Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1701

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-1701


Судья: Илларионова А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Назарова В.В., Селищева В.В.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области на решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2013 года по гражданскому делу по иску П.А. к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 3" УФСИН России по Тульской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, встречному иску Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 3" УФСИН России по Тульской области к П.А., П.Д.А. о признании договора социального найма жилого помещения недействительным,
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установила:

П.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 3" УФСИН России по Тульской области (далее по тексту ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что она проживает и зарегистрирована по адресу: <...> (жилая площадь <...> кв. м, общая площадь <...> кв. м) в составе семьи: отец П.Д.А., ДД.ММ.ГГ. рождения (пенсионер УИС), сестра П.Д.Д., ДД.ММ.ГГ. рождения. Основанием для проживания является договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ. N.
Она неоднократно обращалась к начальнику ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области с заявлением о передаче в собственность занимаемого ее семьей жилого помещения по адресу <адрес>. Первое заявление было написано 18.10.2011 года. Начальник ФКУ ЛИУ-3 Е.О.В. разрешил приватизацию вышеназванного жилого помещения. Однако оказалось, что правоустанавливающих документов на объект недвижимости у ФКУ ЛИУ-3 нет, поэтому приватизация жилого помещения по вышеуказанному адресу невозможна.
В ноябре 2012 года ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области получило правоустанавливающие документы на каждую квартиру в пос. <данные изъяты> дом общежитие. Она вновь обратилась с заявлением о передаче в собственность ее семье занимаемого жилого помещения, ссылаясь на то, что право на бесплатную приватизацию заканчивается 1 марта 2013 года. 18.01.2013 года ее заявление было принято к рассмотрению, а 06.02.2013 года ответчиком было отказано в приватизации данного жилого помещения, по тем основаниям, что жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых городков, а также служебные помещения приватизации не подлежат.
Отказ ответчика в приватизации жилого помещения, занимаемого ее семьей, считает незаконным и противоречащим Жилищному кодексу РФ.
Общежитие, где она проживает и зарегистрирована, фактически является жилым домом с отдельными благоустроенными квартирами в количестве 8 штук. Квартиры заняты отдельными семьями, основаниями для проживания в них являются договоры социального найма, не имеющими срока. Статуса общежития или служебного жилья, согласно ст. 92 ЖК РФ, и Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, занимаемое ею и членами ее семьи жилое помещение не имеет. Данный жилой дом, в обиходе называемый "общежитие", относится к федеральной собственности и закреплен за Федеральным казенным учреждением "Лечебное исправительное учреждение N 3 УФСИН России по Тульской области" по договору о передаче имущества в оперативное управление. Квартиры в жилом доме распределены ЖБК ЛИУ-3 сотрудникам и пенсионерам учреждения для постоянного проживания. Дом находится на балансе учреждения, соответственно содержание жилья должно осуществлять ФКУ ЛИУ-3, но фактически учреждение предоставляет только коммунальные услуги, содержание жилья осуществляется за счет жильцов, занимающих жилые помещения, а также ремонт, чистка канализационных труб, наладка отопительной системы и ее замена, ремонт окон и дверей в подъезде проводится силами жителей вышеуказанного дома. Но, несмотря на это, П.А. и проживающие в доме ежемесячно оплачивают счета по квартплате, коммунальные услуги, услуги по содержанию жилья, но данные счета рассчитываются, как с жилых помещений, а не как с помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, а оплата взимается ФКУ ЛИУ-3.
С учетом изложенного просила суд признать за ней право собственности на квартиру N, дом - общежитие, пос. <данные изъяты>, в порядке приватизации.
Определением суда от 15.02.2013 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: П.Д.А., П.Д.Д.
Ответчик ФКУ ЛИУ - 3 УФСИН России по Тульской области обратился в суд с встречным исковым заявлением к П.А. и П.Д.А. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ., заключенного между ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области и П.Д.А.
В обоснование заявленных встречных требований ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области указало на то, что согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии N от ДД.ММ.ГГ. указанное жилое помещение было предоставлено П.Д.А. на время прохождения службы, так как основное место жительства находилось по адресу: <адрес>, то есть на значительном удалении от ФКУ ЛИУ - 3, что не позволяло ежедневно добираться до места прохождения службы.
