Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Решетова М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Никитенко Н.В.
судей Терехиной Н.В., Журавлевой М.П.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе А.И., Т., К., П., С., К.С. на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2012 года по иску А.И., Т., К., П., С., К.С. к администрации г. Челябинска, Правительству Челябинской области о признании права на заключение договоров социального найма жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя А.И., Т., К., П., С., К.С. - М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
А.И., Т., К., П., С., К.С. обратились в суд с исками к Администрации г. Челябинска о признании права на заключение договоров социального найма в отношении жилых помещений, расположенных в доме N **** по пр. **** в г. Челябинске: за К. - на блок ****, С. - комнату в блоке ****, П. - комнату (блок) ****, Т. - комнату (блок) ****, А.И. - блок ****, К.С. - комнату (блок) ****.
В обоснование требований указали, что они вселились в указанные жилые помещения на законных основаниях, в связи с трудовыми отношениями с МУЗ ГКБ N 3, поскольку указанное здание включено в реестр муниципальной собственности, то в соответствии со ст. 1, 2, 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", ст. 49, 50, 51, 109 ЖК РСФСР, ст. 7 Закона "О введении в действие ЖК РФ", ст. ст. 11, 61, 92, 94 ЖК РФ, ст. 12, 672, 217 ГК РФ имеют право на заключение с ними договоров социального найма. Права их нарушены тем, что в соответствии с заключенными ныне договорами найма жилого помещения специализированного жилищного фонда жилые помещения предоставлены им на время трудовых отношений с МУЗ ГКБ N 3 и при увольнении они лишатся единственного жилья.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечена администрация Калининского района г. Челябинска, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее по тексту - ГБУЗ "ОКБ N 3"), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее КУИиЗО г. Челябинска), в качестве соответчика Правительство Челябинской области.
Истцы А.И., Т., К., П., С., К.С. при надлежащем извещении не принимали участия в деле.
Представитель истцов М. поддержал исковые требования.
Представители ответчиков Администрации г. Челябинска, Правительства Челябинской области, представители третьих лиц Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", Администрации Калининского района г. Челябинска при надлежащем извещении не принимали участия в деле.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы А.И., Т., К., П., С., К.С. просят решение суда отменить, ссылаясь на обстоятельства, положенные в обоснование исковых требований. Суд неправильно применил ст. 7 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ", так как она указывает на возможность применения к спорным жилым помещениям норм о договоре социального найма. Также судом неверно применена ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", поскольку при переходе муниципального учреждения здравоохранения из муниципальной собственности в государственную, жилищный фонд (спорное общежитие) находящееся на праве оперативного управления МБУЗ ГКБ N 3 должен либо оставаться в муниципальной собственности, либо передаваться правопреемнику данного учреждения, но с сохранением всех жилищных прав проживающих в нем, включая право на заключение договора социального найма. Суд ошибочно не применил к спорным правоотношениям ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, тогда как на момент рассмотрения дела здание общежития исключено из реестра муниципальной собственности, а значит и из реестра специализированного муниципального жилищного фонда, следовательно, статус общежития утратило. Неверно дана оценка передаточному акту, утвержденному Министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18 мая 2012 года N 719-р, так как указанный акт не содержит передаваемое и принимаемое имущество. Суд необоснованно привлек к участию в дело ГБУЗ "ОКБ N 3", администрацию Калининского района г. Челябинска, Правительство Челябинской области, КУИиЗО г. Челябинска.
А.И., Т., К., П., С., К.С., представители Администрации г. Челябинска, Правительства Челябинской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", Администрации Калининского района г. Челябинска не явились, надлежащим образом извещены, заявление об уважительных причинах неявки или о наличии иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению дела, не представили. Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен главами 7 и 8 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. ****, дом ****, изначально строилось и использовалось для временного проживания медицинских работников. Комнаты предоставлены истцам для проживания в связи с трудовыми отношениями по основаниям, предусмотренным для специализированного жилищного фонда, статус и принадлежность данного общежития не изменялись.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются законными, основанными на полно и всесторонне исследованных материалах дела.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов N 251-13 от 01 июля 1980 г. утвержден Акт государственной комиссии от 30 июня 1980 г. на прием в эксплуатацию девятиэтажного крупнопанельного здания общежития на 537 мест по пр. ****, дом ****, которое было передано на баланс горздравотдела для больницы скорой помощи.
Решением Исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов N 421 от 28 октября 1980 г. места в данном общежитии были распределены между медицинскими учреждениями, городской больнице скорой помощи выделено 195 мест, Горздравотделу для работников города - 30 мест.
