Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.А.Шведова
Судей: Т.Н.Карпушиной, М.М.Саранцевой
при участии
от истца: Жбанова Наталья Владимировна - представитель по доверенности от 23.01.2013 N 09/73
от ответчика: Туркенич Константин Александрович - представитель по доверенности от 10.06.2013
рассмотрев кассационную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 14.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А73-14769/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н.Захаренко, в суде апелляционной инстанции судьи: М.О.Волкова, В.Г.Дроздова, А.А.Тихоненко
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес"
о взыскании 20 490 053 руб. 81 коп.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 26.08.2013 до 15 часов 30 минут.
Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5, далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" (ОГРН 1052740147602, место нахождения: 682380, Хабаровский край, с. имени Полины Осипенко, ул. Амгуньская, 47, далее - ООО "ДальЕвроЛес", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе 12 223 915 руб. 42 коп. в федеральный бюджет, 4 696 512 руб. 79 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 14 733 969 руб. 81 коп. в федеральный бюджет, 4 844 720 руб. 57 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012.
Решением от 14.03.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, исковые требования удовлетворены частично, с общества в доход краевого бюджета взыскана задолженность в размере 9 333 580 руб. 77 коп., в том числе 4 695 042 руб. 97 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 4 638 537 руб. 80 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2011. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что обжалуемые судебные акты противоречат статьям 22, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьям 431, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - постановление Правительства РФ N 419) и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства РФ N 310). По мнению заявителя, судами не учтено, что в случае исключения инвестиционного проекта из числа приоритетных инвестиционных проектов, арендная плата уплачивается арендатором за весь период пользования лесным участком без применения понижающего коэффициента. Кроме того, заявитель указывает на допущенную судами ошибку, а именно при частичном удовлетворении требований судами не учтено, что ответчик уплатил в федеральный бюджет по договору N 0049/2008 не 14 325 993 руб. 28 коп., а 8 947 763 руб. 93 коп.
Общество в отзыве считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. При этом представитель общества пояснил, что судами ошибочно принята во внимание частичная оплата в сумме 14 325 993 руб. 28 коп. вместо 8 947 763 руб. 93 коп.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым решение от 14.03.2013 и постановление от 27.05.2013 изменить по следующим основаниям.
Распоряжением губернатора Хабаровского края от 05.03.2008 N 91-р в соответствии с постановлением Правительства РФ N 419 утверждена заявка ООО "ДальЕвроЛес" на реализацию инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб. м клееной фанеры и 200 тыс.куб. м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края (далее - инвестиционный проект).
12.11.2008 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "ДальЕвроЛес" (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка NN 0049/2008 и 0061/2008.
Объектом аренды по договору N 0049/2008 является лесной участок площадью 271113 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, муниципальный район имени Полины Осипенко, Кербинское лесничество, номера кварталов: 1-40, 44-48, 55-59, 64-87, 90-101, 104, 106-113, 116-127, 131, 132, 136-140, 146-160, 172-175, 181, 182, 184-204, 219-221, 224-239, 259-286, 302-317, 337-343, 354-372, 375, 376, 390-403, 418-428, 448-454, 471-476, 481-489, 491, 492, 494-496 Амгуньского участкового лесничества; номера кварталов: 796-801, 817-822, 831-835, 842, 843 Херпучинского участкового лесничества, условный номер лесного участка: 08:237:13:0049. Лесной участок находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 5 договора N 0049/2008 арендная плата составляет: в 2008-2019 годы - 5 040 767 руб. 16 коп. в год, в том числе 2 749 509 руб. 36 коп. - в краевой бюджет, 2 291 257 руб. 80 коп. - в федеральный бюджет; с 2020 года - 7 332 024 руб. 96 коп. в год, в том числе 2 749 509 руб. 36 коп. - в краевой бюджет, 4 582 515 руб. 60 коп. - в федеральный бюджет.
В соответствии с подпунктом 1.1 постановления Правительства РФ N 310 с момента государственной регистрации договора до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб. м клееной фанеры и 200 тыс.куб. м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края", размер арендной платы устанавливается с применением коэффициента 0,5 (пункт 6 договора N 0049/2008).
В пункте 9 договора N 0049/2008 определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Срок действия договора N 0049/2008 согласован сторонами с момента государственной регистрации по 22.12.2030 (пункт 23 договора).