На основании письма председателя жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГ. N в ЛИУ-3 было проведено заседание жилищно-бытовой комиссии. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГ. N П.Д.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. П.Д.А. (в составе семьи 4 человека: жена П.И., дочь П.А., дочь П.Д.Д.) было предоставлено служебное жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью <...> кв. м на время прохождения службы в ЛИУ-3. 15 января 2010 года был заключен договор N социального найма жилого помещения, где в качестве наймодателя выступало ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области, действующее от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, в качестве нанимателя выступил П.Д.А.. В соответствии с договором нанимателю было передано в пользование жилое помещение общей площадью <...> кв. м. В соответствии с решением Тульской городской думы от 22 июня 2005 года N 67/1294 п. 2 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в г. Тула, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, не менее 15 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Вместе с тем, в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 года N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма" п. 41 в соответствии с Жилищным кодексом РФ при получении жилого помещения в домах государственного и муниципальных жилищных фондов по договору социального найма граждане обязаны освободить жилое помещение, ранее занимаемое по договору социального найма, за исключением случаев предоставления жилья в дополнение к имеющемуся. При отказе освободить ранее занимаемое жилое помещение граждане получают жилое помещение, общая площадь которого соответствует разнице между нормой предоставления жилого помещения в расчете на данную семью и общей площадью жилого помещения, имеющегося до предоставления. Свидетельство о государственной регистрации права, выданное 17 ноября 2005 года на имя П.Д.А., содержит сведения о том, что П.Д.А. принадлежит на праве собственности 2-комнатная квартира общей площадью <...> кв. м, переданная ему ГУП учреждением УЮ 400/4 УИН Минюста России по Тульской области на основании договора-передачи N от ДД.ММ.ГГ. В соответствии с п. 42 вышеуказанного Приказа Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 года N 18 граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, при получении жилых помещений на условиях социального найма могут безвозмездно передать принадлежащее им на праве собственности помещение в государственную или муниципальную собственность. В случае несогласия передать находящееся в собственности помещение в государственную или муниципальную собственность граждане получают жилое помещение общей площадью, определяемой в соответствии с вышеуказанным пунктом 41. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ. N гражданину П.Д.А. принадлежит 2-комнатная квартира по адресу: <адрес>.
Таким образом, на момент заключения договора социального найма жилого помещения с учреждением УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГ. N, П.Д.А. жилое помещение в г. <данные изъяты> не освободил и не передал принадлежащее ему на праве собственности помещение в государственную или муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, по мнению ответчика, учреждение ЛИУ-3 должно было предоставить П.Д.А. по договору социального найма жилое помещение общей площадью <...> кв. м.
Истец П.А. в судебное заседание не явилась, в адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя по доверенности П.И.
Представитель истца П.А. по доверенности П.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Встречные исковые требования ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) ФКУ ЛИУ - 3 УФСИН России по Тульской области по доверенности Р. исковые требования П.А. не признал, просил в их удовлетворении отказать, встречные исковые требования ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области о признании договора социального найма жилого помещения недействительным поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области по доверенности Д. исковые требования П.А. не признала, просила в их удовлетворении отказать, встречные исковые требования ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области о признании договора социального найма жилого помещения недействительным просила удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области по доверенности К.А. в судебное заседание не явился, в адресованном суду письменном сообщении просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, указал на то, что в Территориальном управлении отсутствует решение органа управления государственным жилищным фондом о включении дома - общежития в пос. <данные изъяты> в специализированный жилищный фонд. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", владение, пользование и распоряжение имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества. В этой связи Территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
Представитель ответчика Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в письменном заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть данное дело в их отсутствие, также сообщил о том, что в Едином Реестре муниципального имущества города Тулы квартира N, расположенная в общежитии по адресу: <адрес>, не числится.
Третье лицо (ответчик по встречному иску) П.Д.А. в судебном заседании исковые требования П.А. поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, встречные исковые требования ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области к нему и к П.А. не признал, просил в их удовлетворении отказать за необоснованностью.