В соответствии с решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 26 ноября 1992 г. за N 313/13-м общежитие, расположенное по адресу г. Челябинск, пр. ****, дом ****, передано в муниципальную собственность и внесено в реестр муниципальной собственности.
Согласно сведениям ОГУП "Обл.ЦТИ" с момента приемки указанного здания в эксплуатацию в 1980 г. балансодержателем здания является МУЗ ГКБ N 3 (до реорганизации - Городская клиническая больница скорой медицинской помощи).
Договором о закреплении имущества на праве оперативного управления от 03 марта 2000 г., с учетом соглашения о внесении дополнений и изменений в договор от 12 января 2009 г., перечнем муниципального имущества, закрепленного за МУЗ ГКБ N 3, подтверждается, что жилой дом N **** по пр. **** г. Челябинска, принадлежит МУЗ ГКБ N 3 на праве оперативного управления, и используется в качестве общежития, по состоянию на 01 февраля 2012 г. здание закреплено на данном праве за МБУЗ ГКБ N 3.
В соответствии со ст. ст. 105, 106 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 г., служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Как следует из материалов дела, истцам спорные жилые помещения были предоставлены в качестве общежития для проживания в период работы в учреждениях здравоохранения на основании ордеров и направлений для заселения в общежитие, подписанных должностным лицом ГБУЗ "ОКБ N 3" (в предшествовавшем наименовании), статус общежития не изменялся с момента первоначальной инвентаризации 23 августа 1980 г. по настоящее время, с 29 марта 2010 г. общежитие отнесено к муниципальному специализированному жилому фонду, в 2005 году МУЗ ГКБ N 3 со всеми истцами заключило договоры найма жилого помещения специализированного жилого фонда.
Согласно статьям 92, 94 Жилищного кодекса РФ общежития являются специализированным жилым фондом. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов. Под общежития используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Из материалов дела видно, что изначально общежитие, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. ****, дом ****, строилось и использовалось именно как общежитие для медицинских работников. С момента приемки указанного здания в эксплуатацию балансодержателем здания, а в дальнейшем управляющей организацией является МУЗ ГКБ N 3 (с последующими изменениями наименований).
Распоряжением Администрации г. Челябинска N 2117 от 29 марта 2010 г. данное муниципальное общежитие отнесено к специализированному жилищному фонду, все жилые помещения включены в реестр специализированного жилищного фонда (общежития) города Челябинска.
Во исполнение постановления Правительства Челябинской области от 12 января 2012 г. N 1-П "О принятии в государственную собственность Челябинской области муниципальных учреждений здравоохранения", приказом КУИиЗО г. Челябинска от 19 марта 2012 г. N 205 исключены из реестра муниципальной собственности муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения, в том числе МБУЗ ГКБ N 3, как имущественный комплекс, включая жилой дом (здание общежития N 2 без пристроя.
По акту приема-передачи от 01 февраля 2012 года из собственности муниципального образования "город Челябинск" в государственную собственность Челябинской области передана МБУЗ ГКБ N 3.
На момент рассмотрения дела имущество принято в государственную собственность Челябинской области и включено в реестр государственной собственности.
Как на момент вселения истцов в спорные жилые помещения, так и в настоящее время статус жилого дома, являющегося общежитием, не изменялся.
Таким образом, здание спорного общежития не принадлежало на праве собственности медицинскому учреждению, предоставившему жилые помещения истцам, а находилось у него на балансе. В 1992 г. в результате разграничения государственной собственности общежитие передано в муниципальную собственность, затем включено в реестр муниципальной собственности, а в дальнейшем передано в государственную собственность Челябинской области и включено в реестр государственной собственности. Жилые помещения в общежитии истцам были предоставлены в порядке и по основаниям, предусмотренным для специализированного жилищного фонда: статус жилого помещения не изменялся, оно находилось в муниципальной собственности, а в настоящее время в государственной собственности. Обстоятельств, с которыми положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" связывают возможность применения к жилым помещениям, расположенным в жилых домах и использовавшихся в качестве общежитий, норм о договоре социального найма, не имеется.
Передача МБУЗ ГКБ N 3 в государственную собственность Челябинской области и его переименование в ГБУЗ "ОКБ N 3" не меняет статус здания как общежития, жилищные права истцов в отношении предоставленных им жилых помещений не изменяет.
