2012 года апелляционный суд посчитал не наступившими обстоятельства для возобновления производства по апелляционной жалобе ООО СЛП "Эмлек-Катр" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года по делу N А41-46759/11, в связи с отсутствием в Едином государственном реестре юридических лиц записи о ликвидации Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Определением от 03 июня 2013 года апелляционный суд вновь назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу N А41-46759/11.
Определением от 08 июля 2013 года апелляционный суд возобновил производство по апелляционной жалобе ООО СЛП "Эмлек-Катр" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года по делу N А41-46759/11.
Определением от 14 августа 2013 года апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в лице ликвидационной комиссии.
До рассмотрения искового заявление по существу ООО СЛП "Эмлек-Катр" в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявлено ходатайство об отказе от требований в части обязания Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Эмлек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3,46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет.
Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (статья 49 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным удовлетворить ходатайство ООО СЛП "Эмлек-Катр" об отказе от заявленных требований в указанной части.
При таких обстоятельствах производство по делу в части обязания Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Эмлек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3,46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет, подлежит прекращению в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просило:
- - признать решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.11.2011 N 04/8207 об отказе в переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б незаконным;
- - обязать Комитет лесного хозяйства Московской области в установленный законом срок вынести решение о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра";
- - обязать Комитет лесного хозяйства Московской области переоформить договор аренды земельного участка от 03.03.1998 N 55 б и привести его в соответствие действующему законодательству путем оформления договора аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" в соответствии с формой примерного договора аренды лесного участка, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования (с учетом уточнений) не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 03.03.1998 между Администрацией Солнечногорского района и ООО "СЛП Эмлек-Катр" заключен договор N 55 б на право пользования базой отдыха "Истра", согласно которому Администрация обязуется в соответствии с решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 передать предприятию в аренду, в соответствии с планом, земельный участок в районе населенного пункта Лопотово, площадью 3, 46 га для организации отдыха в летний период на 5 лет с 01.01.1998 до 01.01.2003 (л.д. 10 - 13).
Заявитель 03.11.2011 обратился в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с просьбой переоформить договор аренды земельного участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" (л.д. 103 - 104).
В ответ на указанное обращение Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва дан ответ (письмо от 23.11.2011 N 04/8207), согласно которому у Мослесхоза отсутствуют полномочия по переоформлению договоров аренды после 01.01.2009 в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Заявитель, считая решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.11.2011 N 04/8207 об отказе в переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б незаконным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя основаны на положениях норм ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениях Лесного кодекса Российской Федерации и Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258.
В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом и другими федеральными законами.
Заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Лопотово, база отдыха "Истра", д. 1, д. 2, д. 4, д. 5, д. 6, д. 7, что удостоверено свидетельствами о государственной регистрации права от 16.02.1998 (л.д. 26 - 32).
В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 1, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об указанном земельном участке подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Согласно требованиям Приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
Обращение заявителя в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва по вопросу переоформления договора аренды земельного участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" (л.д. 103 - 104) основано на положениях ст. 35, 36 ЗК РФ. В приложении к данному обращению кадастровый паспорт земельного участка отсутствует.
Таким образом, границы испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 3,46 не определены, государственный кадастровый учет этого участка не осуществлен, кадастровый паспорт земельного участка в материалах дела отсутствует.
Кроме того, в рассматриваемом заявлении ООО "СЛП Элмек-Катр" ссылается на положения Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258 и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 283 признано утратившим силу, т.е. до обращения заявителя в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва по вопросу переоформления договора аренды.
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Указанный Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно пунктам 2, 3 данного Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В силу положений, установленных пунктами 6, 7 названного Порядка, срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения указанного заявления уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательств обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о переоформлении договора аренды в установленный срок заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Ссылка заявителя на письмо от 09.06.2006 N 7/А несостоятельна, поскольку в нем идет речь о продлении иного договора аренды (л. д. 25).
По договору от 03.03.1998 N 55 б на право пользования базой отдыха "Истра", заключенному между Администрацией Солнечногорского района и ООО "СЛП Элмек-Катр", последнему в соответствии с решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 предоставлен в аренду земельный участок в районе населенного пункта Лопотово, площадью 3, 46 га для организации отдыха в летний период на 5 лет с 01.01.1998 до 01.01.2003.
Решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 утверждены типовой договор Администрации Солнечногорского района с предприятиями на право пользования базами отдыха, а также положение "О платежах за пользование базами отдыха на 1996 год".
Срок действия указанного договора на основании которого заявитель использует названный участок лесного фонда, истек 02 января 2003 года.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что по истечению срока договора он расторгается.
В силу п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Следовательно, окончание срока договора аренды влечет его прекращение.
По окончанию срока действия указанного договора на основании ст. 610, п. 2 ст. 621 ГК РФ договор был возобновлен на неопределенный срок, так как заявитель продолжал пользоваться спорным земельным участком.
Документов, свидетельствующих о направлении заявителю уведомлений об отказе от названного договора аренды в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 610 ГК РФ заинтересованным лицом не представлено, в связи с чем указанный договор возобновлен на неопределенный срок.
