Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Сабитов И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Захаровой С.Н., Юсупова Р.Р.,
при секретаре В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе В.Т. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2011 года, которым в удовлетворении заявления В.Т. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
установила:
В.Т. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в последующем увеличив требования, о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании за ней права на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, о признании незаконным отказа исполкома в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении на исполком обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении на Министерство ТЗС РТ обязанности рассчитать размер и предоставить субсидию за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
В обоснование иска указала, что В.Т. является супругой умершего в 2004 году участника Великой Отечественной войны В.Ф., сама также является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда. В 2007 году по причине того, что принадлежащий ей дом по адресу: пришел в ветхое состояние, она продала дом. С 2007 года она проживает с сыном В.Р. и членами его семьи в жилом доме, принадлежащем сыну, по адресу:. Всего в доме прописаны и проживают 7 человек. В собственности жилья не имеет. Она обратилась в исполком с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова ветерана Великой Отечественной войны. Решением общественной жилищной комиссии исполкома Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан N 32 от 27 августа 2010 года ей отказано в удовлетворении заявления, поскольку на всех проживающих в доме лиц приходится площадь, превышающая учетную норму 12 кв. м на человека. При этом в расчет были включены принадлежащие теще собственника жилого дома П. 1/4 доли жилого дома общей площадью 81,3 кв. м. Однако на дату вынесения оспариваемого решения прекращено право долевой собственности П. на этот жилой дом. По мнению истца, регистрация в 2010 году собственником дома В.Р. иных членов своей семьи, фактически уже проживавших в нем ранее, не означает наличие оснований для ограничения права истца как участника Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий в рамках закона "О ветеранах".
Представитель ответчика Т. исковые требования не признала.
Представители Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, также представители Управления СЗ в Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан в суд не явились.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица В.Р. заявление поддержал.
Суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе В.Т. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан N 310-42 от 11 декабря 2009 года учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения), исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере 12 кв. м.
Из дела видно, что истец В.Т. состояла в зарегистрированном браке с В.Ф., участником Великой Отечественной войны. В. Ф.М. умер 01 февраля 2004 года.
Согласно удостоверению серии ВВ N 883422, выданному Управлением социальной защиты МСЗ РТ в Азнакаевском районе, истец В.Т. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны.
В.Т. до августа 2007 года проживала в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу:
После продажи указанного дома, с 01 августа 2007 года истец постоянно проживает в жилом доме по адресу:.
Собственником жилого дома по данному адресу является сын истца В.Р.
Также по указанному адресу зарегистрированы члены семьи собственника: с 18 мая 2007 года жена В.Г. и дочь В.И., с 09 июля 2009 года сын В.И.
В качестве членов семьи с 04 марта 2010 года зарегистрирован двоюродный брат жены собственника дома М., и с 08 июля 2010 года теща П.
12 июля 2010 года истец обратилась с заявлением на имя руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно выписке из протокола N 32 заседания общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 31 августа 2010 года, решением комиссии отказано в удовлетворении заявления истца на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Установлено, что на дату обращения В.Т. в исполком с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, теща собственника жилого дома П. уже не являлась собственником 1/4 доли в праве на жилой дом по адресу:, и не имеет в настоящее время иного жилья.
В то же время, отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что регистрация в доме М. послужила причиной того, что обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения стала менее учетной нормы, установленной решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан N 310-42 от 11 декабря 2009 года.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он подтверждается материалами дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, Судебная коллегия с ними согласна.
Так, как следует из пояснений собственника жилого дома В.Р. и показаний свидетеля В.Г., являющейся супругой собственника дома, регистрация М. в доме была связана с необходимостью исполнения им трудовых обязанностей на Севере.
При этом установлено, что М. 14 мая 2009 года отделом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Югра г. Нижневартовск, выдан паспорт.
Наличие регистрации М. по месту жительства истца повлекло уменьшение размера площади, приходящегося на каждого члена семьи истца, и данная площадь оказалась равной 11,51 кв. м, что меньше учетной нормы в 12 кв. м.
Доводы кассационной жалобы В.Т. о том, что регистрация М. в жилом доме не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий членов семьи истца, поскольку М. изначально участвовал в строительстве жилого дома, оказывал существенную финансовую помощь, последние 5 - 6 лет фактически проживал в жилом доме, однако не был там зарегистрирован, так как работал вахтовым методом на Севере, подлежат отклонению, поскольку, тем не менее, истцом не доказан факт постоянного проживания М. в жилом доме.