При этом необходимо учитывать, что безусловное распространение положений ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 г. о применении норм ЖК РФ о договоре социального найма в отношении жилых помещений, используемых в качестве общежитий, влекло бы, по своей сути, отказ от специального режима использования определенных жилых помещений.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). В свою очередь истцы не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Администрации Калининского района г. Челябинска, не обращались с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Оснований для признания за истцами права пользования занимаемых ими жилых помещений на условиях договора социального найма, не имеется, равно как и права на заключение таких договоров.
Ссылки истцов на Закон РФ "О приватизации жилищного фонда РФ", в частности, на неправильное применение судом положений ст. 18 данного закона необоснованны, так как суду заявлены требования о признании права на заключение договора социального найма, требований же о праве на приватизацию спорных помещений, не заявлялось.
Особенности правового режима спорных жилых помещений, в частности, их целевое назначение, исключает возможность передачи таких жилых помещений в частную собственность.
Ссылка в жалобе на отсутствие в акте приема-передачи имущества МБУЗ ГКБ N 3 в государственную собственность сведений о том, какое имущество и кому передано, безосновательна, поскольку перечнем недвижимого имущества МБУЗ ГКБ N 3, являющегося приложением к передаточному акту от 18.05.2012 года N 719-р, определены нежилые помещения, здания, сооружения, передаваемые в государственную собственность, имеется печать организации. Также перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МБУЗ ГКБ N 3 содержится в приложении к приказу КУИиЗо г. Челябинска от 19 марта 2012 года N 205 "Об исключении муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения из реестра муниципальной собственности г. Челябинска" от 19 марта 2012 года N 205. Передаточные акты имущества МБУЗ ГКБ N 3 составлены согласно приложению к приказу КУИиЗО г. Челябинска от 19 марта 2012 года N 205. Перечень недвижимого имущества МБУЗ ГКБ N 3 является приложением к передаточному акту от 18 мая 2012 года и сомнений не вызывает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, оснований к отмене решения не имеется.
Ссылка на необоснованное привлечение к участию в дело ГБУЗ ОКБ N 3, Администрацию Калининского района г. Челябинска, Правительство Челябинской области несостоятельна. Исходя из существа заявленных исковых требований, суд правильно определил субъектный состав лиц, участвующих в деле, с учетом заявленных сторонами ходатайств.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, регулирующего спорные отношения, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.И., Т., К., П., С., К.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.09.2012 ПО ДЕЛУ N 11-7131/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N 11-7131/2012
Судья: Решетова М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Никитенко Н.В.
судей Терехиной Н.В., Журавлевой М.П.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе А.И., Т., К., П., С., К.С. на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2012 года по иску А.И., Т., К., П., С., К.С. к администрации г. Челябинска, Правительству Челябинской области о признании права на заключение договоров социального найма жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя А.И., Т., К., П., С., К.С. - М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
А.И., Т., К., П., С., К.С. обратились в суд с исками к Администрации г. Челябинска о признании права на заключение договоров социального найма в отношении жилых помещений, расположенных в доме N **** по пр. **** в г. Челябинске: за К. - на блок ****, С. - комнату в блоке ****, П. - комнату (блок) ****, Т. - комнату (блок) ****, А.И. - блок ****, К.С. - комнату (блок) ****.
В обоснование требований указали, что они вселились в указанные жилые помещения на законных основаниях, в связи с трудовыми отношениями с МУЗ ГКБ N 3, поскольку указанное здание включено в реестр муниципальной собственности, то в соответствии со ст. 1, 2, 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", ст. 49, 50, 51, 109 ЖК РСФСР, ст. 7 Закона "О введении в действие ЖК РФ", ст. ст. 11, 61, 92, 94 ЖК РФ, ст. 12, 672, 217 ГК РФ имеют право на заключение с ними договоров социального найма. Права их нарушены тем, что в соответствии с заключенными ныне договорами найма жилого помещения специализированного жилищного фонда жилые помещения предоставлены им на время трудовых отношений с МУЗ ГКБ N 3 и при увольнении они лишатся единственного жилья.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечена администрация Калининского района г. Челябинска, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее по тексту - ГБУЗ "ОКБ N 3"), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее КУИиЗО г. Челябинска), в качестве соответчика Правительство Челябинской области.
Истцы А.И., Т., К., П., С., К.С. при надлежащем извещении не принимали участия в деле.
Представитель истцов М. поддержал исковые требования.