Кроме того, данный договор не признан недействительным и не оспорен в установленном законом порядке.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступившем в силу 08.12.2006 признаны утратившими силу положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г.), в частности, об объектах лесных отношений и об аренде участка лесного фонда. Названным Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007.
Статьей 16, 22 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": исключены такие категории, как леса и многолетние насаждения в качестве объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
В связи с изменением гражданского законодательства и лесного законодательства, а также Закона о государственной регистрации, участки лесного фонда перестали относиться к тому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда не влияет на решение вопроса о его заключенности.
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5342/11 от 13.12.2011.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 2 названного Порядка в аренду могут быть предоставлены лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Предоставление юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета допускается в случаях, установленных статьей 4.1 Закона N 201-ФЗ.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.08.2011 N 283 признан утратившим силу Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
При этом, в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Материалами дела установлено, что земельный участок площадью 3,46 га предоставлен заявителю для организации отдыха в летний период, т.е. для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Как было установлено выше, границы испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 3,46 не определены, государственный кадастровый учет этого участка не осуществлен, кадастровый паспорт земельного участка в материалах дела отсутствует.
Таким образом, отсутствуют основания для переоформления договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55б.
Между тем, заявитель имеет право обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о заключении нового договора аренды в порядке, установленном законодательством.
В ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Глава 20 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает специальные способы защиты прав собственности и других вещных прав граждан и юридических лиц.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Поскольку такие доказательства заявителями суду не представлены, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования с учетом уточнений не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 150, статьями 49, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" от требований в части обязания Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Эмлек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3,46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет. Производство по делу в данной части прекратить.
В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-46759/11
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу N А41-46759/11
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от ООО "СЛП Эмлек-Катр" - Игнатова Т.А. по доверенности от 20.11.2012, Бондарев И.Э. по доверенности от 20.11.2012;
- от Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в лице ликвидационной комиссии - не явились, извещены;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Игумнова В.С. по доверенности N 02/4640 от 10.12.2012;
- от Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Красноженов Ю.В. по доверенности N 1771исх. от 02.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" к Комитету Лесного хозяйства Московской области, Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в лице ликвидационной комиссии, при участии в качестве третьего лица - Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, об оспаривании решения и обязании осуществить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СЛП Элмек-Катр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с требованиями:
- - признать решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.11.2011 N 04/8207 об отказе в переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б незаконным;
- - обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в установленный законом срок вынести решение о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра";
- - обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Элмек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3, 46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года по делу N А41-46759/11 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель оспорил его в апелляционном порядке.
Определением от 05 сентября 2012 года производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" приостановлено в связи с невозможностью рассмотрения апелляционной жалобы до завершения процедуры реорганизации заинтересованного лица - Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.
Определением от 21 сентября 2012 года апелляционный суд назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу N А41-46759/11. Определением от 17 октября 2012 года апелляционный суд отложил рассмотрение вопроса о возобновлении производства по делу на 21 ноября 2012 года.
Определением от 21 ноября 2012 года апелляционный суд посчитал не наступившими обстоятельства для возобновления производства по апелляционной жалобе ООО СЛП "Эмлек-Катр" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года по делу N А41-46759/11, в связи с отсутствием в Едином государственном реестре юридических лиц записи о ликвидации Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Определением от 03 июня 2013 года апелляционный суд вновь назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу N А41-46759/11.
Определением от 08 июля 2013 года апелляционный суд возобновил производство по апелляционной жалобе ООО СЛП "Эмлек-Катр" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2012 года по делу N А41-46759/11.
Определением от 14 августа 2013 года апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в лице ликвидационной комиссии.
До рассмотрения искового заявление по существу ООО СЛП "Эмлек-Катр" в соответствии со статьей 49 АПК РФ заявлено ходатайство об отказе от требований в части обязания Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Эмлек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3,46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет.
Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (статья 49 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным удовлетворить ходатайство ООО СЛП "Эмлек-Катр" об отказе от заявленных требований в указанной части.
При таких обстоятельствах производство по делу в части обязания Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Эмлек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3,46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет, подлежит прекращению в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" уточнило заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ и просило:
- - признать решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.11.2011 N 04/8207 об отказе в переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б незаконным;
- - обязать Комитет лесного хозяйства Московской области в установленный законом срок вынести решение о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра";
- - обязать Комитет лесного хозяйства Московской области переоформить договор аренды земельного участка от 03.03.1998 N 55 б и привести его в соответствие действующему законодательству путем оформления договора аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" в соответствии с формой примерного договора аренды лесного участка, приведенной в Приложении N 2 к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования (с учетом уточнений) не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 03.03.1998 между Администрацией Солнечногорского района и ООО "СЛП Эмлек-Катр" заключен договор N 55 б на право пользования базой отдыха "Истра", согласно которому Администрация обязуется в соответствии с решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 передать предприятию в аренду, в соответствии с планом, земельный участок в районе населенного пункта Лопотово, площадью 3, 46 га для организации отдыха в летний период на 5 лет с 01.01.1998 до 01.01.2003 (л.д. 10 - 13).