Объектом аренды по договору N 0061/2008 является лесной участок площадью 721198 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, муниципальный район имени Полины Осипенко, Кербинское лесничество, номера кварталов: 1-9, 11, 12, 14-16, 18-27, 29-46, 48-50, 52-55, 57-68, 70, 71, 76-83, 85, 86, 90-93, 95-107, 110-112, 122-126, 150 Нимеленского участкового лесничества; номера кварталов: 1-42, 46-70, 74-90, 94, 95, 97-107, 112-127, 130-133, 135-143, 145-149, 150-155, 162-169, 171-184, 186, 188, 189, 192-198, 200-211, 213, 214, 219-224, 226, 228-246, 248-263, 265, 269, 272-306, 310-323, 328-352, 361-365, 368-372, 381-384, 394-398, 405 Омальского участкового лесничества, условный номер лесного участка: 08:237:13:0061. Лесной участок находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 5 договора N 0061/2008 арендная плата составляет: в 2008-2019 годы - 8 210 526 руб. 40 коп. в год, в том числе 4 105 263 руб. 20 коп. - в краевой бюджет, 4 105 263 руб. 20 коп. - в федеральный бюджет; с 2020 года - 12 315 798 руб. 60 коп. в год, в том числе 4 105 263 руб. 20 коп. - в краевой бюджет, 8 210 526 руб. 40 коп. - в федеральный бюджет.
В соответствии с подпунктом 1.1 постановления Правительства РФ N 310 с момента государственной регистрации договора до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб. м клееной фанеры и 200 тыс.куб. м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края", размер арендной платы устанавливается с применением коэффициента 0,5 (пункт 6 договора N 0061/2008).
В пункте 9 договора N 0061/2008 определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Срок действия договора N 0061/2008 составляет 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 23 договора).
В соответствии с пунктом 13 договоров NN 0049/2008, 0061/2008 арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами РФ, Хабаровского края; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; построить в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края завод по производству 190 тыс. куб. м клеевой фанеры в год и лесопильный завод с годовым объемом производства 200 тыс.куб. м пиломатериалов; в соответствии с проектом организовать производство клееной фанеры: выполнение проектной документации и ее экспертизы с 01.07.2009 по 31.12.2010, строительство завода - с 01.01.2011 по 31.03.2012, ввод производственных мощностей и выпуск 95 тыс. куб. м фанеры в 2012 году, выход на проектную мощность - 190 тыс.куб. м в 2015 году; в соответствии с проектом организовать производство пиломатериалов: выполнение проектной документации и ее экспертиза с 01.07.2008 по 31.03.2009, строительство лесопильного завода с 01.04.2009 по 31.03.2011, ввод производственных мощностей с выпуском 100 тыс.куб. м пиломатериалов в 2011 году, выход на проектную мощность в 2014 году; своевременно предоставлять арендодателю отчеты о ходе выполнения инвестиционного проекта.
Согласно пункту 16 договоров NN 0049/2008, 0061/2008 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесными участками в полном объеме за весь период использования.
По актам приема-передачи от 12.11.2008 лесные участки переданы в аренду обществу. Договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке 26.11.2008, что подтверждается специальными регистрационными надписями на договорах.
В связи с нарушением арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год договор N 0061/2008 расторгнут соглашением сторон от 06.02.2012. По акту приема-передачи от 06.02.2012 лесной участок возвращен арендодателю.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.08.2012 N 1185 инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Поскольку исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов порождает обязанность общества в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесными участками без применения понижающего коэффициента, управление, действующее в качестве уполномоченного представителя Правительства Хабаровского края на основании постановления от 21.09.2007 N 185-пр, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя исковые требования в сумме 9 333 580 руб. 77 коп., в том числе 4 695 042 руб. 97 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 4 638 537 руб. 80 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2011 и отказывая в остальной части иска исходили из того, что требование арендодателя в части доплаты может быть реализовано лишь после подписания дополнительных соглашений к договорам аренды либо путем изменения существующих обязательств в судебном порядке; исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов после расторжения договора N 0061/2008 не порождает у общества обязанность уплачивать арендную плату после прекращения обязательств вследствие расторжения договора. Кроме того, судами установлена переплата по арендным платежам в федеральный бюджет по договору N 0049/2008.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
В абзаце втором пункта 20 постановления Правительства РФ N 419, а также пункте 16 договоров аренды предусмотрено, что в случае если инвестиционный проект был исключен из перечня, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.