Представители ответчиков Администрации г. Челябинска, Правительства Челябинской области, представители третьих лиц Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", Администрации Калининского района г. Челябинска при надлежащем извещении не принимали участия в деле.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истцы А.И., Т., К., П., С., К.С. просят решение суда отменить, ссылаясь на обстоятельства, положенные в обоснование исковых требований. Суд неправильно применил ст. 7 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ", так как она указывает на возможность применения к спорным жилым помещениям норм о договоре социального найма. Также судом неверно применена ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", поскольку при переходе муниципального учреждения здравоохранения из муниципальной собственности в государственную, жилищный фонд (спорное общежитие) находящееся на праве оперативного управления МБУЗ ГКБ N 3 должен либо оставаться в муниципальной собственности, либо передаваться правопреемнику данного учреждения, но с сохранением всех жилищных прав проживающих в нем, включая право на заключение договора социального найма. Суд ошибочно не применил к спорным правоотношениям ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, тогда как на момент рассмотрения дела здание общежития исключено из реестра муниципальной собственности, а значит и из реестра специализированного муниципального жилищного фонда, следовательно, статус общежития утратило. Неверно дана оценка передаточному акту, утвержденному Министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18 мая 2012 года N 719-р, так как указанный акт не содержит передаваемое и принимаемое имущество. Суд необоснованно привлек к участию в дело ГБУЗ "ОКБ N 3", администрацию Калининского района г. Челябинска, Правительство Челябинской области, КУИиЗО г. Челябинска.
А.И., Т., К., П., С., К.С., представители Администрации г. Челябинска, Правительства Челябинской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", Администрации Калининского района г. Челябинска не явились, надлежащим образом извещены, заявление об уважительных причинах неявки или о наличии иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению дела, не представили. Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен главами 7 и 8 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. ****, дом ****, изначально строилось и использовалось для временного проживания медицинских работников. Комнаты предоставлены истцам для проживания в связи с трудовыми отношениями по основаниям, предусмотренным для специализированного жилищного фонда, статус и принадлежность данного общежития не изменялись.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются законными, основанными на полно и всесторонне исследованных материалах дела.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов N 251-13 от 01 июля 1980 г. утвержден Акт государственной комиссии от 30 июня 1980 г. на прием в эксплуатацию девятиэтажного крупнопанельного здания общежития на 537 мест по пр. ****, дом ****, которое было передано на баланс горздравотдела для больницы скорой помощи.
Решением Исполнительного комитета Челябинского городского Совета народных депутатов N 421 от 28 октября 1980 г. места в данном общежитии были распределены между медицинскими учреждениями, городской больнице скорой помощи выделено 195 мест, Горздравотделу для работников города - 30 мест.
В соответствии с решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 26 ноября 1992 г. за N 313/13-м общежитие, расположенное по адресу г. Челябинск, пр. ****, дом ****, передано в муниципальную собственность и внесено в реестр муниципальной собственности.
Согласно сведениям ОГУП "Обл.ЦТИ" с момента приемки указанного здания в эксплуатацию в 1980 г. балансодержателем здания является МУЗ ГКБ N 3 (до реорганизации - Городская клиническая больница скорой медицинской помощи).
Договором о закреплении имущества на праве оперативного управления от 03 марта 2000 г., с учетом соглашения о внесении дополнений и изменений в договор от 12 января 2009 г., перечнем муниципального имущества, закрепленного за МУЗ ГКБ N 3, подтверждается, что жилой дом N **** по пр. **** г. Челябинска, принадлежит МУЗ ГКБ N 3 на праве оперативного управления, и используется в качестве общежития, по состоянию на 01 февраля 2012 г. здание закреплено на данном праве за МБУЗ ГКБ N 3.
В соответствии со ст. ст. 105, 106 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 г., служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Как следует из материалов дела, истцам спорные жилые помещения были предоставлены в качестве общежития для проживания в период работы в учреждениях здравоохранения на основании ордеров и направлений для заселения в общежитие, подписанных должностным лицом ГБУЗ "ОКБ N 3" (в предшествовавшем наименовании), статус общежития не изменялся с момента первоначальной инвентаризации 23 августа 1980 г. по настоящее время, с 29 марта 2010 г. общежитие отнесено к муниципальному специализированному жилому фонду, в 2005 году МУЗ ГКБ N 3 со всеми истцами заключило договоры найма жилого помещения специализированного жилого фонда.
Согласно статьям 92, 94 Жилищного кодекса РФ общежития являются специализированным жилым фондом. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома или части домов. Под общежития используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Из материалов дела видно, что изначально общежитие, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. ****, дом ****, строилось и использовалось именно как общежитие для медицинских работников. С момента приемки указанного здания в эксплуатацию балансодержателем здания, а в дальнейшем управляющей организацией является МУЗ ГКБ N 3 (с последующими изменениями наименований).
