Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кузьмина М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Пуховой Е.В.,
судей Дьяконовой Н.Д., Топорковой С.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
13 ноября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца М. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2013 года, которым по делу по иску И. о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
постановлено:
в удовлетворении иска И. о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца М., представителя МВД РС (Я) К., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС (Я) Ш., судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с иском к Межмуниципальному управлению МВД РФ "Якутское" о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что с 1987 года проживает и зарегистрирован по адресу: .......... на основании решения профкома N ... от 30 августа 1992 года. С 29 мая 2009 года указанный жилой дом является федеральной собственностью и передан в управление ММУ МВД РФ "Якутское". Право собственности на жилое помещение, в котором проживает, не зарегистрировано. Просил признать за ним право на приватизацию и право собственности в порядке приватизации на комнату N ... по указанному адресу.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца М. обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что истец проживает в спорной комнате с 1987 года. Жилое помещение предоставлено в связи с трудовой деятельностью с Якутской автоколонне 1366. Другого жилья не имеет. Жилой дом стал федеральной собственностью с 29 мая 2009 года, в оперативное управление ММУ МВД РФ "Якутское" передан 27 июня 2013 года. На спорное жилое помещение ничье право собственности не зарегистрировано. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу представитель МВД по РС (Я) К. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу положений ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат приватизации.
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение по адресу: .......... была предоставлено истцу И., как работнику ..........
Жилое помещение, в котором проживает И., относится к федеральной собственности, учтено в реестре федерального имущества с 29 мая 2009 г., закреплено на праве оперативного управления за Управлением внутренних дел по г. Якутску. Указанное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду.
Кроме того, в соответствии с техническим паспортом от 24 марта 2009 года здание 2 ОВД г. Якутска по адресу: .......... является объектом нежилого строительства с жилыми помещениями, где 1 и 2 этажи - нежилые, а 3 и 4 этажи - жилые, при этом жилые помещения имеют статус общежития.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что спорная комната 401 имеет статус служебного, а именно - общежития, соответственно приватизации не подлежит.
Судебная коллегия признает указанный вывод суда законным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.
Дом, в котором проживает истец, является федеральной собственностью. Постановлением N 179 от 25.03.2010 г. Правительства РФ "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" установлено, что решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти.
Исходя из вышеизложенного, поскольку квартира истца относится к жилому фонду и является государственной собственностью, находящемуся в оперативном управлении Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия), решений об исключении спорного жилого дома из состава специализированного жилфонда, изменении его статуса и об исключении жилого помещения, в котором проживает истец, из числа служебных надлежащим органом - Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не принималось.
Доказательств обратного истцом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено.
Следовательно, до настоящего времени жилое помещение, занимаемое истцом, сохраняет статус специализированного жилищного фонда и как, установлено, договор социального найма с истцом не заключался, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворении иска.
Фактически передача недвижимости из федеральной собственности в муниципальную не состоялась до настоящего времени. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были в дальнейшем переданы в муниципальную собственность, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Как указано в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 года N 4-П, принимая в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий решение о передаче принадлежавших им жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления и распространяя на отношения по пользованию жилыми помещениями в этих домах нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, федеральный законодатель действовал в рамках дискреционных полномочий, признаваемых за ним в этом вопросе Конституцией Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общежитие по .......... не было передано в муниципальную собственность от одного публичного образования (Российской Федерации), как федеральная собственность, другому публичному образованию (муниципалитету).
В данном случае ст. 7 Вводного закона такие правоотношения не регулирует, соответственно, у суда отсутствовали дополнительные основания для удовлетворения иска.
