Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Коростиленко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Лисовского В.Ю.
судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2012 года дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Октябрьского административного округа г. Омска К. на решение Центрального районного суда Омской области от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Х.И.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по улучшению жилищных условий".
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор ОАО г. Омска обратился в суд в интересах Х.И.А. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по улучшению жилищных условий.
В обосновании указал, что по обращению Х.И.А. им была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части реализации права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как инвалида Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ). В результате проверки установлено, что Х.И.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Омск, ул. которое принадлежит Х.И.А. и его супруге на праве собственности. В настоящее время в квартире зарегистрированы Х.И.А., его жена Х.Л.Д., сын Х.В.И., дочь Т.В.И. и внучка Т.Н.В.
Х.И.А. является ветераном ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах".
09 марта 2010 г. Х.И.А. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако Постановлением Администрации г. Омска от 05.04.2010 г. N 272-п Х.И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий), так как дочь Х.И.А. - Т.В.И., зарегистрирована в квартире истца с 05.02.2010 г. Действительно до 05.02.2010 г. Т.В.И. в принадлежащей ее родителям квартире не была зарегистрирована, но периодически проживала там, поскольку своего жилья не имеет. Кроме того, регистрация по месту жительства родителей Т.В.И. была вызвана необходимостью осуществления ухода за родителями в связи с их возрастом и состоянием здоровья. Также внучка Х.И.А. - Т.Н.В. - членом его семьи не является, однако Т.Н.В. в 2006 г. вселена Х.И.А. в качестве члена семьи. Таким образом, Х.И.А. в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Просил признать отказ Администрации г. Омска в принятии Х.И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным и нарушающим его жилищные права и право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах"; признать Т.Н.В. членом семьи Х.И.А.; обязать Администрацию г. Омска принять Х.И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты фактического обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть с 09 марта 2010 г.; обязать Администрацию г. Омска включить Х.И.А. в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, то есть с 09 марта 2010 г.
В судебном заседании помощник прокурора ОАО г. Омска Позыгун Е.С. требования просила удовлетворить, однако иск в части требований о признании Т.Н.В. членом семьи Х.И.А. не поддерживает.
Х.И.А. участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска - Г., требования не признала, считает отказ Администрации г. Омска законным и обоснованным, кроме того указала, что в настоящее время истец обеспечен по норме предоставления жилой площади. Просила в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор выразил несогласие с решением, считает таковое незаконным и необоснованным. Указывает, что дочь Х.И.А. была вынуждена зарегистрироваться по месту жительства родителей в связи с отсутствием жилья и места регистрации, кроме того регистрация была вызвана необходимостью осуществления ухода за пожилыми родителями. Таким образом, постановление Администрации г. Омска от 05.04.2010 на основании которого Х.И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях является незаконным. Также, доказательств намеренного ухудшения Х.И.А. своих жилищных условий материалы дела не содержат. Кроме того, в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ в решении не указан вывод суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав пояснения прокурора, Х.И.А., судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Согласно статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, что Х.И.А. является ветераном Великой Отечественной Войны и инвалидом.
Х.И.А. и его супруга Х.Л.Б. имеют принадлежащую им на праве совместной собственности трехкомнатную квартиру N в г. Омске общей площадью 64,30 кв. м.
Согласно копии лицевого счета, в вышеуказанной квартире зарегистрированы: Х.И.А., его жена Х.Л.Б. с 1975 года, сын Х.В.И. с 07.09.2007 года, дочь Т.В.И. с 05.02.2010 года, внучка Т.Н.В. с 31.10.2006 года.
Как установлено судом, дочь Х.И.А. - Т.В.И. была зарегистрирована в данной квартире 05.02.2010 года, а 09.03.2010 года Х.И.А. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Омска от 05.04.2010 г. N 272-п, Х.И.А. было отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на основании статьи 53 ЖК РФ, поскольку не истек срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, так как дочь Х.И.А. - Т.В.И. - зарегистрирована в квартире истца с 05.02.2010 г., в связи с чем, Х.И.А. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. До регистрации Т.В.И., исходя из площади квартиры и числа зарегистрированных, на одного проживающего приходилось более 15 кв. м площади.