Распоряжением Администрации г. Челябинска N 2117 от 29 марта 2010 г. данное муниципальное общежитие отнесено к специализированному жилищному фонду, все жилые помещения включены в реестр специализированного жилищного фонда (общежития) города Челябинска.
Во исполнение постановления Правительства Челябинской области от 12 января 2012 г. N 1-П "О принятии в государственную собственность Челябинской области муниципальных учреждений здравоохранения", приказом КУИиЗО г. Челябинска от 19 марта 2012 г. N 205 исключены из реестра муниципальной собственности муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения, в том числе МБУЗ ГКБ N 3, как имущественный комплекс, включая жилой дом (здание общежития N 2 без пристроя.
По акту приема-передачи от 01 февраля 2012 года из собственности муниципального образования "город Челябинск" в государственную собственность Челябинской области передана МБУЗ ГКБ N 3.
На момент рассмотрения дела имущество принято в государственную собственность Челябинской области и включено в реестр государственной собственности.
Как на момент вселения истцов в спорные жилые помещения, так и в настоящее время статус жилого дома, являющегося общежитием, не изменялся.
Таким образом, здание спорного общежития не принадлежало на праве собственности медицинскому учреждению, предоставившему жилые помещения истцам, а находилось у него на балансе. В 1992 г. в результате разграничения государственной собственности общежитие передано в муниципальную собственность, затем включено в реестр муниципальной собственности, а в дальнейшем передано в государственную собственность Челябинской области и включено в реестр государственной собственности. Жилые помещения в общежитии истцам были предоставлены в порядке и по основаниям, предусмотренным для специализированного жилищного фонда: статус жилого помещения не изменялся, оно находилось в муниципальной собственности, а в настоящее время в государственной собственности. Обстоятельств, с которыми положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" связывают возможность применения к жилым помещениям, расположенным в жилых домах и использовавшихся в качестве общежитий, норм о договоре социального найма, не имеется.
Передача МБУЗ ГКБ N 3 в государственную собственность Челябинской области и его переименование в ГБУЗ "ОКБ N 3" не меняет статус здания как общежития, жилищные права истцов в отношении предоставленных им жилых помещений не изменяет.
При этом необходимо учитывать, что безусловное распространение положений ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 г. о применении норм ЖК РФ о договоре социального найма в отношении жилых помещений, используемых в качестве общежитий, влекло бы, по своей сути, отказ от специального режима использования определенных жилых помещений.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). В свою очередь истцы не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Администрации Калининского района г. Челябинска, не обращались с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Оснований для признания за истцами права пользования занимаемых ими жилых помещений на условиях договора социального найма, не имеется, равно как и права на заключение таких договоров.
Ссылки истцов на Закон РФ "О приватизации жилищного фонда РФ", в частности, на неправильное применение судом положений ст. 18 данного закона необоснованны, так как суду заявлены требования о признании права на заключение договора социального найма, требований же о праве на приватизацию спорных помещений, не заявлялось.
Особенности правового режима спорных жилых помещений, в частности, их целевое назначение, исключает возможность передачи таких жилых помещений в частную собственность.
Ссылка в жалобе на отсутствие в акте приема-передачи имущества МБУЗ ГКБ N 3 в государственную собственность сведений о том, какое имущество и кому передано, безосновательна, поскольку перечнем недвижимого имущества МБУЗ ГКБ N 3, являющегося приложением к передаточному акту от 18.05.2012 года N 719-р, определены нежилые помещения, здания, сооружения, передаваемые в государственную собственность, имеется печать организации. Также перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за МБУЗ ГКБ N 3 содержится в приложении к приказу КУИиЗо г. Челябинска от 19 марта 2012 года N 205 "Об исключении муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения из реестра муниципальной собственности г. Челябинска" от 19 марта 2012 года N 205. Передаточные акты имущества МБУЗ ГКБ N 3 составлены согласно приложению к приказу КУИиЗО г. Челябинска от 19 марта 2012 года N 205. Перечень недвижимого имущества МБУЗ ГКБ N 3 является приложением к передаточному акту от 18 мая 2012 года и сомнений не вызывает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, оснований к отмене решения не имеется.
Ссылка на необоснованное привлечение к участию в дело ГБУЗ ОКБ N 3, Администрацию Калининского района г. Челябинска, Правительство Челябинской области несостоятельна. Исходя из существа заявленных исковых требований, суд правильно определил субъектный состав лиц, участвующих в деле, с учетом заявленных сторонами ходатайств.
Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, регулирующего спорные отношения, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.И., Т., К., П., С., К.С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)