В судебном заседании В.Р. и В.Г. показали, что регистрация М. в доме была связана с необходимостью исполнения им трудовых обязанностей на Севере, следовательно, утверждать о том, что М. проживает в доме пгт. Актюбинский, ул. Тургай, д. 20 на постоянной основе нельзя.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что регистрация М. в доме была осуществлена с целью уменьшения площади, приходящейся на каждого проживающего в жилом доме члена семьи, для последующего признания истца нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу В.Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 17.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-2831/2011
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2011 г. по делу N 33-2831/2011
Судья Сабитов И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Захаровой С.Н., Юсупова Р.Р.,
при секретаре В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Захаровой С.Н. гражданское дело по кассационной жалобе В.Т. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2011 года, которым в удовлетворении заявления В.Т. отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия
установила:
В.Т. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в последующем увеличив требования, о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании за ней права на получение субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, о признании незаконным отказа исполкома в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении на исполком обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о возложении на Министерство ТЗС РТ обязанности рассчитать размер и предоставить субсидию за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
В обоснование иска указала, что В.Т. является супругой умершего в 2004 году участника Великой Отечественной войны В.Ф., сама также является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда. В 2007 году по причине того, что принадлежащий ей дом по адресу: пришел в ветхое состояние, она продала дом. С 2007 года она проживает с сыном В.Р. и членами его семьи в жилом доме, принадлежащем сыну, по адресу:. Всего в доме прописаны и проживают 7 человек. В собственности жилья не имеет. Она обратилась в исполком с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова ветерана Великой Отечественной войны. Решением общественной жилищной комиссии исполкома Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан N 32 от 27 августа 2010 года ей отказано в удовлетворении заявления, поскольку на всех проживающих в доме лиц приходится площадь, превышающая учетную норму 12 кв. м на человека. При этом в расчет были включены принадлежащие теще собственника жилого дома П. 1/4 доли жилого дома общей площадью 81,3 кв. м. Однако на дату вынесения оспариваемого решения прекращено право долевой собственности П. на этот жилой дом. По мнению истца, регистрация в 2010 году собственником дома В.Р. иных членов своей семьи, фактически уже проживавших в нем ранее, не означает наличие оснований для ограничения права истца как участника Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий в рамках закона "О ветеранах".
Представитель ответчика Т. исковые требования не признала.
Представители Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, также представители Управления СЗ в Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан в суд не явились.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица В.Р. заявление поддержал.
Суд в удовлетворении заявления отказал.
В кассационной жалобе В.Т. просит решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан N 310-42 от 11 декабря 2009 года учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения), исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере 12 кв. м.
Из дела видно, что истец В.Т. состояла в зарегистрированном браке с В.Ф., участником Великой Отечественной войны. В. Ф.М. умер 01 февраля 2004 года.
Согласно удостоверению серии ВВ N 883422, выданному Управлением социальной защиты МСЗ РТ в Азнакаевском районе, истец В.Т. имеет статус ветерана Великой Отечественной войны.
В.Т. до августа 2007 года проживала в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу:
После продажи указанного дома, с 01 августа 2007 года истец постоянно проживает в жилом доме по адресу:.
Собственником жилого дома по данному адресу является сын истца В.Р.
Также по указанному адресу зарегистрированы члены семьи собственника: с 18 мая 2007 года жена В.Г. и дочь В.И., с 09 июля 2009 года сын В.И.
В качестве членов семьи с 04 марта 2010 года зарегистрирован двоюродный брат жены собственника дома М., и с 08 июля 2010 года теща П.
12 июля 2010 года истец обратилась с заявлением на имя руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно выписке из протокола N 32 заседания общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 31 августа 2010 года, решением комиссии отказано в удовлетворении заявления истца на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Установлено, что на дату обращения В.Т. в исполком с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, теща собственника жилого дома П. уже не являлась собственником 1/4 доли в праве на жилой дом по адресу:, и не имеет в настоящее время иного жилья.
В то же время, отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что регистрация в доме М. послужила причиной того, что обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения стала менее учетной нормы, установленной решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан N 310-42 от 11 декабря 2009 года.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он подтверждается материалами дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, Судебная коллегия с ними согласна.
Так, как следует из пояснений собственника жилого дома В.Р. и показаний свидетеля В.Г., являющейся супругой собственника дома, регистрация М. в доме была связана с необходимостью исполнения им трудовых обязанностей на Севере.
При этом установлено, что М. 14 мая 2009 года отделом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Югра г. Нижневартовск, выдан паспорт.
Наличие регистрации М. по месту жительства истца повлекло уменьшение размера площади, приходящегося на каждого члена семьи истца, и данная площадь оказалась равной 11,51 кв. м, что меньше учетной нормы в 12 кв. м.
Доводы кассационной жалобы В.Т. о том, что регистрация М. в жилом доме не свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий членов семьи истца, поскольку М. изначально участвовал в строительстве жилого дома, оказывал существенную финансовую помощь, последние 5 - 6 лет фактически проживал в жилом доме, однако не был там зарегистрирован, так как работал вахтовым методом на Севере, подлежат отклонению, поскольку, тем не менее, истцом не доказан факт постоянного проживания М. в жилом доме.
В судебном заседании В.Р. и В.Г. показали, что регистрация М. в доме была связана с необходимостью исполнения им трудовых обязанностей на Севере, следовательно, утверждать о том, что М. проживает в доме пгт. Актюбинский, ул. Тургай, д. 20 на постоянной основе нельзя.
Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что регистрация М. в доме была осуществлена с целью уменьшения площади, приходящейся на каждого проживающего в жилом доме члена семьи, для последующего признания истца нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 350, 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу В.Т. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)