Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4937

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. по делу N 33-4937


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиала "Уссурийский" ОАО "Славянка" к Д.М. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и расходов, связанных с уплатой госпошлины, по апелляционной жалобе Д.М. на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 01 апреля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
С Д.М., <...>, в пользу Филиала "Уссурийский" ОАО "Славянка" взыскана задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 52 606, 48 рублей и расходы по оплате госпошлины 1 778,19 рублей, а всего 54 384, 67 рублей.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителя Филиала "Уссурийский" ОАО "Славянка" Е.Д., представителей Д.М. - Д.И. и С.А., судебная коллегия
установила:

филиал "Уссурийский" ОАО "Славянка" обратился в суд с иском к Д.М. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и расходов, связанных с уплатой госпошлины. В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно договору найма служебного жилого помещения N 184 от 18.09.2008 года, заключенному с начальником Покровской КЭЧ, действующим от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны РФ, Д.М. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. В соответствии с договором N 1-УЖФ от 02.08.2010 года ОАО "Славянка" осуществляет техническое обслуживание и обеспечивает коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ.
Жилой дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое ответчиком, передан по акту приема-передачи N 190 от 25.10.2010 года. С этого момента техническим обслуживанием и обеспечением коммунальными ресурсами нанимателей жилых помещений Министерства обороны РФ занимается ОАО "Славянка".
На протяжении длительного времени ответчиком не вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Задолженность за период с 01.11.2010 года по 01.12.2012 года составляет 52 606,48 рублей. Просит взыскать с ответчика задолженность за жилое помещение и коммунальные услуги в указанной сумме, а также расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 1 778,19 рублей.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя истца согласно его заявлению.
Представитель ответчика в судебном заседании, не признав исковые требования, пояснил, что Д.М. с сентября 1993 г. состоит в браке с Д.И., и с которой проживает в спорной квартире. Супруга длительное время работает медицинской сестрой войсковой части 14038. В силу ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Д.И. имеет право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением, как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности. Ранее в 2006 г. и 2009 г. решениями мирового судьи судебного участка N 81 в иске о взыскании с Д.М. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отказывалось. Задолженность за прежние годы списана. Войсковая часть 14038 к государственной системе здравоохранения не относится. Между тем, в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников Конституционный Суд РФ федеральному законодателю предписал урегулировать порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в системе Министерства обороны РФ, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01 января 2005 г. До 01.01.2005 г. семье ответчика предоставлялась льгота по оплате за отопление и найм жилого помещения и оплату коммунальных услуг производила войсковая часть 14038. Ответчик считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, просит в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым Д.М. не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с существенным нарушением норм материального права. Считает, что судом не принято во внимание, что ОАО "Славянка" в соответствии с договором управления специализированного жилищного фонда (военных городков Министерства обороны РФ) N 1-УЖФ от 02.08.2010 г. осуществляет техническое обслуживание и обеспечивает коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ, начисляет и принимает оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, и обязана принимать меры к реализации гарантированных законом льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги. Бездействие органов власти Российской Федерации в части определения механизма предоставления льгот и порядка финансирования льгот не может являться основанием для удовлетворения иска.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Согласно ст. 153 ЖК РФ у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора существует обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная плата вносится ежемесячно на основании платежных документов, которые предоставляются в начале каждого месяца, следующими за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, имеет право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 г. N 839 разработаны меры поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, но данный порядок реализации социальной поддержки не распространяется на медицинских работников, работающих в системе Министерства обороны РФ.
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам военных госпиталей, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что с 01 января 2012 г. Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. утратили силу в связи с принятием ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г., где отсутствуют нормы, регулирующие предоставление льгот медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005 г.
Изложенное в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в лазаретах (госпиталях) воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, оказывающих военнослужащим медицинскую помощь аналогичного характера.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, супруга ответчика - Д.И. с 01 октября 1997 года по настоящее время работает медицинской сестрой медицинского пункта с лазаретом в филиале "Войсковая часть 14038" ФБУ - войсковая часть 32103 Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 53).
Ответчик (военнослужащий) с женой и двумя несовершеннолетними детьми проживают в служебной 3-х комнатной квартире, расположенной в селе Галенки Октябрьского района Приморского края, <...>. За период с 01.11.2010 года по 01.12.2012 года ответчиком не производится оплата за отопление жилого помещения, задолженность составляет 52 606,48 рублей. Льготы по оплате за отопление в указанный период времени супруге ответчика не предоставляются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей и медицинских пунктов Министерства обороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В силу приведенных норм до установления порядка предоставления мер социальной поддержки названной категории работников обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот возложена на Российскую Федерацию.
Однако, ОАО "Славянка" не обязана предоставлять ответчику услугу по отоплению жилого помещения бесплатно. ОАО "Славянка" не является структурным подразделением Министерства финансов РФ, на котором лежит обязанность по финансированию льгот медицинских работников, работающих в системе Министерства обороны РФ. Поэтому, суд правомерно взыскал образовавшуюся задолженность с ответчика. Супруга ответчика - Д.И. вправе ставить вопрос о возмещении понесенных расходов по оплате коммунальных услуг за отопление перед Министерством финансов РФ.
Суд первой инстанции, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам и принял верное решение, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

решение Октябрьского районного суда Приморского края от 01 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)