Согласно пункту 1 (2) постановления Правительства РФ N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, учитывая исключение проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов, общество обязано уплатить в полном объеме арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесными участками с 26.11.2008 по 31.12.2012 (по договору N 0049/2008), с 26.11.2008 по 06.02.2012 (по договору N 0061/2008) без применения понижающего коэффициента 0,5.
Согласно расчету, произведенному управлением, задолженность по арендной плате в связи с исключением инвестиционного проекта из числа приоритетных инвестиционных проектов составила 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе 12 223 915 руб. 42 коп. в федеральный бюджет, 4 696 512 руб. 79 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 14 733 969 руб. 81 коп. в федеральный бюджет, 4 844 720 руб. 57 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012.
При этом в расчете учтена взысканная решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2012 по делу N А73-8761/2012 с общества задолженность по арендной плате по договору аренды N 0061/2008 в размере 754 955 руб. 87 коп., в том числе 509 970 руб. 58 коп. - в федеральный бюджет, 254 985 руб. 29 коп. - в краевой бюджет, а также частичная оплата, произведенная обществом за указанные периоды пользования лесными участками в общей сумме 40 965 513 руб. 01 коп.
Ставки и коэффициенты, использованные в расчете, соответствуют ставкам и коэффициентам, установленным в постановлении Правительства РФ N 310 и Федеральных законах "О федеральном бюджете на 2008-2012 годы и на плановые периоды 2009-2013 годов" (от 24.07.2007 N 198-ФЗ; от 24.11.2008 N 204-ФЗ; от 02.12.2009 N 308-ФЗ; от 13.12.2010 N 357-ФЗ; от 30.11.2011 N 371-ФЗ).
Вывод судов о том, что требования арендодателя в части доплаты могли быть реализованы лишь после подписания дополнительных соглашений к договорам аренды либо путем изменения существующих обязательств в судебном порядке, суд кассационной инстанции считает ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ установлено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013, сформулированы следующие правовые подходы по вопросам взыскания арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
"В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений" (пункт 16).
В пункте 9 договоров NN 0049/2008 и 0061/2008 определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Исходя из указанного, за пользование лесными участками в период с 26.11.2008 по 31.12.2012 (по договору N 0049/2008), с 26.11.2008 по 06.02.2012 (по договору N 0061/2008) арендная плата подлежит исчислению в соответствии с нормативными актами уполномоченного органа без применения понижающего коэффициента, соответственно необходимости в подписании дополнительных соглашений к договорам аренды, касающихся размера арендной платы, не имеется.
Более того, размер арендной платы без учета понижающего коэффициента предусмотрен в пунктах 5 договоров аренды и приложении N 4 к ним.
Также суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов после расторжения договора N 0061/2008 не порождает у общества обязанность уплачивать арендную плату после прекращения обязательств вследствие расторжения договора, поскольку арендатор обязан в полном объеме уплатить арендную плату без применения понижающего коэффициента со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения, соответственно расторжение договора аренды, внесение арендной платы по которому производилось с учетом понижающего коэффициента, до исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов не освобождает арендатора от обязанности уплатить арендную плату в полном объеме за весь период пользования лесными участками.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что регулируемый размер арендной платы не может быть изменен в меньшую сторону, поскольку обратное приведет к нарушению требований указанных выше нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах решение от 14.03.2013 и постановление апелляционного суда от 27.05.2013 подлежат изменению: с ООО "ДальЕвроЛес" в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края следует взыскать основной долг в размере 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе 12 223 915 руб. 42 коп. в федеральный бюджет, 4 696 512 руб. 79 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 14 733 969 руб. 81 коп. в федеральный бюджет, 4 844 720 руб. 57 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012.
В остальной части в иске следует отказать в связи с уменьшением истцом заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску составляет 200 000 руб.
Поскольку управление от уплаты государственной пошлины освобождено, с ООО "ДальЕвроЛес" на основании статьи 110 АПК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 200 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 14.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А73-14769/2012 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края основной долг в размере 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе в федеральный бюджет - 26 957 885 руб. 22 коп., в краевой бюджет - 9 541 233 руб. 37 коп.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ШВЕДОВ
Судьи
Т.Н.КАРПУШИНА
М.М.САРАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 29.08.2013 N Ф03-3898/2013 ПО ДЕЛУ N А73-14769/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. N Ф03-3898/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: А.А.Шведова
Судей: Т.Н.Карпушиной, М.М.Саранцевой
при участии
от истца: Жбанова Наталья Владимировна - представитель по доверенности от 23.01.2013 N 09/73
от ответчика: Туркенич Константин Александрович - представитель по доверенности от 10.06.2013
рассмотрев кассационную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 14.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А73-14769/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Н.Захаренко, в суде апелляционной инстанции судьи: М.О.Волкова, В.Г.Дроздова, А.А.Тихоненко
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес"
о взыскании 20 490 053 руб. 81 коп.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 26.08.2013 до 15 часов 30 минут.
Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5, далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" (ОГРН 1052740147602, место нахождения: 682380, Хабаровский край, с. имени Полины Осипенко, ул. Амгуньская, 47, далее - ООО "ДальЕвроЛес", общество, ответчик) о взыскании задолженности в размере 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе 12 223 915 руб. 42 коп. в федеральный бюджет, 4 696 512 руб. 79 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 14 733 969 руб. 81 коп. в федеральный бюджет, 4 844 720 руб. 57 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012.
Решением от 14.03.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, исковые требования удовлетворены частично, с общества в доход краевого бюджета взыскана задолженность в размере 9 333 580 руб. 77 коп., в том числе 4 695 042 руб. 97 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 4 638 537 руб. 80 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2011. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы считает, что обжалуемые судебные акты противоречат статьям 22, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьям 431, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - постановление Правительства РФ N 419) и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства РФ N 310). По мнению заявителя, судами не учтено, что в случае исключения инвестиционного проекта из числа приоритетных инвестиционных проектов, арендная плата уплачивается арендатором за весь период пользования лесным участком без применения понижающего коэффициента. Кроме того, заявитель указывает на допущенную судами ошибку, а именно при частичном удовлетворении требований судами не учтено, что ответчик уплатил в федеральный бюджет по договору N 0049/2008 не 14 325 993 руб. 28 коп., а 8 947 763 руб. 93 коп.
Общество в отзыве считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. При этом представитель общества пояснил, что судами ошибочно принята во внимание частичная оплата в сумме 14 325 993 руб. 28 коп. вместо 8 947 763 руб. 93 коп.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым решение от 14.03.2013 и постановление от 27.05.2013 изменить по следующим основаниям.
Распоряжением губернатора Хабаровского края от 05.03.2008 N 91-р в соответствии с постановлением Правительства РФ N 419 утверждена заявка ООО "ДальЕвроЛес" на реализацию инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб. м клееной фанеры и 200 тыс.куб. м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края (далее - инвестиционный проект).
12.11.2008 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "ДальЕвроЛес" (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка NN 0049/2008 и 0061/2008.
Объектом аренды по договору N 0049/2008 является лесной участок площадью 271113 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, муниципальный район имени Полины Осипенко, Кербинское лесничество, номера кварталов: 1-40, 44-48, 55-59, 64-87, 90-101, 104, 106-113, 116-127, 131, 132, 136-140, 146-160, 172-175, 181, 182, 184-204, 219-221, 224-239, 259-286, 302-317, 337-343, 354-372, 375, 376, 390-403, 418-428, 448-454, 471-476, 481-489, 491, 492, 494-496 Амгуньского участкового лесничества; номера кварталов: 796-801, 817-822, 831-835, 842, 843 Херпучинского участкового лесничества, условный номер лесного участка: 08:237:13:0049. Лесной участок находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 5 договора N 0049/2008 арендная плата составляет: в 2008-2019 годы - 5 040 767 руб. 16 коп. в год, в том числе 2 749 509 руб. 36 коп. - в краевой бюджет, 2 291 257 руб. 80 коп. - в федеральный бюджет; с 2020 года - 7 332 024 руб. 96 коп. в год, в том числе 2 749 509 руб. 36 коп. - в краевой бюджет, 4 582 515 руб. 60 коп. - в федеральный бюджет.
В соответствии с подпунктом 1.1 постановления Правительства РФ N 310 с момента государственной регистрации договора до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб. м клееной фанеры и 200 тыс.куб. м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края", размер арендной платы устанавливается с применением коэффициента 0,5 (пункт 6 договора N 0049/2008).
В пункте 9 договора N 0049/2008 определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Срок действия договора N 0049/2008 согласован сторонами с момента государственной регистрации по 22.12.2030 (пункт 23 договора).
