Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 03.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3848/2012

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. по делу N 33-3848/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Батршиной Ю.А.
Портянова А.Г.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации городского округа ... Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 22 декабря 2011 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора ... Республики Башкортостан, действующего в интересах А. к Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о возложении на ответчика обязанности вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан предоставить А., ... вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права А., ... на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 28 кв. м общей площади.
Заслушав доклад судьи Портянова А.Г., судебная коллегия

установила:

Прокурор ... Республики Башкортостан, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа ... Республики Башкортостан об обязании ответчика предоставить А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой ... проведена проверка по обращению А. о нарушении жилищных прав. В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения главы администрации ... городского округа ... от ... года N ... заявитель принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 4 человека (он, жена - А., дочь - А., сын - А.) и включен в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний" в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
По состоянию на ... года в списке граждан, имеющих право на получение жилых помещений во внеочередном порядке по категории "граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний", утвержденном распоряжением главы администрации ... ГО ... от ... года, А. находился под N ...; на ... года - под N ...
А. является инвалидом II группы, имеет органическое заболевание головного мозга травматического генеза.
Согласно информации Администрации городского округа город Уфа решение жилищного вопроса А. не представляется возможным в связи с отсутствием жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
В дальнейшем, исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены, где и.о. прокурора города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах А. просит обязать ответчика предоставить А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью жилья 14 - 18 кв. м на одного человека с учетом дополнительной площади. Основания, по которым предъявлен иск, оставлены без изменения.
Суд вынес приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, в кассационной жалобе представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Х. просит его отменить, считает, что указанное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя Администрации городского округа город Уфа - Х., полагавшую решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу части 2 указанной статьи, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.12 Постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за N ... от ... года "О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан", администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Создавать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Ссылаясь на приведенные выше нормы права, и удовлетворяя иск прокурора в интересах А., суд обоснованно пришел к выводу о том, что А. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ..., что подтверждается заключением ВК N ... от ... года и не оспаривается ответчиком, А. ... года обратился в администрацию ... городского округа ... Республики Башкортостан о включении его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует копия его заявления и материалов учетного дела очередника.
Распоряжением главы ... городского округа ... от ... года N ... А. признан малоимущим с целью принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма, и распоряжением от ... года N ... включен во внеочередной список для предоставления жилых помещений.
Однако, до настоящего времени А. жилым помещением не обеспечен.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от ... года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Как правильно указал суд для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации), возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Поскольку, А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, признан малоимущим и состоит на момент рассмотрения дела судом на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, включен во внеочередной список для предоставления жилых помещений, суд обоснованно пришел к выводу о том, что он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Так как, обеспечение граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в силу жилищного законодательства возложена на орган местного самоуправления, суд обоснованно возложил обязанность предоставить жилое помещение на администрацию городского округа город Уфа РБ.
По указанным выше основания, судебная коллегия считает, что доводы представителя ответчика в кассационной жалобе о том, что данные категории граждан обеспечиваются за счет средств субъекта РФ, т.е. Правительством Республики Башкортостан, являются несостоятельными.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам, представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые небыли бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. 347, 360, 361 ГПК Российской Федерации (в редакции ГПК РФ до 01.01.2012 г.) и ст. 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ", судебная коллегия,

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Х. - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Ф.КРЫГИНА

Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
А.Г.ПОРТЯНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)