Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пчелкина Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2013 года по делу по иску Д.А.С., Д.А.В. к администрации г. Бийска Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае".
Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия,
установила:
Д.А.С., Д.А.В. обратились в суд с иском к администрации г. Бийска Алтайского края, в котором просили признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г. Бийска N 46 от 05.12.2012 года, обязать признать Д.А.С., Д.А.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в краевую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" с очередностью в хронологическом порядке согласно поданному заявлению 13.11.2012.
В обоснование заявленных требований указали, что 13.11.2012 обратились в администрацию г. Бийска с заявлением о признании их семьи в составе двух человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". 09.12.2012 истцы получили извещение, в котором указано, что их семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не включена в списки молодых семей для участия в программе, в связи с тем, что Д.А.В. 05.03.2009 отказалась от приватизации квартиры по <адрес>, общей площадью 65 кв. м. Указанные действия администрация г. Бийска расценила как намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагают, что отказ от участия в приватизации сам по себе не может свидетельствовать о мотивах и намерениях заявителя. Обращение в администрацию г. Бийска последовало спустя 4 года с момента отказа от приватизации истицы, когда у нее еще не было намерения вступать в брак. Между тем, программа предусмотрена для молодых семей. Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска нарушаются их права и законные интересы, в связи с чем данное решение следует признать незаконным.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2013 года признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии администрации г. Бийска N 46 от 05.12.2012 об отказе в признании семьи Д-вых нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлено обязать администрацию г. Бийска признать семью Д-вых в составе двух человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" с момента обращения 13.11.2012.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Бийска Алтайского края просит решение суда отменить, вынести новое, отказав в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что на момент постановки на учет семья истцов не отвечала всем условиям, указанным в п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", в частности, семья Д-вых не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом не учтено, что Д.А.С. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 69,4 кв. м (Д.А.С. принадлежит 17,3 кв. м), а Д.А.В. до 26.09.2012 была зарегистрирована в квартире <адрес>, собственниками которой являются ее родители. В 2009 году Д.А.В., имея право на приватизацию указанной квартиры, добровольно отказалась от приватизации, что следует расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. В случае участия в приватизации Д.А.В. имела бы на праве собственности 1/3 долю в квартире, а у семьи Д-вых тогда отсутствовала бы нуждаемость в жилом помещении.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов Д.А.С., Д.А.В. - Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы).
Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы", в которой содержатся такие же условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.
Аналогичная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске" на 2011-2015 годы" утверждена постановлением администрации города Бийска от 28.02.2011 N 318.
Как видно из материалов дела, Д.А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения и Д. (Г.), ДД.ММ.ГГ года рождения состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ.
Д.А.С. является собственником ? доли в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Д.А.В. в собственности жилых строений, помещений не имеет.
13.11.2012 Д.А.С., Д.А.В. обратились в администрацию г. Бийска с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с приложением документов для участия в Программе, подтверждающих нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий и наличие дохода.
На день обращения Д.А.С., Д.А.В. состояли на регистрационном учете и проживали в трехкомнатной квартире общей площадью 69,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Бийска от 20.04.2005 N 726 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Бийске" утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 9,5 квадратных метров.
Таким образом, обеспеченность каждого члена семьи Д-вых жилой площадью составляет менее учетной нормы и равна 8,675 кв. м (69,4 кв. м: 4: 2 = 8,675 кв. м).
Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска Алтайского края от 05.12.2012 N 46 Д.А.С., Д.А.В. не признаны нуждающимися в жилом помещении и не включены в списки молодых семей для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске" на 2011-2015 годы". Основанием для отказа послужило то, что Д.А.В. с 06.12.2002 по 26.09.2012 была зарегистрирована в квартире <адрес>, общей площадью 65 кв. м, 05.03.2009 отказалась от участия в приватизации указанной квартиры, в противном случае ее 1/3 доля составила бы 21,6 кв. м, а обеспеченность каждого члена семьи Д-вых жилой площадью составило бы более учетной нормы. Жилищная комиссия квалифицировала указанные действия Д.А.В. как намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд признал такой отказ жилищной комиссии администрации г. Бийска Алтайского края незаконным, при этом исходил из того, что умысла на ухудшение своих жилищных условий в действиях Д.А.В. не было.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В целях федеральных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Аналогичная позиция изложена в постановлении администрации Алтайского края от 29.12.2010 года N 590 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" и в постановлении администрации города Бийска от 28.02.2011 N 318 "Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске" на 2011-2015 годы".
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как видно из материалов дела, 02.10.2008 Д.А.В., отказываясь от реализации своего права на приватизацию, в браке с Д.А.С. не состояла, брак заключила чуть менее чем через четыре года, поэтому она не могла предполагать, что в будущем это за собой повлечет право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
26.09.2012 Д.А.В. после регистрации брака зарегистрировалась по месту жительства в квартире <адрес>, то есть по месту жительства своего мужа Д.А.С., который является собственником ? доли в общей долевой собственности указанного жилого помещения.
Таким образом, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны Д.А.В. судебная коллегия не усматривает. На момент обращения 13.11.2012 в администрацию г. Бийска с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", истцы являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку каждый из них был обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком по правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Изложенное свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истцам в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей-претендентов на участие в вышеуказанной Программе.
Таким образом, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы судебной коллегией не учитываются, поскольку вышеуказанные выводы не опровергают и основаны на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3255-13
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу N 33-3255-13
Судья: Пчелкина Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2013 года по делу по иску Д.А.С., Д.А.В. к администрации г. Бийска Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности признать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий, включить в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае".
Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия,
установила:
Д.А.С., Д.А.В. обратились в суд с иском к администрации г. Бийска Алтайского края, в котором просили признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г. Бийска N 46 от 05.12.2012 года, обязать признать Д.А.С., Д.А.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в краевую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" с очередностью в хронологическом порядке согласно поданному заявлению 13.11.2012.
В обоснование заявленных требований указали, что 13.11.2012 обратились в администрацию г. Бийска с заявлением о признании их семьи в составе двух человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". 09.12.2012 истцы получили извещение, в котором указано, что их семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не включена в списки молодых семей для участия в программе, в связи с тем, что Д.А.В. 05.03.2009 отказалась от приватизации квартиры по <адрес>, общей площадью 65 кв. м. Указанные действия администрация г. Бийска расценила как намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагают, что отказ от участия в приватизации сам по себе не может свидетельствовать о мотивах и намерениях заявителя. Обращение в администрацию г. Бийска последовало спустя 4 года с момента отказа от приватизации истицы, когда у нее еще не было намерения вступать в брак. Между тем, программа предусмотрена для молодых семей. Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска нарушаются их права и законные интересы, в связи с чем данное решение следует признать незаконным.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2013 года признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии администрации г. Бийска N 46 от 05.12.2012 об отказе в признании семьи Д-вых нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлено обязать администрацию г. Бийска признать семью Д-вых в составе двух человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" с момента обращения 13.11.2012.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Бийска Алтайского края просит решение суда отменить, вынести новое, отказав в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что на момент постановки на учет семья истцов не отвечала всем условиям, указанным в п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения жилья в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", в частности, семья Д-вых не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом не учтено, что Д.А.С. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 69,4 кв. м (Д.А.С. принадлежит 17,3 кв. м), а Д.А.В. до 26.09.2012 была зарегистрирована в квартире <адрес>, собственниками которой являются ее родители. В 2009 году Д.А.В., имея право на приватизацию указанной квартиры, добровольно отказалась от приватизации, что следует расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. В случае участия в приватизации Д.А.В. имела бы на праве собственности 1/3 долю в квартире, а у семьи Д-вых тогда отсутствовала бы нуждаемость в жилом помещении.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов Д.А.С., Д.А.В. - Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы).
Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.12.2010 N 590 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы", в которой содержатся такие же условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.
Аналогичная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске" на 2011-2015 годы" утверждена постановлением администрации города Бийска от 28.02.2011 N 318.
Как видно из материалов дела, Д.А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения и Д. (Г.), ДД.ММ.ГГ года рождения состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ.
Д.А.С. является собственником ? доли в общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Д.А.В. в собственности жилых строений, помещений не имеет.
13.11.2012 Д.А.С., Д.А.В. обратились в администрацию г. Бийска с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с приложением документов для участия в Программе, подтверждающих нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий и наличие дохода.
На день обращения Д.А.С., Д.А.В. состояли на регистрационном учете и проживали в трехкомнатной квартире общей площадью 69,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением администрации г. Бийска от 20.04.2005 N 726 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Бийске" утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 9,5 квадратных метров.
Таким образом, обеспеченность каждого члена семьи Д-вых жилой площадью составляет менее учетной нормы и равна 8,675 кв. м (69,4 кв. м: 4: 2 = 8,675 кв. м).
Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска Алтайского края от 05.12.2012 N 46 Д.А.С., Д.А.В. не признаны нуждающимися в жилом помещении и не включены в списки молодых семей для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске" на 2011-2015 годы". Основанием для отказа послужило то, что Д.А.В. с 06.12.2002 по 26.09.2012 была зарегистрирована в квартире <адрес>, общей площадью 65 кв. м, 05.03.2009 отказалась от участия в приватизации указанной квартиры, в противном случае ее 1/3 доля составила бы 21,6 кв. м, а обеспеченность каждого члена семьи Д-вых жилой площадью составило бы более учетной нормы. Жилищная комиссия квалифицировала указанные действия Д.А.В. как намеренное ухудшение жилищных условий в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд признал такой отказ жилищной комиссии администрации г. Бийска Алтайского края незаконным, при этом исходил из того, что умысла на ухудшение своих жилищных условий в действиях Д.А.В. не было.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В целях федеральных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Аналогичная позиция изложена в постановлении администрации Алтайского края от 29.12.2010 года N 590 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы" и в постановлении администрации города Бийска от 28.02.2011 N 318 "Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске" на 2011-2015 годы".
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как видно из материалов дела, 02.10.2008 Д.А.В., отказываясь от реализации своего права на приватизацию, в браке с Д.А.С. не состояла, брак заключила чуть менее чем через четыре года, поэтому она не могла предполагать, что в будущем это за собой повлечет право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
26.09.2012 Д.А.В. после регистрации брака зарегистрировалась по месту жительства в квартире <адрес>, то есть по месту жительства своего мужа Д.А.С., который является собственником ? доли в общей долевой собственности указанного жилого помещения.
Таким образом, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны Д.А.В. судебная коллегия не усматривает. На момент обращения 13.11.2012 в администрацию г. Бийска с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", истцы являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку каждый из них был обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком по правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Изложенное свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истцам в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей-претендентов на участие в вышеуказанной Программе.
Таким образом, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы судебной коллегией не учитываются, поскольку вышеуказанные выводы не опровергают и основаны на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)