Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2013 ПО ДЕЛУ N 33-134/2013(33-8275/2012)

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2013 г. по делу N 33-134/2013(33-8275/2012)


Судья: Шенцова Е.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Коваленко А.И., Фединой Е.В.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 октября 2012 года по гражданскому делу по иску П., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ***1 к администрации города Орска Оренбургской области о предоставлении жилого помещения, заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

установила:

П., действуя от своего имени и в интересах несовершеннолетнего сына ***1, обратилась в суд с иском к администрации г. Орска Оренбургской области. В обоснование указала, что ее несовершеннолетний сын ***1 является инвалидом в связи с заболеванием, входящем в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 378 от 16.06.2006 г. "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
В настоящее время она проживает в жилом помещении *** в квартире коммунального заселения по *** площадью ***. Комната расположена в коммунальной квартире коридорного типа, не имеется индивидуального санузла, водоснабжения, газоснабжения, отсутствуют условия для проживания с ребенком-инвалидом. Данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности на основании договора на передачу жилого помещения в собственность от ***
В соответствии с постановлением главы г. Орска от *** ***-п они с сыном признаны нуждающимися в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья, однако администрацией г. Орска в установленном законом порядке жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Просила обязать администрацию г. Орска предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма на семью из двух человек благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Орске, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Истец П., ее представитель С., действующий на основании устного ходатайства истца, занесенного в протокол судебного заседания, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Орска, представитель третьего лица министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 октября 2012 года исковые требования П., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ***1, к администрации г. Орска о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Администрация г. Орска обязана предоставить П., *** года рождения, ***1, *** года рождения, на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм с учетом имеющегося у П. права собственности на жилое помещение *** в квартире коммунального заселения по ***, за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели, во внеочередном порядке.
С решением суда не согласилась администрация г. Орска, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение. Считают, что судом не выяснялся вопрос о возможности признания *** в *** квартирой, в которой проживают лица, не являющиеся членами одной семьи. Также ссылаются на то, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций. Предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год. В связи с отсутствием целевого финансирования из областного бюджета на 2012 г. под категорию граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, жилые помещения в муниципальную собственность не приобретались, в связи с чем, в решении суда должен быть отражен разумный срок предоставления жилого помещения, а также условия и порядок предоставления вне очереди жилого помещения.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции стороны не участвовали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по договору социального найма инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" установлены нормы предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья, на семью из трех и более человек - по 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, что ***1, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, заболевание которой входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства N 378 от 16.06.2006 года.
В соответствии с постановлением администрации города Орска Оренбургской области от *** N *** П. и член ее семьи ***1 признаны нуждающимися в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья.
Истцы зарегистрированы и проживают в настоящее время по адресу: ***, ***. Собственником данного жилого помещения является П., за ***1 жилых помещений на праве собственности не числится по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции верно исходил из наличия у ***1 права на внеочередное предоставление жилья как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о том, что судом не выяснялся вопрос о возможности признания *** в *** квартирой, в которой проживают лица, не являющиеся членами одной семьи, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку согласно постановления администрации города Орска Оренбургской области от *** N *** ***1 и П. поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении и включены в список по внеочередному предоставлению жилья (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ). Указанное решение до настоящего времени не отменено и является достаточным доказательством наличия у истца права на получение жилья.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне проверил и оценил представленные по делу доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования П., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетнего ***1, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Орска о недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" установлено, что субъектом Российской Федерации - Оренбургской областью полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан были переданы органам местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии целевого финансирования из областного бюджета на 2012 год, о том, что суд не указал срок предоставления жилого помещения, являются необоснованными, как основанные на неправильном толковании норм, устанавливающих основания и порядок предоставления жилья во внеочередном порядке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно возложил обязанность предоставить истцам вне очереди по договору социального найма жилое помещение на администрацию г. Орска Оренбургской области.
Иных доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Все юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, нарушений норм права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 320 - 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 октября 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)