Объектом аренды по договору N 0061/2008 является лесной участок площадью 721198 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, муниципальный район имени Полины Осипенко, Кербинское лесничество, номера кварталов: 1-9, 11, 12, 14-16, 18-27, 29-46, 48-50, 52-55, 57-68, 70, 71, 76-83, 85, 86, 90-93, 95-107, 110-112, 122-126, 150 Нимеленского участкового лесничества; номера кварталов: 1-42, 46-70, 74-90, 94, 95, 97-107, 112-127, 130-133, 135-143, 145-149, 150-155, 162-169, 171-184, 186, 188, 189, 192-198, 200-211, 213, 214, 219-224, 226, 228-246, 248-263, 265, 269, 272-306, 310-323, 328-352, 361-365, 368-372, 381-384, 394-398, 405 Омальского участкового лесничества, условный номер лесного участка: 08:237:13:0061. Лесной участок находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 5 договора N 0061/2008 арендная плата составляет: в 2008-2019 годы - 8 210 526 руб. 40 коп. в год, в том числе 4 105 263 руб. 20 коп. - в краевой бюджет, 4 105 263 руб. 20 коп. - в федеральный бюджет; с 2020 года - 12 315 798 руб. 60 коп. в год, в том числе 4 105 263 руб. 20 коп. - в краевой бюджет, 8 210 526 руб. 40 коп. - в федеральный бюджет.
В соответствии с подпунктом 1.1 постановления Правительства РФ N 310 с момента государственной регистрации договора до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб. м клееной фанеры и 200 тыс.куб. м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края", размер арендной платы устанавливается с применением коэффициента 0,5 (пункт 6 договора N 0061/2008).
В пункте 9 договора N 0061/2008 определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Срок действия договора N 0061/2008 составляет 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 23 договора).
В соответствии с пунктом 13 договоров NN 0049/2008, 0061/2008 арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами РФ, Хабаровского края; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; построить в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края завод по производству 190 тыс. куб. м клеевой фанеры в год и лесопильный завод с годовым объемом производства 200 тыс.куб. м пиломатериалов; в соответствии с проектом организовать производство клееной фанеры: выполнение проектной документации и ее экспертизы с 01.07.2009 по 31.12.2010, строительство завода - с 01.01.2011 по 31.03.2012, ввод производственных мощностей и выпуск 95 тыс. куб. м фанеры в 2012 году, выход на проектную мощность - 190 тыс.куб. м в 2015 году; в соответствии с проектом организовать производство пиломатериалов: выполнение проектной документации и ее экспертиза с 01.07.2008 по 31.03.2009, строительство лесопильного завода с 01.04.2009 по 31.03.2011, ввод производственных мощностей с выпуском 100 тыс.куб. м пиломатериалов в 2011 году, выход на проектную мощность в 2014 году; своевременно предоставлять арендодателю отчеты о ходе выполнения инвестиционного проекта.
Согласно пункту 16 договоров NN 0049/2008, 0061/2008 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесными участками в полном объеме за весь период использования.
По актам приема-передачи от 12.11.2008 лесные участки переданы в аренду обществу. Договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке 26.11.2008, что подтверждается специальными регистрационными надписями на договорах.
В связи с нарушением арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год договор N 0061/2008 расторгнут соглашением сторон от 06.02.2012. По акту приема-передачи от 06.02.2012 лесной участок возвращен арендодателю.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.08.2012 N 1185 инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Поскольку исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов порождает обязанность общества в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесными участками без применения понижающего коэффициента, управление, действующее в качестве уполномоченного представителя Правительства Хабаровского края на основании постановления от 21.09.2007 N 185-пр, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя исковые требования в сумме 9 333 580 руб. 77 коп., в том числе 4 695 042 руб. 97 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 4 638 537 руб. 80 коп. по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2011 и отказывая в остальной части иска исходили из того, что требование арендодателя в части доплаты может быть реализовано лишь после подписания дополнительных соглашений к договорам аренды либо путем изменения существующих обязательств в судебном порядке; исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов после расторжения договора N 0061/2008 не порождает у общества обязанность уплачивать арендную плату после прекращения обязательств вследствие расторжения договора. Кроме того, судами установлена переплата по арендным платежам в федеральный бюджет по договору N 0049/2008.
Между тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
В абзаце втором пункта 20 постановления Правительства РФ N 419, а также пункте 16 договоров аренды предусмотрено, что в случае если инвестиционный проект был исключен из перечня, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.
