Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Ферзь", ОГРН 1033600055466, г. Воронеж Сметанина Ж.В. - дов. от 22.08.2011 на 3 года Неделькин П.Б. - дов. от 17.09.2012
от заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, ОГРН 1023601570904, г. Воронеж не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ферзь" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-15057/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ферзь" (далее - ООО "Ферзь", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) по отказу от договоров от 22.09.2004 N 3818-04-09/мз и 3819-04-09/мз аренды земельных участков площадью соответственно 340 кв. м и 1015 кв. м, расположенных по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, и об обязании Департамента заключить договоры аренды земельных участков (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2012 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 решение суда отменено, в удовлетворении заявления ООО "Ферзь" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ферзь" просит постановление от 14.12.2012 отменить, решение от 05.10.2012 оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Департамент надлежаще уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, постановлением администрации города Воронежа (далее - Администрация) от 05.11.2003 N 2482 был утвержден проект границ земельных участков площадью 340 кв. м и 1015 кв. м, расположенных по Московскому проспекту, 25б, в г. Воронеже, и предписано предоставить указанные земельные участки Обществу "Ферзь" в аренду на срок 5 лет для расширения мини-рынка (л.д. 24).
22.09.2004 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Ферзь" (арендатор) заключены договоры N 3818-04-09/мз и N 3819-04-09/мз аренды указанных земельных участков на срок до 05.11.2008.
Договоры зарегистрированы в ЕГРП 12 ноября 2004 года, запись регистрации NN 36-34-148/2004-222 и 36-34-148/2004-223.
В соответствии с Законом Воронежской области от 28.06.2006 N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже" с 01.07.2006 право на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в черте города Воронежа, перешло к Главному управлению государственным имуществом Воронежской области, правопреемником которого является Департамент.
Приказом Департамента от 30.12.2009 N 2259-з Обществу продлен срок аренды спорных земельных участков до 31.12.2010.
Дополнительными соглашениями от 27.02.2010 стороны внесли в договоры аренды изменения, а именно: срок действия договоров продлен до 31.12.2010, указаны кадастровые номера земельных участков: земельный участок площадью 340 кв. м - кадастровый номер 36:34:0205014:5, земельный участок площадью 1015 кв. м - кадастровый номер 36:34:0205014:4.
Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 договоров аренды 26.10.2010 Общество обратилось в Департамент с заявлениями о продлении срока аренды указанных земельных участков.
Письмом от 20.12.2010 за N 17-11234з Департамент сообщил Обществу, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 156-ФЗ) после 01.01.2010 в городе Воронеже для организации торговой деятельности на рынках могут быть использованы исключительно капитальные сооружения. Наличие прав на землю является вторичным по отношению к вопросам организации торговли на соответствующем рынке.
27.04.2011 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о заключении договоров аренды на спорные земельные участки, ссылаясь на то что отсутствие договоров аренды лишает Общество возможности осуществлять мероприятия по реконструкции универсальных рынков в соответствии с требованиями законодательства.
Письмом от 23.09.2011 за N 17-7614з Департамент отказал Обществу в принятии решения о предоставлении спорных земельных участков в аренду, мотивируя свой отказ тем, что постановлением Администрации от 28.06.2011 N 588 Обществу отказано в продлении разрешения на право организации розничного рынка по проспекту Московскому, 25б, а наличие прав на организацию торговли является первичным по отношению к наличию прав на земельный участок.
Постановлением Администрации от 28.06.2011 N 586 Обществу отказано в продлении разрешения на право организации розничного рынка в силу пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 271-ФЗ - отсутствие у Общества права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок.
ООО "Ферзь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 28.06.2011 N 586 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Ферзь" в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б" (в редакции постановления Администрации от 22.08.2011 N 802 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 28.06.2011 N 586"), и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2011 по делу N А14-7323/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.03.2012, требования Общества удовлетворены. При этом суды свой вывод мотивировали тем, что у Общества имеется право на объект недвижимости - это право аренды на земельные участки в силу договоров аренды от 22.09.2004 со сроком действия до 31.12.2010; но так как после 31.12.2010 Общество продолжало использовать земельные участки при молчаливом согласии Департамента, Департамент от договоров аренды не отказался, то в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ и п. 2 ст. 610 ГК РФ договоры аренды считаются возобновленными на неопределенный срок.
Уведомлениями от 28.02.2012 N 17-1611з и N 17-1612з в адрес Общества Департамент отказался от договоров аренды от 22.09.2004.
Во исполнение решения суда по делу N А14-7323/2011 постановлением Администрации от 17.04.2012 N 311 предписано предоставить ООО "Ферзь" разрешение на право организации универсального рынка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, на срок по 31.12.2012.
23.04.2012 ООО "Ферзь" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, обосновывая свое требование тем, что постановлением Администрации от 17.04.2012 N 311 Обществу предоставлено разрешение на право организации универсального рынка.
Письмом от 30.05.2012 за N 17-5488з Департамент сообщил заявителю о том, что обращение Общества с вопросом о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, будет рассмотрено после получения выписок из ЕГРП в отношении спорного земельного участка (л.д. 10).
