Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1261

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N 33-1261


Судья Пронина Л.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Высочанской О.Ю. судей Першиной Л.В., Мезениной М.В. при секретаре Ш.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации города Кунгура Пермского края, Министерства социального развития Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Возложить на администрацию города Кунгура обязанность предоставить по договору социального найма Ш.Л. на нее и опекуна Ш.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах города Кунгура общей площадью не менее 40 кв. метров, состоящее из двух комнат, за счет средств, выделяемых на эти цели Правительством Пермского края".
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения прокурора Синевой А.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Кунгурский городской прокурор в интересах Ш.Л. обратился в суд с иском к администрации города Кунгура Пермского края, просит обязать ответчика предоставить Ш.Л. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 40 кв. м, состоящее из двух комнат, на семью из двух человек, в том числе Ш.В. В обоснование требований указал, что в ходе проверки заявления Ш.В. установлено, что Ш.Л. является инвалидом первой группы, признана нуждающейся в постороннем уходе и надзоре, что подтверждается справкой врачебно-трудовой экспертной комиссии от 02.12.1996 г. На основании решения Кунгурского городского суда от 07.09.2005 г. Ш.Л. признана недееспособной. Опекуном недееспособной назначен ее брат Ш.В. В 1998 году
Ш.Л. поставлена на квартирный учет по списку лиц, страдающих особыми заболеваниями. Ш.В. поставлен на квартирный учет по общему списку. Ш-ны проживают в доме, принадлежащем на праве собственности Ш.Е.К., бывшей супруге опекуна. Ш.В. является родным братом опекаемой, осуществляет постоянный уход за ней, ведет совместное с ней хозяйство, является членом ее семьи. Жилых помещений в собственности Ш-ных не имеется. До настоящего времени администрация города Кунгура не предоставила Ш.Л. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Судом постановлено решение об удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционных жалобах просят администрация города Кунгура, Министерство социального развития Пермского края, указывая, что спорные правоотношения регулируются специальным Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым и с подзаконными нормативными актами органы местного самоуправления осуществляют учет лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата, передачу сведений об этих лицах в Министерство социального развития, а также выдачу и оплату жилищных сертификатов и последующий контроль целевого использования средств. Администрация города Кунгура не нарушает действующее законодательство, исполняет обязанности в соответствии с нормативно-правовыми требованиями. Министерство социального развития указало также, что решение постановлено с нарушением процессуальных прав третьего лица и ответчика по делу, поскольку в нарушение требований статьи 132 ГПК РФ ответчику и третьему лицу не направлены иск с копиями подтверждающих документов. Согласно требованиям закона, подзаконных правовых актов, такая мера социальной поддержки инвалидов, как предоставление жилого помещения, не предусмотрена. Кроме того, члены семьи инвалида не являются льготополучателями, следовательно, на них не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Прокурором представлены возражения относительно доводов жалоб, в которых прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционных жалоб (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (п.п. 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса Перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, согласно части 2 названной статьи обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Из положений статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и то же права та или иная форма определяется инвалидом по выбору.
Как установлено судом первой инстанции, Ш.Л., /дата рождения/, имеет регистрацию и проживает по адресу: <...>, /дата рождения/, является братом и опекуном Ш.Л., зарегистрирован и проживает по тому же адресу. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ш.Е.К. - бывшей супруге Ш.В. На основании решения Кунгурского городского суда Пермской области от 07.09.2005 года Ш.Л. признана недееспособной, является инвалидом первой группы с детства без переосвидетельствования, страдает тяжелой формой заболевания, включенного в пункт 3 вышеуказанного Перечня заболеваний, при наличии которого гражданин имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. С 15 декабря 1998 года Ш.Л. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Кунгура по льготному списку лиц, страдающих особыми заболеваниями.
Изложенные обстоятельства объективно подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия полагает, что Ш.Л. нуждается в жилом помещении на основании п. 4 ч. 1 ст. 51, а также п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником или членом семьи собственника занимаемого ею жилого помещения, расположенного в г. Кунгуре Пермского края, по ул. <...>. При этом она является больной, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с нею в одной квартире невозможно, указанного в соответствующем Перечне заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378. У Ш.Л. имеется право на внеочередное предоставление ей жилья, как у лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Это право возникло у нее в результате реализации предоставленного ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" права на выбор одной из установленных законом форм обеспечения жилищных прав.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы администрации города Кунгура Пермского края судебная коллегия не усматривает, поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации формы реализации права на обеспечение жилыми помещениями инвалидов. Доводы жалобы о том, что администрация не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан данной категории основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития Пермского края в части площади предоставленного истцам жилого помещения, а также учета при предоставлении жилья прав опекуна Ш.В.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления жилой площади в городе Кунгуре определена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека на основании Постановления администрации города Кунгура N 93 от 27 декабря 2010 года.
Иная норма предоставления для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Перечне, законом не установлена.
Следовательно, Ш.Л. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 10 квадратных метров, исходя из установленного органом местного самоуправления - администрации города Кунгура - минимального размера площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Вывод суда первой инстанции о том, что опекун Ш.В. также имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением является ошибочным, не основанным на законе, поскольку право опекуна на получение жилого помещения не является безусловно производным от права опекаемого.
Ссылка в исковом заявлении на то, что опекун является членом семьи опекаемой какими-либо доказательствами не подтверждена, достоверные и допустимые доказательства указанному обстоятельству не представлены ни Кунгурскому городскому суду, ни суду апелляционной инстанции. Между тем, Семейный кодекс (статья 2), Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 31) к членам семьи относят супругов, детей и родителей. Иные родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи. В материалах дела отсутствуют доказательства таких обстоятельств, которые позволяют с достоверностью установить наличие исключительного случая для признания брата Ш.Л. членом ее семьи.
Определяя общую площадь подлежащего предоставлению жилого помещения в размере не менее 40 квадратных метров, суд первой инстанции, применяя к спорным правоотношениям часть 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека не более чем в два раза, если оно предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, изложенный вывод суда также основан на неверном толковании указанной нормы применительно к спорным правоотношениям, поскольку ею установлен максимальный предел площади, которая может быть предоставлена гражданину при наличии указанных в законе условий. Следовательно, Ш.Л. гарантировано законом предоставление жилого помещения общей площадью не менее 10, но и не более 20 квадратных метров. Разрешение вопроса о предоставлении жилого помещения с указанными параметрами по общей площади возможно на стадии исполнения решения суда.
С учетом основания для предоставления Ш.Л. жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), необоснованно и указание в решении суда на необходимость предоставления жилого помещения за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено из муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного, постановленное решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. На администрацию города Кунгура следует возложить обязанность по предоставлению Ш.Л. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 10 квадратных метров. В удовлетворении остальной части иска прокурору следует отказать.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 22 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Возложить на администрацию города Кунгура обязанность предоставить по договору социального найма Ш.Л. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах города Кунгура общей площадью не менее 10 квадратных метров.
В удовлетворении остальной части иска отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)