Согласно пункту 1 (2) постановления Правительства РФ N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, учитывая исключение проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов, общество обязано уплатить в полном объеме арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесными участками с 26.11.2008 по 31.12.2012 (по договору N 0049/2008), с 26.11.2008 по 06.02.2012 (по договору N 0061/2008) без применения понижающего коэффициента 0,5.
Согласно расчету, произведенному управлением, задолженность по арендной плате в связи с исключением инвестиционного проекта из числа приоритетных инвестиционных проектов составила 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе 12 223 915 руб. 42 коп. в федеральный бюджет, 4 696 512 руб. 79 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 14 733 969 руб. 81 коп. в федеральный бюджет, 4 844 720 руб. 57 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012.
При этом в расчете учтена взысканная решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2012 по делу N А73-8761/2012 с общества задолженность по арендной плате по договору аренды N 0061/2008 в размере 754 955 руб. 87 коп., в том числе 509 970 руб. 58 коп. - в федеральный бюджет, 254 985 руб. 29 коп. - в краевой бюджет, а также частичная оплата, произведенная обществом за указанные периоды пользования лесными участками в общей сумме 40 965 513 руб. 01 коп.
Ставки и коэффициенты, использованные в расчете, соответствуют ставкам и коэффициентам, установленным в постановлении Правительства РФ N 310 и Федеральных законах "О федеральном бюджете на 2008-2012 годы и на плановые периоды 2009-2013 годов" (от 24.07.2007 N 198-ФЗ; от 24.11.2008 N 204-ФЗ; от 02.12.2009 N 308-ФЗ; от 13.12.2010 N 357-ФЗ; от 30.11.2011 N 371-ФЗ).
Вывод судов о том, что требования арендодателя в части доплаты могли быть реализованы лишь после подписания дополнительных соглашений к договорам аренды либо путем изменения существующих обязательств в судебном порядке, суд кассационной инстанции считает ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ установлено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013, сформулированы следующие правовые подходы по вопросам взыскания арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
"В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений" (пункт 16).
В пункте 9 договоров NN 0049/2008 и 0061/2008 определено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Исходя из указанного, за пользование лесными участками в период с 26.11.2008 по 31.12.2012 (по договору N 0049/2008), с 26.11.2008 по 06.02.2012 (по договору N 0061/2008) арендная плата подлежит исчислению в соответствии с нормативными актами уполномоченного органа без применения понижающего коэффициента, соответственно необходимости в подписании дополнительных соглашений к договорам аренды, касающихся размера арендной платы, не имеется.
Более того, размер арендной платы без учета понижающего коэффициента предусмотрен в пунктах 5 договоров аренды и приложении N 4 к ним.
Также суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов после расторжения договора N 0061/2008 не порождает у общества обязанность уплачивать арендную плату после прекращения обязательств вследствие расторжения договора, поскольку арендатор обязан в полном объеме уплатить арендную плату без применения понижающего коэффициента со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения, соответственно расторжение договора аренды, внесение арендной платы по которому производилось с учетом понижающего коэффициента, до исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов не освобождает арендатора от обязанности уплатить арендную плату в полном объеме за весь период пользования лесными участками.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что регулируемый размер арендной платы не может быть изменен в меньшую сторону, поскольку обратное приведет к нарушению требований указанных выше нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах решение от 14.03.2013 и постановление апелляционного суда от 27.05.2013 подлежат изменению: с ООО "ДальЕвроЛес" в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края следует взыскать основной долг в размере 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе 12 223 915 руб. 42 коп. в федеральный бюджет, 4 696 512 руб. 79 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0049/2008 за период с 26.11.2008 по 31.12.2012; 14 733 969 руб. 81 коп. в федеральный бюджет, 4 844 720 руб. 57 коп. в краевой бюджет по договору аренды от 12.11.2008 N 0061/2008 за период с 26.11.2008 по 06.02.2012.
В остальной части в иске следует отказать в связи с уменьшением истцом заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску составляет 200 000 руб.
Поскольку управление от уплаты государственной пошлины освобождено, с ООО "ДальЕвроЛес" на основании статьи 110 АПК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 200 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 14.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А73-14769/2012 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края основной долг в размере 36 499 118 руб. 59 коп., в том числе в федеральный бюджет - 26 957 885 руб. 22 коп., в краевой бюджет - 9 541 233 руб. 37 коп.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ШВЕДОВ
Судьи
Т.Н.КАРПУШИНА
М.М.САРАНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)