Принимая данный ответ как отказ Департамента от заключения договора аренды, полагая, что отказ является незаконным, нарушающим права и интересы Общества, последнее обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что оспариваемые действия Департамента направлены на воспрепятствование Обществу в реализации предоставленного ему Администрацией права на организацию универсального рынка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, и это свидетельствуют о злоупотреблении своим правом.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований Общества, суд апелляционной инстанции свой вывод мотивировал тем, что Департамент в соответствии с п. 2 ст. 610 ГК РФ вправе в любое время отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, что он и сделал. Кроме того, из ответа Департамента от 30.05.2012 не усматривается, что он отказал Обществу в заключении договора аренды, рассмотрение этого вопроса отложено до получения документа из Регистрационной службы.
Суд кассационной инстанции согласен с постановлением суда второй инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.6 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка", утвержденного постановлением Администрации от 18.05.2011 N 428 (далее - Административный регламент), действующего с 18.05.2011, в перечень требуемых от заявителя при выдаче разрешения на право организации розничного рынка документов входит нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок (в случае если договор аренды либо иного права пользования объектом недвижимости заключен на срок до 1 года).
В силу пункта 2.8 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении названной муниципальной услуги является отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Данные нормы соответствуют требованиям п. 4 ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона о розничных рынках, п. 6 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 (далее - Правила выдачи разрешений).
Частью 2 статьи 24 Закона о розничных рынках предусмотрено, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона (реконструкция, модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляется с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил). Субъекты Российской Федерации вправе сократить срок, установленный настоящей частью.
В силу части 3 статьи 24 названного Закона с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Судами установлено, что на спорных земельных участках отсутствуют капитальные строения.
В соответствии с пунктом 2 Правил выдачи разрешений разрешение на право организации розничного рынка выдается на срок, не превышающий 5 лет. В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия соответствующего договора (договоров) аренды.
При прекращении срока действия разрешения на право организации розничного рынка и срока действия договора аренды на земельный участок, п. 2 ст. 621 ГК РФ в данном случае не действует.
Учитывая, что договоры аренды на земельные участки прекратили свое действие, разрешение на право организации универсального рынка было предоставлено постановлением Администрации от 17.04.2012 во исполнение судебного решения на срок до 31.12.2012, капитальных зданий, строений, сооружений Общество "Ферзь" на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, не имеет, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А14-15057/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2013 ПО ДЕЛУ N А14-15057/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. по делу N А14-15057/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Ферзь", ОГРН 1033600055466, г. Воронеж Сметанина Ж.В. - дов. от 22.08.2011 на 3 года Неделькин П.Б. - дов. от 17.09.2012
от заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, ОГРН 1023601570904, г. Воронеж не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ферзь" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А14-15057/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ферзь" (далее - ООО "Ферзь", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) по отказу от договоров от 22.09.2004 N 3818-04-09/мз и 3819-04-09/мз аренды земельных участков площадью соответственно 340 кв. м и 1015 кв. м, расположенных по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, и об обязании Департамента заключить договоры аренды земельных участков (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.10.2012 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 решение суда отменено, в удовлетворении заявления ООО "Ферзь" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ферзь" просит постановление от 14.12.2012 отменить, решение от 05.10.2012 оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Департамент надлежаще уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, постановлением администрации города Воронежа (далее - Администрация) от 05.11.2003 N 2482 был утвержден проект границ земельных участков площадью 340 кв. м и 1015 кв. м, расположенных по Московскому проспекту, 25б, в г. Воронеже, и предписано предоставить указанные земельные участки Обществу "Ферзь" в аренду на срок 5 лет для расширения мини-рынка (л.д. 24).
22.09.2004 между Администрацией (арендодатель) и ООО "Ферзь" (арендатор) заключены договоры N 3818-04-09/мз и N 3819-04-09/мз аренды указанных земельных участков на срок до 05.11.2008.
Договоры зарегистрированы в ЕГРП 12 ноября 2004 года, запись регистрации NN 36-34-148/2004-222 и 36-34-148/2004-223.
В соответствии с Законом Воронежской области от 28.06.2006 N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже" с 01.07.2006 право на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в черте города Воронежа, перешло к Главному управлению государственным имуществом Воронежской области, правопреемником которого является Департамент.
Приказом Департамента от 30.12.2009 N 2259-з Обществу продлен срок аренды спорных земельных участков до 31.12.2010.
Дополнительными соглашениями от 27.02.2010 стороны внесли в договоры аренды изменения, а именно: срок действия договоров продлен до 31.12.2010, указаны кадастровые номера земельных участков: земельный участок площадью 340 кв. м - кадастровый номер 36:34:0205014:5, земельный участок площадью 1015 кв. м - кадастровый номер 36:34:0205014:4.
Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 5.1 договоров аренды 26.10.2010 Общество обратилось в Департамент с заявлениями о продлении срока аренды указанных земельных участков.
Письмом от 20.12.2010 за N 17-11234з Департамент сообщил Обществу, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 156-ФЗ) после 01.01.2010 в городе Воронеже для организации торговой деятельности на рынках могут быть использованы исключительно капитальные сооружения. Наличие прав на землю является вторичным по отношению к вопросам организации торговли на соответствующем рынке.
