Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2013 N 05АП-5177/2013 ПО ДЕЛУ N А51-32221/2012

Разделы:
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. N 05АП-5177/2013

Дело N А51-32221/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 11 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5177/2013
на решение от 26.03.2013
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-32221/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента лесного хозяйства Приморского края
к индивидуальному предпринимателю Васильченко Оксане Борисовне
о взыскании арендной платы и расторжении договора,
при участии:
- от истца представитель не явился;
- от ответчика: Прилуцкий Е.В. - представитель по доверенности от 19.12.2012 сроком на три года, Васильченко О.Б. лично,

установил:

Управление лесным хозяйством Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Васильченко Оксане Борисовне (далее - ИП Васильченко О.Б.) о взыскании (с учетом уточнений) 124942 рублей 43 копеек, из них в федеральный бюджет - 119388 рублей 89 копеек, в бюджет Приморского края - 5553 рубля 54 копейки, о расторжении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 26.05.2009 N 10/41.
В судебном заседании 30.01.2013 суд уточнил наименование истца - Департамент лесного хозяйства Приморского края.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил отказ от исковых требований в части расторжения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 26.05.2009 N 10/41, отказ принят судом, в связи с чем производство по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращено в данной части заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2013 производство по делу в части требований о расторжении договора аренды прекращено, в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент) обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что изменение размера арендной платы в результате применения соответствующими органами корректирующего коэффициента не является в данном случае изменением условий договора о размере арендной платы в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Акт проверки, проведенной Рослесхозом 27.05.2011, по мнению истца, является правовым основанием для изменения ставки арендной платы путем применения уполномоченным органом исполнительной власти (Рослесхозом) корректирующего коэффициента 2 для ОЗУ в защитных лесах. Полагает также, что вывод суда о недоказанности извещения ответчика об изменении арендной платы в соответствии с пунктом 7 договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41 противоречит обстоятельствам дела, ссылается на письмо Сергеевского лесничества, возражения ответчика на претензию Управления лесным хозяйством Приморского края от 02.03.2012.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв ИП Васильченко О.Б. на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит в удовлетворении жалобы отказать, полагает, что изменение арендной платы по договору, заключенному по результатам аукциона, пересмотру не подлежит в силу положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Департамент, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося представителя истца.
В судебном заседании представитель ИП Васильченко О.Б. по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителя ответчика, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 26.05.2009 Управление лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ИП Васильченко О.Б. (арендатор) на основании протокола приема заявок на участие в аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков от 19.05.2009 N 19 заключили договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 10/41, по которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, а именно лесной участок площадью 1,7 га, имеющий местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Волчанецкое участковое лесничество, квартал 51 (часть выделов 8, 10, 20, 21), номер учетной записи в государственном лесном реестре 60/1105028-2009-03.
Согласно пункту 5 договора аренды арендная плата по договору составляет 45000 рублей в год, в том числе минимальный размер арендной платы составляет 41584,85 рубля.
Пунктом 19 договора аренды срок его действия установлен на 49 лет с момента государственной регистрации. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 27.08.2009.
04.08.2011 ответчиком получено уведомление руководителя Сергеевского филиала КГКУ "Примлес" от 11.07.2011 о том, что при проведении проверки Рослесхозом выявлены нарушения в начислении арендной платы, в том числе по договору аренды лесного участка от 26.05.2009 N 11/41: неверно применен понижающий коэффициент 0,5, учитывающий приближенность арендуемого участка к автомобильным дорогам от 3 км и более (согласно приложенной к договору аренды схеме лесной участок расположен на расстоянии 1 км, в связи с чем должен применяться коэффициент 3,5), в расчете не применен повышающий коэффициент 2 для ОЗУ в защитных лесах.
27.06.2012 Управление лесным хозяйством Приморского края направило в адрес ответчика претензионное письмо 02.03.2012 исх. N 49-04-05/863, в котором сообщается о нарушении условий договора в части внесения арендной платы, содержится требование произвести оплату задолженности в общей сумме 143380 рублей 93 копейки и предложение расторгнуть договор аренды. Аналогичное предложение о расторжении договора аренды от 28.02.2012 получено ответчиком ранее.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы в размере 89823 рубля 30 копеек в год и отказ от погашения задолженности по арендной плате за период с I квартала 2010 года по IV квартал 2011 года в размере 124942 рублей 43 копеек, Департамент обратился в арбитражный суд в настоящим иском.