Полагая действия Администрации незаконными, прокурор в интересах Х.И.А. обратился в суд с названным иском.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Действие названных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан - инвалиды и участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не всех ветеранов и инвалидов ВОВ, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Из статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Мэра г. Омска от 06 мая 2005 г. N 251-п "Об установлении учета нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения договору социального найма" учетная норма жилой площади жилого помещения установлена в размере 15 кв. м.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, дочь Х.И.А. - Т.В.И. зарегистрирована в квартире N в г. Омске у своих родителей 05.02.2010 года. При этом, Т.В.И., состоит в зарегистрированном браке с Т.В.К. В 2007 году супруги Т-ны распорядились имеющейся в совместной собственности квартирой по адресу: г. Омск, ул. Т.В.И. в свою очередь 12.04.2007 г. приобрела на своем имя на праве собственности жилое помещение по адресу: <...>, которым распорядилась 19.07.2007 г., а 02.08.2007 г. заключила договор приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением N 244, - однокомнатной квартирой со строительным номером 181 общей площадью 39,2 кв. м, расположенной в строящемся жилом доме в границах улиц в г. Омске. При этом, до момента регистрации в квартире Х.И.А. была постоянно зарегистрирована по другому адресу: г. Омск,.
Сын Х.И.А. - Х.В.И., зарегистрированный совместно с отцом Х.И.А. в квартире N в г. Омске является также участником долевого строительства жилых помещений - однокомнатной квартиры, общей площадью 40,2 кв. м, расположенной в строящемся доме по адресу: ул. в г. Омске. При этом, 08.08.2007 г. Х.В.И. распорядился принадлежащей ему на праве собственностью квартирой N в г. Омске.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела в судебном заседании 01.09.2011 года Т.В.И. и Х.В.И. были допрошены в качестве свидетелей и пояснили, что в квартире N в г. Омске зарегистрированы и проживают временно до момента получения своего жилья (т. 2 л.д. 8 - 9), т.е. их проживание носит временный характер, постоянно проживать у родителей не намерены.
Зарегистрированная также в квартире N в г. Омске внучка Х.И.А. - Т.Н.В. является студенткой 4-го курса заочной формы обучения факультета ИДРиКТ Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, работает в должности менеджера проектов ООО "ИВП Фермион", соответственно живет в г. Санкт-Петербурге.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу статьи 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Ссылка в апелляционном представлении на неправильное применение судом статьи 53 ЖК РФ не может быть признана обоснованной. Положения указанной правовой нормы применены судом правильно, с учетом конкретных обстоятельств, установленных при рассмотрении и разрешении спора.
Исходя из правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ" по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно.
Довод апелляционного представления об отсутствии зарегистрированного жилья по праву собственности у членом семьи Х.И.А. - Т.В.И. и Х.В.И., не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку как установлено паевые взносы за приобретенное жилье выплачены, что в силу Гражданского кодекса РФ является основанием для приобретения права собственности на указанное имущество.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции была правильно установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о том, что нуждаемость в улучшении жилищных условий у Х.И.А. отсутствует.
Доводы же самого Х.И.А. о недостаточной благоустроенности жилья, его длительного срока эксплуатации, отсутствии капитального ремонта, в силу статьи 56, 59, 60 ГПК РФ не подтверждены и не могут повлиять на содержание принятого решения.
Отказывая в заявленных требованиях прокурора, суд обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что Т.В.И. была вселена в квартиру с целью ухода за родителями, также того, что факт проживания в данном жилом помещении внучки Х.И.А. - Т.Н.В., как и то, что она приходится ему членом семьи.
Мотивы принятого решения судом первой инстанции изложены подробно и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Судом исследованы в соответствии с нормами Гражданско-процессуального законодательства РФ все доказательства представленные сторонами и дана надлежащая оценка, не соглашаться с которой, оснований у судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда не имеется.
Ссылки в представлении на то, что в резолютивной части решения не указан вывод суда об отказе, не могут повлечь отмену решения по делу, поскольку из мотивировочного текста решения усматривается указание на отказ в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Х.И.А..
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда Омской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Х.И.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по улучшению жилищных условий отказать".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.03.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1662/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу N 33-1662/2012
Председательствующий: Коростиленко Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Лисовского В.Ю.
судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2012 года дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Октябрьского административного округа г. Омска К. на решение Центрального районного суда Омской области от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Х.И.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по улучшению жилищных условий".
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор ОАО г. Омска обратился в суд в интересах Х.И.А. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по улучшению жилищных условий.
В обосновании указал, что по обращению Х.И.А. им была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части реализации права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как инвалида Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ). В результате проверки установлено, что Х.И.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Омск, ул. которое принадлежит Х.И.А. и его супруге на праве собственности. В настоящее время в квартире зарегистрированы Х.И.А., его жена Х.Л.Д., сын Х.В.И., дочь Т.В.И. и внучка Т.Н.В.
Х.И.А. является ветераном ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах".
09 марта 2010 г. Х.И.А. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако Постановлением Администрации г. Омска от 05.04.2010 г. N 272-п Х.И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий), так как дочь Х.И.А. - Т.В.И., зарегистрирована в квартире истца с 05.02.2010 г. Действительно до 05.02.2010 г. Т.В.И. в принадлежащей ее родителям квартире не была зарегистрирована, но периодически проживала там, поскольку своего жилья не имеет. Кроме того, регистрация по месту жительства родителей Т.В.И. была вызвана необходимостью осуществления ухода за родителями в связи с их возрастом и состоянием здоровья. Также внучка Х.И.А. - Т.Н.В. - членом его семьи не является, однако Т.Н.В. в 2006 г. вселена Х.И.А. в качестве члена семьи. Таким образом, Х.И.А. в соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Просил признать отказ Администрации г. Омска в принятии Х.И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным и нарушающим его жилищные права и право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах"; признать Т.Н.В. членом семьи Х.И.А.; обязать Администрацию г. Омска принять Х.И.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты фактического обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, то есть с 09 марта 2010 г.; обязать Администрацию г. Омска включить Х.И.А. в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. N 99-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления, то есть с 09 марта 2010 г.
В судебном заседании помощник прокурора ОАО г. Омска Позыгун Е.С. требования просила удовлетворить, однако иск в части требований о признании Т.Н.В. членом семьи Х.И.А. не поддерживает.
Х.И.А. участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска - Г., требования не признала, считает отказ Администрации г. Омска законным и обоснованным, кроме того указала, что в настоящее время истец обеспечен по норме предоставления жилой площади. Просила в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор выразил несогласие с решением, считает таковое незаконным и необоснованным. Указывает, что дочь Х.И.А. была вынуждена зарегистрироваться по месту жительства родителей в связи с отсутствием жилья и места регистрации, кроме того регистрация была вызвана необходимостью осуществления ухода за пожилыми родителями. Таким образом, постановление Администрации г. Омска от 05.04.2010 на основании которого Х.И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях является незаконным. Также, доказательств намеренного ухудшения Х.И.А. своих жилищных условий материалы дела не содержат. Кроме того, в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ в решении не указан вывод суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав пояснения прокурора, Х.И.А., судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Согласно статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции допущено не было.
Из материалов дела следует, что Х.И.А. является ветераном Великой Отечественной Войны и инвалидом.
Х.И.А. и его супруга Х.Л.Б. имеют принадлежащую им на праве совместной собственности трехкомнатную квартиру N в г. Омске общей площадью 64,30 кв. м.
Согласно копии лицевого счета, в вышеуказанной квартире зарегистрированы: Х.И.А., его жена Х.Л.Б. с 1975 года, сын Х.В.И. с 07.09.2007 года, дочь Т.В.И. с 05.02.2010 года, внучка Т.Н.В. с 31.10.2006 года.
Как установлено судом, дочь Х.И.А. - Т.В.И. была зарегистрирована в данной квартире 05.02.2010 года, а 09.03.2010 года Х.И.А. обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Омска от 05.04.2010 г. N 272-п, Х.И.А. было отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на основании статьи 53 ЖК РФ, поскольку не истек срок последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, так как дочь Х.И.А. - Т.В.И. - зарегистрирована в квартире истца с 05.02.2010 г., в связи с чем, Х.И.А. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. До регистрации Т.В.И., исходя из площади квартиры и числа зарегистрированных, на одного проживающего приходилось более 15 кв. м площади.