Третье лицо несовершеннолетняя П.Д.Д. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Законный представитель третьего лица несовершеннолетней П.Д.Д. - П.И. (мать П.Д.Д.) в судебном заседании исковые требования П.А. поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, встречные исковые требования ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области не признала в полном объеме и просила в их удовлетворении отказать.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителей соответчиков, третьего лица.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2013 года постановлено:
исковые требования П.А. к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 3" УФСИН России по Тульской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области, Комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за П.А. право собственности на квартиру, общей площадью <...> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В удовлетворении встречных исковых требований Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 3" УФСИН России по Тульской области к П.А., П.Д.А. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ. N, заключенного между ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области и П.Д.А., отказать.
В апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 16.05.2013 года как незаконное и необоснованное, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) ФКУ ЛИУ - 3 УФСИН России по Тульской области по доверенности Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области по доверенности К.Н. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области по тем же основаниям.
Истец П.А., третье лицо (ответчик по встречному иску) П.Д.А., третье лицо - несовершеннолетняя П.Д.Д., представитель истца П.А. по доверенности П.И., она же законный представитель несовершеннолетней П.Д.Д. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области, находя решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2013 года законным и обоснованным.
Представители ответчиков: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области, Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив и изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, действующими на момент возникновения спорных правоотношений) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу статьи 6 этого же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Отказ в передаче жилого помещения в собственность занимающим их по договору социального найма граждан нарушает предоставленное законодательством право граждан на приватизацию жилого помещения - бесплатную передачу в собственность.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предметом настоящего спора является двухкомнатная квартира, общей площадью <...> кв. м, в том числе жилой площадью <...> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
В указанной квартире, на основании договора социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГ., заключенного между Федеральным бюджетным учреждением ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании договора о передаче государственного федерального имущества в оперативное управление N от ДД.ММ.ГГ., именуемым "Наймодатель" и П.Д.А. именуемым "Наниматель", проживают: П.Д.А. и его дочери: П.А. и П.Д.Д.
В соответствии с п. 1 договора социального найма Наймодатель передает Нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2-х комнатной квартиры, общей площадью <...> кв. м, в том числе жилой площадью <...> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.
Данные обстоятельства подтверждаются договором социального найма N от ДД.ММ.ГГ., справкой начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГ., выпиской из лицевого счета N от ДД.ММ.ГГ.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГ. N федеральное бюджетное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 3 УФСИН по Тульской области" изменено на федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 3 УФСИН по Тульской области".
В соответствии с Уставом утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГ. N Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" является лечебным исправительным учреждением, созданным для содержания и лечения, осужденных больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГ. N из оперативного управления ФГУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области изъяты объекты, относящейся к федеральной собственности и расположенные в г. Туле и переданы в собственность муниципального образования город Тула Территориальному управлению Росимущества по Тульской области совместно с ФГУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области поручено в срок до 01.07.2006 года оформить передачу в собственность муниципального образования "Город Тула" указанных объектов в соответствии с передаточными актами и внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества. Настоящее распоряжение является основанием возникновения права собственности на передаваемые объекты, право собственности муниципального образования "Город Тула" возникает с момента утверждения передаточного акта.
В соответствии с Перечнем передаваемых в собственность муниципального образования "Город Тула", относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении ФГУ "ЛИУ N 3 УФСИН по Тульской области", расположенных в пос. <данные изъяты>, передаче подлежали: жилые дома (за исключением приватизированных квартир) N инженерные коммуникации, сети теплоснабжения.
Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГ. N в собственность муниципального образования город Тулы от ФГУ "ЛИУ N 3" приняты объекты жилищного фонда, относящиеся к федеральной собственности.
В соответствии с договором о передаче государственному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГ. N и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГ. N, заключенными между Федеральной службой исполнения наказания и ФБУ "ЛИУ N 3 УФСИН России по Тульской области, утвержден перечень объектов недвижимости ФБУ "ЛИУ N 3 УФСИН России по Тульской области, который одновременно является актом приема-передачи указанного в нем имущества. В данном перечне объектов недвижимости под номером N указано общежитие 2-этажное, общей площадью <...> кв. м.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на основании вышеуказанного договора и дополнительного соглашения 23.06.2011 года выдано Свидетельство N о государственной регистрации права Федерального бюджетного учреждения "ЛИУ N 3 УФСИН по Тульской области" на общежитие, назначение: жилое, 2 - этажное, общей площадью <...> кв. м, по адресу: <адрес> вид права: оперативное управление.