Доводы жалобы представителя истца были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований не согласиться с оценкой доказательств у судебной коллегии не имеется. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2013 года по делу по иску И. о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПУХОВА
Судьи
Н.Д.ДЬЯКОНОВА
С.А.ТОПОРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4461/13
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N 33-4461/13
Судья: Кузьмина М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Пуховой Е.В.,
судей Дьяконовой Н.Д., Топорковой С.А.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
13 ноября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца М. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2013 года, которым по делу по иску И. о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
постановлено:
в удовлетворении иска И. о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца М., представителя МВД РС (Я) К., представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС (Я) Ш., судебная коллегия
установила:
И. обратилась в суд с иском к Межмуниципальному управлению МВД РФ "Якутское" о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что с 1987 года проживает и зарегистрирован по адресу: .......... на основании решения профкома N ... от 30 августа 1992 года. С 29 мая 2009 года указанный жилой дом является федеральной собственностью и передан в управление ММУ МВД РФ "Якутское". Право собственности на жилое помещение, в котором проживает, не зарегистрировано. Просил признать за ним право на приватизацию и право собственности в порядке приватизации на комнату N ... по указанному адресу.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца М. обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что истец проживает в спорной комнате с 1987 года. Жилое помещение предоставлено в связи с трудовой деятельностью с Якутской автоколонне 1366. Другого жилья не имеет. Жилой дом стал федеральной собственностью с 29 мая 2009 года, в оперативное управление ММУ МВД РФ "Якутское" передан 27 июня 2013 года. На спорное жилое помещение ничье право собственности не зарегистрировано. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу представитель МВД по РС (Я) К. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу положений ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат приватизации.
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение по адресу: .......... была предоставлено истцу И., как работнику ..........
Жилое помещение, в котором проживает И., относится к федеральной собственности, учтено в реестре федерального имущества с 29 мая 2009 г., закреплено на праве оперативного управления за Управлением внутренних дел по г. Якутску. Указанное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду.
Кроме того, в соответствии с техническим паспортом от 24 марта 2009 года здание 2 ОВД г. Якутска по адресу: .......... является объектом нежилого строительства с жилыми помещениями, где 1 и 2 этажи - нежилые, а 3 и 4 этажи - жилые, при этом жилые помещения имеют статус общежития.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что спорная комната 401 имеет статус служебного, а именно - общежития, соответственно приватизации не подлежит.
Судебная коллегия признает указанный вывод суда законным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.
Дом, в котором проживает истец, является федеральной собственностью. Постановлением N 179 от 25.03.2010 г. Правительства РФ "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" установлено, что решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти.
Исходя из вышеизложенного, поскольку квартира истца относится к жилому фонду и является государственной собственностью, находящемуся в оперативном управлении Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия), решений об исключении спорного жилого дома из состава специализированного жилфонда, изменении его статуса и об исключении жилого помещения, в котором проживает истец, из числа служебных надлежащим органом - Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не принималось.
Доказательств обратного истцом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено.
Следовательно, до настоящего времени жилое помещение, занимаемое истцом, сохраняет статус специализированного жилищного фонда и как, установлено, договор социального найма с истцом не заключался, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворении иска.
Фактически передача недвижимости из федеральной собственности в муниципальную не состоялась до настоящего времени. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были в дальнейшем переданы в муниципальную собственность, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Как указано в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 года N 4-П, принимая в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий решение о передаче принадлежавших им жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления и распространяя на отношения по пользованию жилыми помещениями в этих домах нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, федеральный законодатель действовал в рамках дискреционных полномочий, признаваемых за ним в этом вопросе Конституцией Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общежитие по .......... не было передано в муниципальную собственность от одного публичного образования (Российской Федерации), как федеральная собственность, другому публичному образованию (муниципалитету).
В данном случае ст. 7 Вводного закона такие правоотношения не регулирует, соответственно, у суда отсутствовали дополнительные основания для удовлетворения иска.
Доводы жалобы представителя истца были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований не согласиться с оценкой доказательств у судебной коллегии не имеется. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2013 года по делу по иску И. о признании права на приватизацию жилого помещения и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ПУХОВА
Судьи
Н.Д.ДЬЯКОНОВА
С.А.ТОПОРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)