Полагая действия Администрации незаконными, прокурор в интересах Х.И.А. обратился в суд с названным иском.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Действие названных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан - инвалиды и участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не всех ветеранов и инвалидов ВОВ, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Из статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Мэра г. Омска от 06 мая 2005 г. N 251-п "Об установлении учета нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения договору социального найма" учетная норма жилой площади жилого помещения установлена в размере 15 кв. м.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, дочь Х.И.А. - Т.В.И. зарегистрирована в квартире N в г. Омске у своих родителей 05.02.2010 года. При этом, Т.В.И., состоит в зарегистрированном браке с Т.В.К. В 2007 году супруги Т-ны распорядились имеющейся в совместной собственности квартирой по адресу: г. Омск, ул. Т.В.И. в свою очередь 12.04.2007 г. приобрела на своем имя на праве собственности жилое помещение по адресу: <...>, которым распорядилась 19.07.2007 г., а 02.08.2007 г. заключила договор приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением N 244, - однокомнатной квартирой со строительным номером 181 общей площадью 39,2 кв. м, расположенной в строящемся жилом доме в границах улиц в г. Омске. При этом, до момента регистрации в квартире Х.И.А. была постоянно зарегистрирована по другому адресу: г. Омск,.
Сын Х.И.А. - Х.В.И., зарегистрированный совместно с отцом Х.И.А. в квартире N в г. Омске является также участником долевого строительства жилых помещений - однокомнатной квартиры, общей площадью 40,2 кв. м, расположенной в строящемся доме по адресу: ул. в г. Омске. При этом, 08.08.2007 г. Х.В.И. распорядился принадлежащей ему на праве собственностью квартирой N в г. Омске.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела в судебном заседании 01.09.2011 года Т.В.И. и Х.В.И. были допрошены в качестве свидетелей и пояснили, что в квартире N в г. Омске зарегистрированы и проживают временно до момента получения своего жилья (т. 2 л.д. 8 - 9), т.е. их проживание носит временный характер, постоянно проживать у родителей не намерены.
Зарегистрированная также в квартире N в г. Омске внучка Х.И.А. - Т.Н.В. является студенткой 4-го курса заочной формы обучения факультета ИДРиКТ Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, работает в должности менеджера проектов ООО "ИВП Фермион", соответственно живет в г. Санкт-Петербурге.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу статьи 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Ссылка в апелляционном представлении на неправильное применение судом статьи 53 ЖК РФ не может быть признана обоснованной. Положения указанной правовой нормы применены судом правильно, с учетом конкретных обстоятельств, установленных при рассмотрении и разрешении спора.
Исходя из правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 года N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ" по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно.
Довод апелляционного представления об отсутствии зарегистрированного жилья по праву собственности у членом семьи Х.И.А. - Т.В.И. и Х.В.И., не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку как установлено паевые взносы за приобретенное жилье выплачены, что в силу Гражданского кодекса РФ является основанием для приобретения права собственности на указанное имущество.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции была правильно установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о том, что нуждаемость в улучшении жилищных условий у Х.И.А. отсутствует.
Доводы же самого Х.И.А. о недостаточной благоустроенности жилья, его длительного срока эксплуатации, отсутствии капитального ремонта, в силу статьи 56, 59, 60 ГПК РФ не подтверждены и не могут повлиять на содержание принятого решения.
Отказывая в заявленных требованиях прокурора, суд обоснованно исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что Т.В.И. была вселена в квартиру с целью ухода за родителями, также того, что факт проживания в данном жилом помещении внучки Х.И.А. - Т.Н.В., как и то, что она приходится ему членом семьи.
Мотивы принятого решения судом первой инстанции изложены подробно и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Судом исследованы в соответствии с нормами Гражданско-процессуального законодательства РФ все доказательства представленные сторонами и дана надлежащая оценка, не соглашаться с которой, оснований у судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда не имеется.
Ссылки в представлении на то, что в резолютивной части решения не указан вывод суда об отказе, не могут повлечь отмену решения по делу, поскольку из мотивировочного текста решения усматривается указание на отказ в удовлетворении заявленных требований прокурора в интересах Х.И.А..
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда Омской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: "В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Х.И.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по постановке на учет и включению в список по улучшению жилищных условий отказать".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)