В соответствии со Свидетельством N о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. ФБУ "ЛИУ N 3 УФСИН по Тульской области" зарегистрировало право оперативного управления на квартиру общей площадью <...> кв. м, расположенную на первом этаже по адресу: <адрес>.
Из объяснений представителя истца П.И. и третьего лица П.Д.А. в судебном заседании и выписки из лицевого счета N от ДД.ММ.ГГ., выданной ФКУ "ЛИУ N 3 УФСИН России по Тульской области" усматривается, что после вселения семьи П.Д.А. в являющееся предметом спора жилое помещение на его имя был открыт лицевой счет, в соответствии с договором социального найма жилого помещения ФБУ "ЛИУ N 3 УФСИН России по Тульской области", в оперативном управлении которого находится данная квартира, стало предоставлять П.Д.А. все виды коммунальных услуг, а также содержать жилье, а он, свою очередь, регулярно производил оплату названных видов услуг.
Из инвентарного дела, полученного из Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Центральный производственный участок N, следует, что общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, построено в ДД.ММ.ГГ., площадью <...> кв. м, общей площадью квартир <...> кв. м, в том числе жилой площадью <...> кв. м. В данном общежитие восемь квартир, из них шесть квартир 2-комнатные, две квартиры 3-комнатные. Как следует из плана объекта и экспликации к поэтажному плану здания, каждая квартира обособлена от другой, имеются отдельные входы, в каждой квартире, в том числе и в квартире N, где проживает семья Простенко, имеются: коридор, туалет, ванная, кухня, жилые комнаты.
Из объяснений представителя истца П.И. и третьего лица П.Д.А., данных в судебном заседании, следует, что квартира используется ими как индивидуальное жилое помещение со всеми удобствами, с отдельными: кухней, ванной и санузлом, с собственной мебелью, место проживания в указанном жилом помещении для них является постоянным.
Основываясь на совокупности приведенных выше доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которыми достоверно подтверждены факты пользования истцом П.А. и ее семьей изолированной квартирой N со всеми удобствами, вселения их в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, на основании договора социального найма, оплаты ими квартплаты по ставкам как за жилое помещение, суд обоснованно пришел к выводу о том, что занимаемая истцом квартира, расположенная в указанном выше доме, не соответствует статусу общежития, в связи с чем к данному жилому помещению должен быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что в спорной квартире с 15.01.2010 года зарегистрированы: П.Д.А. в качестве нанимателя и П.Д.Д., ДД.ММ.ГГ. рождения - дочь нанимателя, с 07.06.2011 года П.А., ДД.ММ.ГГ. рождения - дочь нанимателя (истец по делу).
Судом также установлено, что истец П.А., будучи несовершеннолетней, стала сособственником жилого помещения - квартиры N дома N по адресу: <адрес>. Указанная квартира в соответствии с договором передачи от ДД.ММ.ГГ. N была передана в долевую собственность: П.Д.А. размер доли ? П.И. размер доли ?, П.А. размер доли ?, П.Д.Д. размер доли ?, в порядке приватизации.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства с учетом положений вышеприведенных норм материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что истец П.А. вправе приобрести в собственность бесплатно, в порядке приватизации, занимаемую квартиру N, расположенную в доме - общежитие в пос. <данные изъяты>, обоснованно указав на отсутствие каких-либо обстоятельств, исключающих возможность приватизации указанного жилого помещения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Суд вправе признать договор социального найма жилого помещения недействительным, если будет установлено, что имели место нарушения порядка и условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
В случае признания недействительным договора социального найма лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 63 ЖК РФ).
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет на основании решений органа местного самоуправления.
Судом установлено, что П.Д.А., на основании приказа УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГ. N назначен на должность <данные изъяты> лечебного исправительного учреждения N 3 по контракту сроком на 5 лет с 04 июня 2007 года. В дальнейшем приказом начальника УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГ. N П.Д.А. назначен на должность <данные изъяты> лечебного исправительного учреждения N 3.
До этого времени П.Д.А. проходил службу в ФГУ ИК УФСИН России по Тульской области.
Жилищно-бытовой комиссией ИК П.Д.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в ИК.