Поскольку суд первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ принял отказ Департамента от исковых требований в части расторжения договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41, производство по делу в части указанных требований правомерно прекращено судом в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, что сторонами не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случае, если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41 заключен Управлением лесным хозяйством Приморского края и ИП Васильченко О.Б. в соответствии со статьями 72 и 74 ЛК РФ на основании протокола приема заявок на участие в аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков от 19.05.2009 N 19, то есть заключен по результатам аукциона.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ). К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ (пункт 3 статьи 71 ЛК РФ).
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктами 5, 6 договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41, приложением N 4 к договору и пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно в вносить арендную плату в размере 45000 рублей в год (11500 рублей в квартал), в том числе минимальный размер арендной платы 41584,85 рубля, по счетам, выписываемым подведомственным учреждением арендодателя, и предоставлять ему подтверждающие документы в течение 1 месяца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из пункта 7 договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 11/41 следует, что арендодатель в одностороннем порядке вправе изменить размер фиксированной арендной платы, указанной в пунктах 5, 6 договора, пропорционально изменению ставок платы за единицу лесного участка. Перерасчет арендной платы не требует внесения изменения в настоящей договор, Арендодатель обязан предварительно (за 15 дней) до направления счета на оплату известить арендатора о произведенном перерасчете арендной платы.
Таким образом, стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Вместе с тем, как следует из уведомления руководителя Сергеевского филиала КГКУ "Примлес" ответчику от 11.07.2011, выписки из акта проверки исполнения органами государственной власти Приморского края переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений и расходования средств субвенций, при проведении проверки Рослесхозом выявлены нарушения в начислении арендной платы, в том числе по договору аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41: неверно применен понижающий коэффициент 0,5, учитывающий приближенность арендуемого участка к автомобильным дорогам от 3 км и более (согласно приложенной к договору аренды схеме лесной участок расположен на расстоянии 1 км, в связи с чем должен применяться коэффициент 3,5), в расчете не применен повышающий коэффициент 2 для ОЗУ в защитных лесах.
Однако, доказательств того, что арендуемый ответчиком лесной участок находится на расстоянии до 3 км к автомобильной дороге, в дело не представлено. Из приложения N 1 к договору аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41 (план расположения и границы лесного участка) невозможно установить расстояние от границы арендуемого лесного участка до автомобильной дороги. Сведений о наличии на арендуемом лесном участке особо защитных участков лесов (ОЗУ) ни в договоре аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41, ни в приложениях к нему не содержится. Таким образом, истец не обосновал применение при расчете арендной платы применение повышающих коэффициентов 3,5 и 2 для ОЗУ в защитных лесах.
Согласно пункту 7 договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41 изменение размера фиксированной арендной платы осуществляется пропорционально изменению ставок платы за единицу лесного участка и арендодатель обязан предварительно известить арендатора о произведенном перерасчете арендной платы.
Однако представленные в материалы дела претензионное письмо истца от 02.03.2012 и предложение о расторжении договора аренды от 28.02.2012 не могут быть расценены как уведомления арендодателя, предусмотренные пунктом 7 договора аренды, поскольку ссылок на изменение ставок арендной платы за единицу лесного участка данные документы не содержат, содержат лишь информацию о наличии и размере задолженности по арендной плате, предложения ее погасить и досрочно расторгнуть договор аренды. Кроме того, указанные претензии направлены ответчику в 2012 году, в то время как задолженность по арендной плате начислена истцом с первого квартала 2010 года.
Как следует из уведомления руководителя Сергеевского филиала КГКУ "Примлес" ответчику от 11.07.2011, увеличение размера арендной платы произошло в результате выявленной при проведении Рослесхозом проверки ошибки в начислении арендной платы, а не в связи с изменением ставок арендной платы за единицу лесного участка. С учетом данного обстоятельства ссылка истца при расчете задолженности на постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и на Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" является несостоятельной.
Таким образом, истец не представил доказательств того, что изменение арендной платы по договору аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41 было вызвано изменением ставки платы за единицу лесного участка, о чем ответчику направлялось соответствующее извещение в соответствии с пунктом 7 договора аренды.
Из материалов дела следует, что ИП Васильченко О.Б. вносила арендную плату в соответствии с условиями пунктов 5 и 6 договора аренды лесного участка от 26.05.2009 N 10/41 и приложений к нему, в связи с чем на дату обращения истца в арбитражный суд у ответчика отсутствовала задолженность по арендной плате. Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В этой связи довод апелляционной жалобы Департамента о том, что изменение размера арендной платы является исполнением согласованного сторонами условия договора аренды и осуществлено на основании акта проверки Рослесхоза от 27.05.2011, является необоснованным, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам и установленным по ним судом обстоятельствам дела.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Приморского края не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.03.2013 по делу N А51-32221/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ

Судьи
С.Б.КУЛТЫШЕВ
Н.А.СКРИПКА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)