Заявитель 03.11.2011 обратился в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с просьбой переоформить договор аренды земельного участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" (л.д. 103 - 104).
В ответ на указанное обращение Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва дан ответ (письмо от 23.11.2011 N 04/8207), согласно которому у Мослесхоза отсутствуют полномочия по переоформлению договоров аренды после 01.01.2009 в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Заявитель, считая решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 23.11.2011 N 04/8207 об отказе в переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б незаконным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя основаны на положениях норм ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениях Лесного кодекса Российской Федерации и Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258.
В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом и другими федеральными законами.
Заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Лопотово, база отдыха "Истра", д. 1, д. 2, д. 4, д. 5, д. 6, д. 7, что удостоверено свидетельствами о государственной регистрации права от 16.02.1998 (л.д. 26 - 32).
В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 1, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об указанном земельном участке подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Согласно требованиям Приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
Обращение заявителя в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва по вопросу переоформления договора аренды земельного участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" (л.д. 103 - 104) основано на положениях ст. 35, 36 ЗК РФ. В приложении к данному обращению кадастровый паспорт земельного участка отсутствует.
Таким образом, границы испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 3,46 не определены, государственный кадастровый учет этого участка не осуществлен, кадастровый паспорт земельного участка в материалах дела отсутствует.
Кроме того, в рассматриваемом заявлении ООО "СЛП Элмек-Катр" ссылается на положения Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258 и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 N 283 признано утратившим силу, т.е. до обращения заявителя в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва по вопросу переоформления договора аренды.
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Указанный Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно пунктам 2, 3 данного Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В силу положений, установленных пунктами 6, 7 названного Порядка, срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения указанного заявления уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Доказательств обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о переоформлении договора аренды в установленный срок заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Ссылка заявителя на письмо от 09.06.2006 N 7/А несостоятельна, поскольку в нем идет речь о продлении иного договора аренды (л. д. 25).
По договору от 03.03.1998 N 55 б на право пользования базой отдыха "Истра", заключенному между Администрацией Солнечногорского района и ООО "СЛП Элмек-Катр", последнему в соответствии с решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 предоставлен в аренду земельный участок в районе населенного пункта Лопотово, площадью 3, 46 га для организации отдыха в летний период на 5 лет с 01.01.1998 до 01.01.2003.
Решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 утверждены типовой договор Администрации Солнечногорского района с предприятиями на право пользования базами отдыха, а также положение "О платежах за пользование базами отдыха на 1996 год".
Срок действия указанного договора на основании которого заявитель использует названный участок лесного фонда, истек 02 января 2003 года.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что по истечению срока договора он расторгается.
В силу п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Следовательно, окончание срока договора аренды влечет его прекращение.
По окончанию срока действия указанного договора на основании ст. 610, п. 2 ст. 621 ГК РФ договор был возобновлен на неопределенный срок, так как заявитель продолжал пользоваться спорным земельным участком.
Документов, свидетельствующих о направлении заявителю уведомлений об отказе от названного договора аренды в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 610 ГК РФ заинтересованным лицом не представлено, в связи с чем указанный договор возобновлен на неопределенный срок.
Кроме того, данный договор не признан недействительным и не оспорен в установленном законом порядке.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступившем в силу 08.12.2006 признаны утратившими силу положения Лесного кодекса Российской Федерации (1997 г.), в частности, об объектах лесных отношений и об аренде участка лесного фонда. Названным Федеральным законом Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007.
Статьей 16, 22 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": исключены такие категории, как леса и многолетние насаждения в качестве объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
В связи с изменением гражданского законодательства и лесного законодательства, а также Закона о государственной регистрации, участки лесного фонда перестали относиться к тому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда не влияет на решение вопроса о его заключенности.
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5342/11 от 13.12.2011.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 2 названного Порядка в аренду могут быть предоставлены лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Предоставление юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета допускается в случаях, установленных статьей 4.1 Закона N 201-ФЗ.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.08.2011 N 283 признан утратившим силу Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
При этом, в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Материалами дела установлено, что земельный участок площадью 3,46 га предоставлен заявителю для организации отдыха в летний период, т.е. для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Как было установлено выше, границы испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 3,46 не определены, государственный кадастровый учет этого участка не осуществлен, кадастровый паспорт земельного участка в материалах дела отсутствует.
Таким образом, отсутствуют основания для переоформления договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55б.
Между тем, заявитель имеет право обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о заключении нового договора аренды в порядке, установленном законодательством.
В ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Глава 20 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает специальные способы защиты прав собственности и других вещных прав граждан и юридических лиц.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Поскольку такие доказательства заявителями суду не представлены, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования с учетом уточнений не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 150, статьями 49, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "СЛП Эмлек-Катр" от требований в части обязания Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договора аренды земельного (лесного) участка от 03.03.1998 N 55 б на договор аренды участка лесного фонда на срок 49 лет для эксплуатации базы отдыха "Истра" заключить с ООО "СЛП Эмлек-Катр" договор аренды участка лесного фонда площадью 3,46 га, находящийся на выделе 20 квартала 89 Истринского лесничества, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, сроком на 49 лет. Производство по делу в данной части прекратить.
В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)