Поскольку жилого помещения в г. Туле П.Д.А. и члены его семьи не имели, а основное место жительства находилось по адресу: <адрес>, которое было значительно удалено от ЛИУ-3, а совместно с П.Д.А. проходила службу в ФГУ ЛИУ-3 его жена - П.И., на основании поданного П.А. рапорта на имя начальника ЛИУ-3 с просьбой выделить из жилищного фонда учреждения жилую площадь для проживания семьи (П.И., П.А., П.Д.Д.), протоколом жилищно-бытовой комиссией ЛИУ-3 от ДД.ММ.ГГ. П.Д.А. и его семье (П.И. - жена, П.А. - дочь, П.Д.Д. - дочь) было предоставлено служебное помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв. м, на период прохождения им службы в ФГУ ЛИУ-3. Также в данном протоколе было указано: "заключить с П.Д.А. договор найма служебного помещения".
Однако судом установлено, что договор найма служебного помещения между ФКУ ЛИУ-З УФСИН по Тульской области и П.Д.А. не заключался.
На обращение П.Д.А. в УФСИН России по Тульской области по вопросу принятия учетного дела и постановки его на учет на улучшение жилищных условий по новому месту службы, председатель жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Тульской области в письме от ДД.ММ.ГГ. N сообщил, что в связи с назначением на должность в ФБУ ЛИУ-З России по Тульской области за П.Д.А. сохраняется право состоять в списках очередников на получение жилья, так как он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту службы в ФБУ ИК УФСИН России по Тульской области; учетное дело направлено в ЖБК ФБУ ЛИУ-3 России по Тульской области.
В соответствии с протоколом N от ДД.ММ.ГГ. ЖБК ЛИУ-3 проведена перерегистрация граждан, работающих в ЛИУ-3, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с записями в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФБУ ЛИУ-3 по состоянию на 01.04.2009 года, П.Д.А., проживающий по адресу: <адрес>, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером N, при этом была указана дата постановки на очередь - ДД.ММ.ГГ.
15.01.2010 года между ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области и П.Д.А. был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, состоящее из изолированной 2-комнатной квартиры, общей площадью <...> кв. м, в том числе жилой <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, которое было передано нанимателю в бессрочное владение и пользование. Данный договор подписан руководителем Учреждения и скреплен соответствующей печатью.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Судом установлено, что после заключения вышеуказанного договора социального найма жилого помещения П.Д.А. был исключен из списка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ЛИУ-3, что подтверждается записью в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно которой указано, что П.Д.А. снят с очереди на основании протокола N от ДД.ММ.ГГ.
Однако ответчиком данный протокол ЖБК ЛИУ-3 за N от ДД.ММ.ГГ. представлен суду не был, в связи с его утерей.
Принимая во внимание, что П.Д.А. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является предоставление П.Д.А. квартиры по адресу: <адрес>, на условиях социального найма, а также то, что спорное жилое помещение не являлось служебным и П.Д.А. пользуется данной квартирой на условиях договора социального найма, нарушений порядка и условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, судом не установлено, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного договора социального найма жилого помещения недействительным.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемый договор социального найма заключен 15.01.2010 года.
Как следует из поквартирной карточки на квартиру N дома общежития пос. <данные изъяты> и установлено судом наниматель П.Д.А. зарегистрировался и вселился в спорную квартиру также 15.01.2010 года.
Соответственно, исполнение оспариваемого договора началось 15.01.2010 года.
Со встречным исковым заявлением о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ. N, заключенного между ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области и П.Д.А., ответчик (истец по встречному исковому заявлению) - ФКУ "Лечебное исправительное учреждение N 3" УФСИН России по Тульской области, обратился 13.03.2013 года в процессе рассмотрения дела по иску П.А. о признании права собственности в порядке приватизации на спорную квартиру.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения), применяется общий трехлетний срок исковой давности.
Принимая во внимание, что ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области обратилось в суд с иском о признании договора социального найма, заключенного между истцом П.А. и ответчиком ФКУ ЛИУ-3, недействительным по истечении предусмотренного п. 1 ст. 181 ГК РФ срока исковой давности, о чем было заявлено представителем истца по доверенности П.И. в ходе судебного разбирательства, суд, руководствуясь положениями ст. 199 ГК РФ пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области о признании договора социального найма недействительным.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ ЛИУ-З УФСИН России по Тульской области не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, данные доводы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)