Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3586/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-3586/2013


Докладчик: Евлогиева Т.Н.
Судья: Индрикова М.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Блиновой М.А., Спиридонова А.Е., при секретаре судебного заседания К., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению представителя В.М. - М.С. к администрации г. Чебоксары, администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе представителя В.М. - М.С. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 31 июля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований М.С., действующей в интересах В.М. к администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Опекун недееспособного В.М.. - М.С. обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке, возложении обязанности предоставить В.М.. благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Исковые требования мотивировала тем, что В.М. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. 19.04.2013 г. администрацией <данные изъяты> района г. Чебоксары В.М. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем просит возложить обязанность на администрацию <данные изъяты> района гор.Чебоксары поставить В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложить обязанность на администрацию г. Чебоксары предоставить ему благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В судебном заседании представитель истца М.С., действующая в интересах В.М., исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске и вновь их привела суду.
Представитель ответчика администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары М.А. просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не признан малоимущим.
Представитель ответчика администрации г. Чебоксары П. просила отказать в удовлетворении исковых требований по мотивам необоснованности.
Представитель третьего лица - Министерства здравоохранения и социального развития ЧР в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
М.М. просил рассмотреть дело без его участия.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано представителем В.М. - М.С. на предмет отмены по мотиву его незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах указанных доводов, выслушав объяснения представителя истца М.С., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, и приходит к следующему.
Решением администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары от 19.04.2013 г. В.М. отказано в удовлетворении заявления о приеме на учет нуждающихся в жилых помещениях, о чем заявителю сообщено письмом от 19.04.2013 г. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что по представленным документам истец не может быть признан малоимущим.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с данной статьей жилищного кодекса жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 5).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный Закон, действующие на момент обращения В.М. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право В.М. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, для внеочередного обеспечения граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо не только наличие у гражданина хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, но и одновременное наличие указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а также признания гражданина малоимущим, нуждающимся в жилом помещении.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При этом, в соответствии с ч. 1 п. 1 п. п. 2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, истец малоимущим в установленном законом порядке не признан.
Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований о постановке истца на учет на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
В связи с тем, что истец малоимущим не признан, то является правильным отказ судом в удовлетворении остальных его требований о возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке.
Кроме того, другим основанием для отказа в иске суд правильно указал и то обстоятельство, что истец В.М. зарегистрирован и проживает с дочерью М.С. и внуком М.С. в <адрес> в качестве члена семьи своей дочери.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Но для отдельных категорий граждан часть 2 статьи 57 Кодекса предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что истец в силу закона (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ) является членом семьи своей дочери, оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке также не имеется. В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований и по данному основанию.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления принять В.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется, в связи с чем не имеется оснований и для возложения обязанности на орган местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Апелляционная жалоба представителя истца не содержит каких-либо доводов, влекущих отмену по существу правильного решения, а сводится к тому, что суд первой инстанции не дал оценку имеющемуся заболеванию истица, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Однако данный довод не влечет отмену решения суда, поскольку, как изложено выше, наличие у гражданина одного лишь хронического заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, само по себе не достаточно для безусловной постановки такого гражданина на учет, нуждающихся в жилье без соблюдения общих условий, установленных жилищным законодательством для постановки граждан на учет, нуждающихся в жилье и предоставления им жилого помещения во внеочередном порядке.
Другие доводы жалобы направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя В.М. - М.С. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)