Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5045А

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-5045А


Судья Алексеев А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Кузнецовой Г.Ю. и Пьянкова Д.А., при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 29 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе С.Л., С.А. и С.О. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19.03.2013 г., которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении требований С.Л., С.А. и С.О. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения по договору социального найма."
Заслушав доклад судьи Киселевой Н.В., проверив дело, судебная коллегия

установила:

С.Л., С.А. и С.О. обратились в суд с иском к администрации г. Перми о возложении на нее обязанности по предоставлению им на состав семьи из трех человек на праве собственности благоустроенного жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 48 кв. м. Требование мотивировали тем, что дом N <...>, расположенный по ул. <...> в г. Перми, признан непригодным для постоянного проживания. С.Л. является собственников квартиры N <...>, расположенной в данном доме. В квартире также зарегистрированы С.А. и С.О. Какие-либо меры к расселению дома администрация города не принимает, тем самым нарушая их права. Считают, что в данном случае к возникшим правоотношениям возможно применение по аналогии положений ст. 57 ЖК РФ.
В последующем истцы уточнили свои исковые требования и просили предоставить им двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 48 кв. м по договору социального найма.
В судебном заседании истцы не присутствовали. Представитель истицы С.Л. - Ч. настаивала на заявленных требованиях.
Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С.Л., С.А. и С.О. просят отменить решение суда. Настаивают на том, что в данном случае к возникшим правоотношениям возможно применение по аналогии положений ст. 57 ЖК РФ. Ссылка суда на то, что они не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не признаны малоимущими, не свидетельствует о неправомерности их требований. Предоставление жилого помещение в связи с непригодностью занимаемого носит компенсационный характер и не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий. Их проживание в помещении, признанном непригодным для проживания свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении. При рассмотрении спора суд не принял во внимание содержание определений Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. и от 05.03.2009 г. Предоставление им жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. На момент покупки квартиры им не было известно о том, что дом признан непригодным для проживания.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 07.11.2007 г. С.Л. является собственником двухкомнатной квартиры N <...>, расположенной по ул. <...> в г. Перми. Кроме нее в квартире также проживают ее дочь С.О. и зять С.А.
Заключением межведомственной комиссии от 14.05.2007 г. дом по ул. <...> признан непригодным для проживания.
Принимая решение об отказе С.Л., С.А. и С.О. в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцы не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не признаны в установленном законом порядке малоимущими и не относятся в иным категориям граждан, которым жилое помещение может быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма.
Судебная коллегия считает вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов правильным.
Так, согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и т.д.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч. 2 названной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания вышеизложенных норм права следует, что жилищное законодательство не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, жилое помещение которых стало непригодным для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
То есть сам по себе факт того, что истцы не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, еще не является основанием для отказа в удовлетворении их требований. Вместе с тем для того, чтобы у органа муниципального образования возникла обязанность по предоставлению им во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, необходимо, чтобы истцы были в установленном порядке признаны малоимущими.
Данное обстоятельство следует и из содержания определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П, согласно которому федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку С.Л., С.А. и С.О. на момент рассмотрения дела не было представлено документов, подтверждающих признание их в установленном законом порядке малоимущими, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления им жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу С.Л., С.А. и С.О. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 19.03.2013 г. оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)