27.04.2011 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о заключении договоров аренды на спорные земельные участки, ссылаясь на то что отсутствие договоров аренды лишает Общество возможности осуществлять мероприятия по реконструкции универсальных рынков в соответствии с требованиями законодательства.
Письмом от 23.09.2011 за N 17-7614з Департамент отказал Обществу в принятии решения о предоставлении спорных земельных участков в аренду, мотивируя свой отказ тем, что постановлением Администрации от 28.06.2011 N 588 Обществу отказано в продлении разрешения на право организации розничного рынка по проспекту Московскому, 25б, а наличие прав на организацию торговли является первичным по отношению к наличию прав на земельный участок.
Постановлением Администрации от 28.06.2011 N 586 Обществу отказано в продлении разрешения на право организации розничного рынка в силу пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 271-ФЗ - отсутствие у Общества права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок.
ООО "Ферзь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 28.06.2011 N 586 "Об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Ферзь" в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б" (в редакции постановления Администрации от 22.08.2011 N 802 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 28.06.2011 N 586"), и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2011 по делу N А14-7323/2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.03.2012, требования Общества удовлетворены. При этом суды свой вывод мотивировали тем, что у Общества имеется право на объект недвижимости - это право аренды на земельные участки в силу договоров аренды от 22.09.2004 со сроком действия до 31.12.2010; но так как после 31.12.2010 Общество продолжало использовать земельные участки при молчаливом согласии Департамента, Департамент от договоров аренды не отказался, то в соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ и п. 2 ст. 610 ГК РФ договоры аренды считаются возобновленными на неопределенный срок.
Уведомлениями от 28.02.2012 N 17-1611з и N 17-1612з в адрес Общества Департамент отказался от договоров аренды от 22.09.2004.
Во исполнение решения суда по делу N А14-7323/2011 постановлением Администрации от 17.04.2012 N 311 предписано предоставить ООО "Ферзь" разрешение на право организации универсального рынка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, на срок по 31.12.2012.
23.04.2012 ООО "Ферзь" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду, обосновывая свое требование тем, что постановлением Администрации от 17.04.2012 N 311 Обществу предоставлено разрешение на право организации универсального рынка.
Письмом от 30.05.2012 за N 17-5488з Департамент сообщил заявителю о том, что обращение Общества с вопросом о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, будет рассмотрено после получения выписок из ЕГРП в отношении спорного земельного участка (л.д. 10).
Принимая данный ответ как отказ Департамента от заключения договора аренды, полагая, что отказ является незаконным, нарушающим права и интересы Общества, последнее обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что оспариваемые действия Департамента направлены на воспрепятствование Обществу в реализации предоставленного ему Администрацией права на организацию универсального рынка по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 25б, и это свидетельствуют о злоупотреблении своим правом.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований Общества, суд апелляционной инстанции свой вывод мотивировал тем, что Департамент в соответствии с п. 2 ст. 610 ГК РФ вправе в любое время отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, что он и сделал. Кроме того, из ответа Департамента от 30.05.2012 не усматривается, что он отказал Обществу в заключении договора аренды, рассмотрение этого вопроса отложено до получения документа из Регистрационной службы.
Суд кассационной инстанции согласен с постановлением суда второй инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.6 Административного регламента администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на право организации розничного рынка", утвержденного постановлением Администрации от 18.05.2011 N 428 (далее - Административный регламент), действующего с 18.05.2011, в перечень требуемых от заявителя при выдаче разрешения на право организации розничного рынка документов входит нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок (в случае если договор аренды либо иного права пользования объектом недвижимости заключен на срок до 1 года).
В силу пункта 2.8 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении названной муниципальной услуги является отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Данные нормы соответствуют требованиям п. 4 ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона о розничных рынках, п. 6 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 148 (далее - Правила выдачи разрешений).
Частью 2 статьи 24 Закона о розничных рынках предусмотрено, что с 1 января 2013 года оборудование и застройка рынков осуществляются управляющими рынками компаниями при обязательном соблюдении основных требований, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона (реконструкция, модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляется с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил). Субъекты Российской Федерации вправе сократить срок, установленный настоящей частью.
В силу части 3 статьи 24 названного Закона с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
Судами установлено, что на спорных земельных участках отсутствуют капитальные строения.
В соответствии с пунктом 2 Правил выдачи разрешений разрешение на право организации розничного рынка выдается на срок, не превышающий 5 лет. В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия соответствующего договора (договоров) аренды.
При прекращении срока действия разрешения на право организации розничного рынка и срока действия договора аренды на земельный участок, п. 2 ст. 621 ГК РФ в данном случае не действует.
Учитывая, что договоры аренды на земельные участки прекратили свое действие, разрешение на право организации универсального рынка было предоставлено постановлением Администрации от 17.04.2012 во исполнение судебного решения на срок до 31.12.2012, капитальных зданий, строений, сооружений Общество "Ферзь" на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок, не имеет, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу N А14-15057/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)