Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4433-13

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N 33-4433-13


Судья Луханина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 4 марта 2013 года по гражданскому делу по иску
Т.В.В., Т.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

установила:

Т.В.В., Т.И. обратились в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру N *** по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ N *** они занимают жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> в г. Алейск Алтайский край.
Жилое помещение находится в военном городке г. Алейск, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1779-р от 11.10.2011 года считался закрытым.
В порядке статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года номер 1541-1 "О приватизации жилого фонда в РФ" истцы обратилась в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, приложив все необходимые документы), в чем им было отказано.
Отказ в передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации считают незаконным, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований. Полагают, что требование о бесплатной передаче жилого помещения подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Просят признать за ними право равной долевой собственности в порядке приватизации на квартиру номер *** по адресу: <адрес>, дом номер <адрес>.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 4 марта 2013 года исковые требования Т.В.В., Т.И. удовлетворены.
Признано за Т.В.В., Т.И. право собственности в равных долях (по <данные изъяты> доле за каждым) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, дом номер ***, квартира номер ***.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены и не доказаны обстоятельства дела. Спорное жилое помещение было предоставлено Т.В.Н. на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда как служащему Российской Армии на время исполнения трудовых обязанностей. На момент вселения истца и членов его семьи в спорное жилое помещение, оно находилось в закрытом военном городке. Только распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 г. N 1779-р Военный городок г. Алейск исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные помещения в закрытых военных городках предоставляются военнослужащим только на срок военной службы, а гражданскому персоналу - только служебное помещение. Согласно книгам о регистрации государственный жилищный сертификат, выданный 63 КЭЧ района, Т.В.Н. получил государственный сертификат серии <данные изъяты> номер *** ДД.ММ.ГГ на состав семьи из <данные изъяты>-х человек для реализации в Алтайском крае. Т.В.В. получила государственный жилищный сертификат серии <данные изъяты> номер *** - ДД.ММ.ГГ на состав семьи из <данные изъяты>-х человек. Следовательно, Т.В.Н. и Т.В.В. были обеспечены жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации и не имеют права на приватизацию спорного жилого помещения, так как право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется один раз.
Кроме того, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку собственником закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550 вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, возлагаются на Департамент жилищного обеспечения Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
В письменных возражениях истец Т.В.В. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истцов - А., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном введении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного введения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 указанного выше Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с данными нормами закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п. 6 ст. 15 Закона).
Согласно положениям ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1079-р указанный Перечень был изменен, из него, в частности, исключен подраздел "Алтайский край", включающий в качестве одного из населенных пунктов г. Алейск. Во исполнение приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" указаний Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2011 года директивой командующего войсками Центрального военного округа начальникам федеральных государственных учреждений "Квартирно-эксплуатационная часть района" установленным порядком передать на баланс территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации объекты недвижимого имущества, а также необходимую документацию.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года следует, что Алейская квартирно-эксплуатационная часть передала, а федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" приняло имущество, документацию, а также права и обязанности Алейской квартирно-эксплуатационной части района, в том числе жилой <адрес>, в <адрес>, находящийся в собственности Российской Федерации (на праве оперативного управления).
Из имеющегося в материалах дела ордера *** от ДД.ММ.ГГ видно, что КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа предоставила Т.В.Н. на состав семьи из <данные изъяты> человек (Т.В.Н., его жена - В.В., сыновья - Е. и И., мать - Т.Ф. <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, где истцы зарегистрированы и проживают по настоящее время.
В представленном ордере номер *** от ДД.ММ.ГГ не указано, что Т.В.Н. предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Т.В.В., Т.И. ранее не принимали участия в приватизации, у них отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, что подтверждается ответами Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, Управления Росреестра по Алтайскому краю.
По сообщению Архивного отдела Администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ номер *** в документах архивного фонда Администрации Алейского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за 1973 - октябрь 1991 годы Администрации города Алейска "Постановления главы администрации города" за ноябрь 1991-2005 годы сведения о включении квартиры номер ***, находящейся по адресу: <адрес>, в число служебных жилых квартир Алейского гарнизона, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о предоставлении истцам служебного жилого помещения, аварийности жилого дома, статус закрытого военного городка снят, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что после снятия статуса закрытого военного городка истцы занимают жилое помещение по договору социального найма.
Ссылка в жалобе на то что, Т.В.Н. и Т.В.В. были обеспечены жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, так как ДД.ММ.ГГ Т.В.Н. получил государственный сертификат серии <данные изъяты> номер *** на состав семьи из <данные изъяты>-х человек для реализации в Алтайском крае, а Т.В.В. получила государственный жилищный сертификат серии <данные изъяты> номер *** - ДД.ММ.ГГ на состав семьи из <данные изъяты>-х человек, бездоказательна. Согласно письму 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации данными по реализации либо фактическому получению Т.В.Н., Т.В.В. государственных жилищных сертификатов 2-ой отдел не владеет в связи с отсутствием полномочий.
Кроме того, в суд апелляционной инстанции представлено письмо от 1.04.2013 N 14-03-12/4257 от ФГКУ "Центррегионжилье" на имя истицы Т.В.В., из которого следует, что согласно базе данных Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации государственный жилищный сертификат Т.В.В. не выдавался.
Таким образом, доказательства получения государственного жилищного сертификата суду не представлены.
Поскольку истцами представлены доказательства того, что они ранее в приватизации жилья не участвовали, спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в их собственность не имеется, суд обоснованно признал за ними право собственности на спорное жилое помещение.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, также не может повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа указанное учреждение уполномочено, в том числе, принимать решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, суд, установив привлеченного к участию в деле надлежащего ответчика Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, правильно разрешил настоящий спор.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, потому оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 4 марта 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)